Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Век старинный, век прекрасный


Век старинный, век прекрасный
лекция-концерт


Добрый день дорогие друзья! В наши дни часто можно видеть афиши концертов с подзаголовками: «Вечер старинной музыки». В них могут звучать произведения разных композиторов в XVI – XVII веках. Это композиторы И.С.Бах, А. Вивальди, Л. Куперена, Г. Генделя и других. Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие – в эпоху, когда одежда аристократов отличалась пышностью, изобилием роскошных украшений, мужчины носили высокие парики, шляпы и туфли с бантами и пряжками, женщины - платья с расширяющимися к низу юбками и длинным шлейфом, а также туфельки на каблуке. Эпоху, когда танцевали такие изящные танцы, как менуэт.

Менуэт — старинный французский грациозный танец, с середины 17-го века становится очень популярным на тогдашних балах. Менуэт был любимым танцем самого Людовика, а затем из Франции танец распространяется по всей Европе, в частности в Россию, где царь Петр Первый активно прорубает окна в Европу.

Ф. Жак  Менуэт

Многие произведения, относящиеся к старинной музыке, написаны в эпоху барокко. Буквальный перевод этого слова с итальянского языка означает «странный, причудливый, вычурный». Первые его признаки стали проявляться, начиная с конца XVI века в архитектуре и изобразительном искусстве, а затем в музыке. Одним из популярным жанром эпохи барокко была – инвенция. Это слово означает выдумка, изобретение. Пианист должен научиться вести одновременно несколько голосов так, будто их играет не один пианист, а поют несколько певцов.

В. Тигранян Инвенция.

Когда говорят «барочный» стиль, «барочная» музыка, имеются в виду те произведения XVI – XVII веков, в которых преобладает драматическая патетика, большая динамичность образов, контрастность звуковых эффектов, где ощущается стремление к величию, пышности, пространственному размаху. Это эпоха необычайного взлёта человеческого духа, выдвинувшая такие имена, как Г.Галилей. Б.Паскаль, И.Ньютон, Ж.-Б. Мольер, Дж. Свифт. Х.Рембрант, Д.Веласкес. Яркими представителем эпохи барокко, конечно, были композиторы И.С.Бах, Г. Гендель. Но и были другие имена композиторов, которые внесли огромный вклад в развитие музыки этой чудесной эпохи, о них мы сегодня и поговорим.

Д.Г.Тюрк  Ариозо

Георг Филипп Телеман (14.3.1681 - 25.6.1767) - немецкий композитор, родился в Магдебурге и очень рано проявил свои таланты в пении, композиции и исполнении музыки, уже в 12 лет он написал оперу в стиле композитора Люлли. Его семья, а особенно мать были против музыкальной карьеры, и Телеман отправился изучать право в Лейпциг. С 1708 года Телеман - придворный музыкант в Эйзенахе, где встречался с Иоганном Себастьяном Бахом; с 1712 года руководил церковной капеллой во Франкфурте.

С 1721 года Телеман уже дирижер Гамбургского оперного театра. За свою более чем 70-летнюю творческую деятельность он создал произведения во всех известных в то время музыкальных жанрах и в различных стилях, существовавшей в 18 веке музыки. Большое внимание уделял Телеман программной музыке, писал увертюры. Он автор 40 опер, множество ораторий, а также 600 увертюр во французском стиле и массу других произведений в различных жанрах.

Г.Ф.Телеман  Бурре

Немецкий оперный певец Иоганн Баптист Кребс учился в гимназиях в Филлингене и Констанце, на протяжении двух лет изучал католическую теологию. Пел в хоре в и в 1795 году дебютировал как солист в придворной опере в Штутгарте. Выступал до 1828 года. Кроме того, он был постановщиком спектаклей своего театра. Кребс также давал уроки музыки, в том числе в собственном Институте музыки в 1812-1818 гг.

И. Кребс  Преамбула

Доменико Циполи, один из интереснейших композиторов XVIII века, родился в тосканском городке Прато в 1688 году в многодетной семье, где он был шестым ребенком. В Прато он получил начальное музыкальное образование.  И уже в 15 лет начал подрабатывать игрой на органе в местном соборе, а с 1709 для него наступил период странствий, продолжавшийся всю его недолгую жизнь.

В Неаполе он брал уроки у Скарлатти, затем учился в Болонье и в Риме. С 1715 года он получил престижную должность органиста  церкви в Риме, и в начале следующего года, закончил свою самую известную работу - сборник пьес для клавишных инструментов. Кроме занятий музыкой он еще вел курс теологии и философии в колледже и университете Кордовы - всё это говорит о том, что образование он получил по тем временам весьма солидное. На протяжении нескольких лет он занимал пост музыкального руководителя местной иезуитской церкви. Скончался Ципполи от туберкулеза в Кордове в 1727 году; ему было 39 лет.

Д. Циполи. Сарабанда

Томазо Джованни Альбинони был сыном богатого купца и венецианского патриция Антонио Альбинони. Изучал скрипку и пение. О его жизни известно относительно мало. Он был известен как оперный композитор во многих городах Италии - таких, как Венеция, Генуя, Болонья, Неаполь. В большом количестве он создавал инструментальную музыку - сонаты, скрипичные концерты, позже, сонаты и концерты для гобоя. Альбинони никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, а имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. Он - автор свыше 50 опер, скрипичных сонат, балетов. Его инструментальная музыка привлекла серьёзное внимание Иоганна Себастьяна Баха. Томмазо Альбинони умер в 1751 г.

