Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Творчество И. С. Баха, Ф. Й. Гайдна, В. А. Моцарта


Творчество И. С. Баха, Ф. Й. Гайдна, В. А. Моцарта
Тематическое мероприятие класса


     В век технического прогресса, связанного с компьютеризацией, автоматизацией, с определенным уровнем развития массовой культуры современный подросток концентрирует внимание на познавательном, интеллектуальном аспекте развития своей личности, так как главной задачей для детей этого возраста становится приобретение знаний для дальнейшего освоения основ той или иной профессии. Музыковеды, ученые, отмечают падение интереса к классической музыке, плохую посещаемость серьезных филармонических концертов молодежью. Молодежь привлекает музыка эстрадная, причем не эстрадная в высоком понимании этого термина (нет музыки эстрадной и классической, есть музыка хорошая или плохая). Плохо то, что молодежь тянется к музыке низкопробной. В музыкально-эстетическом воспитании имеются проблемы, носящие не локальный, а системный характер, увидеть которые невозможно в рамках учебно-воспитательного процесса. Необходим анализ имеющихся противоречий и, прежде всего, определение степени рассогласования запланированного результата музыкального обучения с реально достигаемым, с позиции целостности, на основании системного подхода. Необходимость полифонического воспитания как способа организации мышления высокого уровня проистекает также из следующего: психологией доказано, что учащиеся старших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств (в дальнейшем ДМШ и ДІЛИ) находятся как раз в том возрасте, в котором мышление как в общих, так и частных его чертах складывается целостно в совокупности своих основных качеств. Далее можно говорить уже более о развитии всего того, что сформировалось к 12-14 годам. Этот момент усиливается еще и тем, что школа дает чисто технологическое овладение музыкальными (в большинстве случаев, и любыми другими) знаниями, но не учит главному: мыслить.

В современной науке и педагогике педагогический потенциал, заложенный в полифонии, не используется в полной мере: в отношении к полифонии преобладает специально-теоретический (в музыкально-теоретических работах) или узко-технологический (в педагогике) подход. Художественно-содержательный же аспект, и особенно с той точки зрения, с которой она рассматривается в данном исследовании, остается как бы «в тени».

Цели тематического мероприятия класса, посвящённого трём великим  композиторам И. С. Баху, Ф.Й. Гайдну, В. А. Моцарту:

1. Теоретически обосновать и практически разработать важность воспитания у учеников  полифонического мышления как постигающего, являющегося необходимым способом освоения мира.
2.    Ознакомить детей с классической музыкой 18 – го века.
3.    Лишний раз дать возможность детям перебороть страх перед сценой. (выступить)
4.    Ознакомить детей с творчеством и биографией композиторов.
5.    Сблизить детей. (общение, чаепитие, призы)
6.    Заинтересовать детей.

Программа тематического мероприятия:

1. Слушание музыки И.С. Баха, Ф.Й. Гайдна, В. А. Моцарта.
2. Ознакомление детей с биографией, творчеством, музыкой И.С. Баха, Ф. Й. Гайдна, В. А. Моцарта.
3. Исполнение детьми произведений И.С. Баха, Ф.Й. Гайдна, В. А. Моцарта.
4. Конкурс – викторина. (проверка усвоенного материала)
5. Призы, чаепитие.

Произведения:
1. Исполнение полифонических произведений Баха, Моцарта, Гайдна.
1). Бах:
Маленькая прелюдия, Фа мажор.
Маленькая прелюдия, До минор.
Менуэт, Соль мажор.
Менуэт, Ре минор.
2). Моцарт:
Менуэт, Ре минор.
3). Гайдн:
Менуэт, Ре мажор.

2. Слушание музыки Баха, Моцарта, Гайдна.
1). Бах:
Хоральная прелюдия для органа.
Фуга.
2). Моцарт:
Реквием.
Симфония № 40.
3). Гайдн:
«Лондонские симфонии».
Соната, Ми бемоль мажор.