Т.Альбинони Адажио

Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в Фузиньяно, неподалеку от Болоньи, в интеллигентной семье. Музыкальное дарование его выявилось рано, и развивалось под прямым воздействием болонской школы: юный Корелли овладел в Болонье игрой на скрипке. В 17 лет он был избран членом болонской академии.  В начале 1670-х годов композитор переехал в Рим, где и прошла затем вся его жизнь. В Риме молодой музыкант еще пополнил свое образование, изучая музыку у органиста, певца и композитора Маттео Симонелли. Музыкальная деятельность Корелли началась сначала в церкви, в качестве скрипача в капелле, затем в оперном театре капельмейстером. Здесь он выдвинулся не только как замечательный скрипач, но и как руководитель инструментальных ансамблей. С 1681 года Корелли начал публиковать свои сочинения: трио-сонаты, которые принесли ему широкую известность. Умер Корелли 8 января 1713 года, и погребён в Пантеоне, где с VI века хоронили художников, скульпторов и музыкантов.

А.Корелли  Сарабанда

Предки композитора Георга Муффата по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. В 1663-1669 он учился в Париже у Люлли, в 1681-1682 - в Риме у Паскини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге. Учился в Париже у Люлли, в Риме у Пасквини, встречался с Корелли. Сочинения Муффата, наряду с наследием таких его современников  знаменуют важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. В своих произведениях он соединяет французскую инструментальную сюиту и итальянский концерт. Также пишет органные партиты, и два сборника оркестровых сюит во французском вкусе. Сын композитора - Готтлиб Теофил Муффат также стал композитором и органистом.

 Для старинного итальянского танца сицилиана, который вы сейчас услышите, характерно спокойное, плавное движение и умеренный темп. Для музыки танца типичны триоли с пунктирным ритмом. В XVII-XVIII веках являлась распространённой формой инструментальной и вокальной музыки.

Г.Муффат Сицилиана

Куранта
(от французского courante, буквально - бегущая) - придворный танец итальянского происхождения в размере 3/4. Получил распространение на рубеже XVI-XVII вв. Танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку.

Ф. Каттинга Куранта

Иоганн Маттезон, певец, композитор и замечательный музыкальный писатель, и критик, родился 28 сентября 1681 года в Гамбурге. В молодости он получил прекрасное и разностороннее образование, способствовавшее развитию его разнообразных талантов. В 1697 году он выступил как певец в гамбургской опере, в 1699-м стал известен как оперный композитор, певец и дирижер. В 1715 году он получил при гамбургском кафедральном соборе место капельмейстера, которое покинул в 1728-м вследствие все более и более усиливающейся глухоты.

Деятельность Маттезона в высшей степени разнообразна и плодовита. Он написал 8 опер, 24 оратории и кантаты, мессу, музыку на страсти, несколько фортепианных сюит, сонат для флейты и др. Как музыкальный писатель Маттезон известен своими многочисленными теоретическими трудами, а также критическими статьями. Маттезон не был одарен глубоким творческим талантом и как литератор и критик принес музыке больше пользы, даже чем как композитор, но благодаря своей неутомимой энергии он был весьма полезным музыкальным деятелем. Маттезон умер 17 апреля 1764 года в Гамбурге.

И. Маттезон  Куранта

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в Германии, в городе Галле в семье довольно зажиточных бюргеров. Композитор известен, прежде всего, своими операми, ораториями и концертами. Получив музыкальное образование и опыт в Италии, он затем переселился в Лондон, а впоследствии стал английским подданным. В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».

Г.Гендель  Аллеманда

Старинный танец Аллеманда появился в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Размер 2/4, темп умеренный, мелодика плавная.  Обычно состояла из двух, иногда трех-четырех частей. В XVII веке аллеманда вошла в сольную и оркестровую сюиту.

Г.Гендель  Аллеманда

Немецкий композитор Иоганн Себастья́н Бах - главный представитель эпохи барокко, родился в Эйзенахе. Происходил он из семьи профессиональных музыкантов. Бах был непревзойденным органистом-виртуозом и  музыкальным педагогом. С 15 лет он служил в разных городах певчим, скрипачом, органистом и капельмейстером. Огромное творческое наследие Баха отличается глубоким философским содержанием, человечностью. Среди сочинений великого мастера – вокальные произведения, кантаты, хоралы, оратории, множество концертов для различных инструментов, сюиты и множество других шедевров.

И.С.Бах  Инвенция   

При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство и даже зависть своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравились глубина и серьёзность произведений И.С.Баха. Большой общественный интерес к музыке этого композитора возник много лет спустя, после его смерти. Стали издаваться его сочинения, была опубликована его биография. А музыканты всего мира начинают играть музыку И.С.Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! – Море должно быть ему имя», - сказал о Бахе  великий Бетховен. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и композиторов XXI века.

На этом наше путешествие в старинный и прекрасный век подошло к концу. Надеюсь, эта чудесная музыка вам понравилась!

Слободскова О.,2013 г.,
пгт. Октябрьское, ХМАО-Югра



Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (22.09.2013)
Просмотров: 2960