Вступление


 - Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы учимся в музыкальной школе, играем, поем, так как нам всем нравится музыка. Музыка нужна нам всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть.
«Музыка, досказывает то, что словами нельзя выразить».
«Музыка - наш непосредственный язык души».
Во все времена занимались люди музыкой, слушали, играли. Музыка была любимым развлечением королей. В роскошных дворцах содержались оркестры, композиторам заказывали сочинения для праздников и музыкальных вечеров.
 - Эту встречу, мы посвятим трём замечательным великим композиторам: Баху, Моцарту, Гайдну. Чтобы нам с вами интереснее было узнать об этих композиторах, мы будем исполнять их произведения, которые мы играем, кто-то впервые, кто-то нет, слушать их музыкальные сочинения, смотреть портреты, и я вам немного расскажу об их жизни.
Будьте, пожалуйста, внимательны, так как в конце нашей музыкальной встречи состоится конкурс и победителей, ожидают призы! Начнём?

 - Итак, первый композитор, о котором пойдёт рассказ, это Иоганн Себастьян Бах.
Годы жизни 1685 – 1750. Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор 18 века, органист, клавесинист, также скрипач и хормейстер.
Родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Он родился в семье музыкантов - профессионалов, семья была очень большая. Воспитанием Иоганна занимался его старший брат. Иоганн имел превосходный голос (сопрано) и его старший брат отдал мальчика учиться в лицей при церкви. После окончания лицея, Бах целый год работал скрипачом в Веймаре. С 1704 – 1710 года – работал церковным органистом, потом в течение 10 – ти лет служил придворным органистом и композитором в Веймаре. С 1723 года работал в Лейпциге. Но именно в школе Бах познакомился с инструментом, который в последующее время стал его любимым инструментом.
Этот инструмент называется орган. Орган – это духовой клавишный инструмент, он появился очень давно, в 7 – ом веке. Орган – называют, «королём инструментов. Бах сочинил очень много произведений для органа, а также для клавесина, скрипки. Сочинил инвенции, симфонии, концерты, сонаты, сюиты. А теперь давайте послушаем…

Слушание: Хоральная прелюдия для органа, фуга.

А в живом исполнении, я вам предлагаю послушать Маленькую прелюдию И.С.Баха, До мажор, которую исполнит ...

Маленькие прелюдии относятся к клавирной музыке. Фортепиано тогда ещё не существовало. Существовал такие инструменты как клавесин и клавикорд.

Давайте послушаем ещё одну Маленькую прелюдию Баха, Фа мажор.

Большинству произведений Баха присущ полифонический склад, запоминайте: «полифония» - в переводе означает многоголосие, то есть много голосов. Все голоса должны быть выразительны и напевны. Каждый голос должен быть самостоятелен.

А теперь послушаем Менуэт, Ре минор, из «Нотной тетради Анны – Магдалены Бах».

 В наше время широкой известностью пользуется сборник фортепианных пьес, который называется «Нотная тетрадь Анны – Магдалены Бах». Анна – Магдалена Бах, была второй женой И.С.Баха. «Тетрадь» была написана Бахом для занятий со своей женой. Этот сборник состоит в основном из небольших пьес – полонезов, менуэтов, маршей.

И в заключение моего рассказа о Бахе, мы с вами послушаем  Менуэт, Соль мажор.

Менуэт – это старинный французский танец. Его танцуют парами, этот танец сопровождается поклонами и плавными движениями.

Следующий композитор, о котором я хочу вам рассказать, это Франц Йозеф Гайдн. Ф.Й. Гайдн – это великий австрийский композитор и дирижёр. Родился в 1732 году, а умер в 1809 году. Гайдна называли «отцом» симфонии и квартета. Родился в деревне Рорау, расположенной недалеко от столицы Австрии Вены. В шесть лет Гайдна отдали в школу. Гайдн с детства обладал очень хорошими музыкальными способностями. Он обладал прекрасным слухом, памятью, голосом, чувством ритма, занимался на двух инструментах: на клавикорде и скрипке. С восьми лет пел в хоре собора св. Стефана в Вене. В семнадцать лет после ломки голоса юный Йозеф был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь уроками и игрой в разных мелких оркестрах. Своё музыкальное образование пополнял самостоятельно. Занятия музыкой всегда доставляли ему необычайное удовольствие. В течение тридцати лет, с 1761 года, Гайдн служил у богатых покровителей искусства князей Эстергази, где его главной обязанностью было сочинение музыки, разучивание её с оркестром и исполнение на многочисленных концертах для гостей.

Гайдн создал громадное количество произведений: 119 симфоний, 83 квартета, 44 сонаты и другие произведения. Большую известность приобрели так называемые «Лондонские симфонии», это те симфонии, которые были написаны в Лондоне. Послушаем?

Слушание: «Лондонская симфония», Соната Ми-бемоль мажор.

А вы знаете, что такое симфония? Симфония – один из ведущих жанров оркестровой музыки. Сформировался в середине 18 – го века.
А в живом исполнении мы услышим музыку Ф.Й.Гайдна в виде Менуэта, Соль мажор.

И последний композитор с которым я вас познакомлю, это Вольфганг Амадей Моцарт. Родился в 1756 году, умер в 1791 году. Моцарта называли «чудом» 18 – го века. Моцарт – гениальный австрийский композитор дирижёр. Его жизнь была удивительна и необычна. Родился в Зальцбурге, в раннем детстве обнаружил исключительные музыкальные способности: с трёх лет играл на фортепиано, в четыре года уже импровизировал. В пятилетнем возрасте начал сочинять музыку, в шесть совершил первую концертную поездку (Мюнхен, Вена), в 12 лет написал свою первую оперу.

Его учителем был отец, Леопольд Моцарт – талантливый, образованный музыкант и прекрасный педагог. Он занимался с сыном на скрипке, клавесине, органе, преподавал ему музыкальную композицию, арифметику, историю, географию, латынь, итальянский язык. Вольфганг концертировал по многим городам Европы. В 1769 году назначен на должность придворного музыканта князя – архиепископа Зальцбургского. В 1781 году переехал в Вену. Умер Моцарт очень рано, в 36 лет.

В общей сложности он создал 626 произведений во всех жанрах музыки, из них 49 симфоний, 55 концертов, 68 духовных произведений, инструментальные сочинения. Из опер наиболее известны «Свадьба Фигаро», «Дон – Жуан», «Волшебная флейта». Последним сочинением Моцарта был его знаменитый Реквием, который он не успел закончить. Реквием – хоровое произведение траурного характера, которое исполнялось в церквях.

Слушание: Реквием, Симфония № 40.

А в живом исполнении ... сыграет нам, Менуэт, Ре минор Моцарта.

 - «И в заключение нашей музыкальной встречи, я проведу с вами конкурс, как и обещала. Слушайте внимательно вопросы, если знаете ответ, поднимайте руку.

Конкурс:

1.    Как называется «король инструментов»? (орган)
2.    Какой композитор родился в городе Эйзенахе? (Бах)
3.    Что такое полифония? (многоголосие)
4.    Что такое менуэт? (фран. танец)
5.    Кто написал «Лондонские симфонии»? (Гайдн)
6.    Какого композитора называют «отцом» симфонии и квартета? (Гайдна)
7.    Что такое симфония? (муз, жанр орк. муз)
8.    Какого композитора называли «чудом» 18 – го века? (Моцарт)
9.    Кто написал Реквием? (Моцарт)
10.    Хоровое произведение  траурного характера? (реквием)
11.    Какой композитор с 6 – ти лет начал выступать? (Моцарт)
12.    Кто родился в деревне Рорау? (Гайдн)
13.    Какие произведения писали эти композиторы ещё? (сонаты, концерты)
14.    Какой композитор служил у князей Эстергази? (Гайдн)
15.    Где были написаны «Лондонские симфонии» Гайдна? (в Лондоне)
      16. Сколько всего «Лондонских симфоний»?(12)
    
 - «Все молодцы! Слушали внимательно». (Вручение призов, чаепитие).
Коротких А. С., 2009 г.,
Караганда





Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (10.07.2013)
Просмотров: 2839