Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Творчество Г.-Ф. Генделя


Творчество Г.-Ф. Генделя

В истории музыки есть особенные даты. Таков, например, 1810 год, когда появился на свет Шуман и Шопен. Или же 1813 - начало жизни Верди и Даргомыжского. Одна из дат гораздо дальше отстоит от нас по времени. Это 1685 год. Именно в этом году в Германии, в городе Галле родился Георг Фридрих Гендель.

Г. - Ф. Гендель. Чакона - d moll

Его отец был цирюльником - хирургом, весьма уважаемым в городе человеком. Энергией и упорством он добился должности придворного хирурга герцога саксонского и ко времени рождения сына, будущего композитора, достиг значительного материального достатка.

Удивительные музыкальные способности и чрезвычайный интерес ко всему, связанному с миром звуком проявились у Генделя с раннего возраста. Но музыкальные увлечения маленького Георга натолкнулись на противодействия отца. Отец Генделя мечтал об ином будущем для своего сына - о карьере юриста. Только вмешательство герцога саксонского, который слышал игру на органе 8 - летнего музыканта заставило отца уступить призванию сына. Успех выступления перед герцогом положил  начало серьёзным занятиям музыкой Генделя с лучшим музыкантом и педагогом города Галле Фридрихом Вильгельмом Цахау. Цахау оказал исключительное влияние на своего ученика. Он  раскрыл Генделю стили многих композиторов. У Цахау Гендель познакомился с первыми сборниками для клавишных инструментов, появлявшиеся в то время. Благодаря Цахау, Гендель рано освоился с оркестром. Он выучился у Цахау играть на многих инструментах, из которых больше всего полюбил гобой. Для этого инструмента Гендель уже в 10 - летнем возрасте написал шесть произведений.

Когда Генделю исполнилось 12 лет, он совершил свою первую поездку в Берлин ко двору курфюрста Бранденбургского. К берлинскому двору приглашались знаменитые капельмейстеры и виртуозы. Оперные постановки сменялись здесь концертами, и на этих концертах выступал на клавесине юный Гендель. Успех Генделя был настолько велик, что курфюрст пожелал оставить его у себя на службе. Он предложил отцу Генделя отправить мальчика в Италию для музыкального совершенства. Но отец не соглашался: он всё ещё надеялся увидеть сына юристом. Георг поступает в университет на юридический факультет. В то же время он занимает место органиста при церкви.

Успешные начинания на музыкальном поприще определили окончательный выбор профессии. Посвящая себя искусству, Гендель оставляет университет и едет в Гамбург, где был открыт первый театр. Гендель вступает в состав оперного театра в качестве второго скрипача. В Гамбурге он пишет свои четыре оперы.

Дальнейшая жизнь композитора полна событий, путешествий и напряжённых сил. Если в Германии Гендель начал свой творческий путь как оперный композитор, в Италии - совершенствовал своё мастерство, то Англии он обязан тем, что стал знаменит. Англия привлекла композитора своей богатой театральной жизнью. Приехав в Англию, он предпринимает шаги, чтобы закрепить своё положение в этой стране. Сначала Генделю приходилось играть на клавесине и органе в частных домах, у богатых лондонских купцов. Постепенно эти выступления приняли вид концертов, достойных широкой публики. И вскоре его положение первоклассного виртуоза никто не осмеливался оспаривать. В лондонских газетах печатались такие хвалебные отзывы о Генделе: «О ветры, тихо трепещите вашими золотыми крыльями среди ветвей! Да будет тишина. Слушайте как играет несравненный Гендель!».

Гендель сумел понравиться королеве Анне, которая настояла на том, чтобы ему заказали написать произведение к одному из официальных торжеств Англии. Гендель мог считать себя удачливым, так как это был редкий случай в числе государственных заказов. В Англии  музыку к особым государственным событиям могли писать только отечественные композиторы. В 1726 году Гендель принимает английское подданство.

Почти пол - века неустанного труда принесли свои плоды. Музыка Генделя распространилась по всей Англии и за её пределами. Она звучала на торжествах и в соборах. В частных домах и дворцах Лондона, Ливерпуля, Дублина, Глазго любители музыки играли на клавесинах переложения номеров из опер и ораторий достопочтенного мастера Генделя. В Англии дети под строгим надзором учителей музыки выводили на инструменте его менуэты.

Г. - Ф. Гендель. Менуэт e - moll

Мало кто из композиторов ещё при жизни был удостоен таких почестей, каких достиг Гендель. В знак уважения и благодарности ему ещё при жизни был воздвигнут памятник из белого мрамора.
Гендель обладал широким кругозором, солидной образованностью, был поклонником живописи Рубенса и Рембрандта, знатоком литературы, поэзии, театра. Гендель был вхож в литературно - художественные салоны, где размышляли о жизни, природе, счастье: 
 
 «О счастье, всех желаний наших ты венец!
Покой, довольство ли, приятность ли сердец?
Какое бы тебе название не дать -
Живём одной надеждой лишь - тебя познать.
Не знаем твоего ни имени, ни свойства.
Что ты за вещь, что в нас рождаешь беспокойство?»

Так писал о счастье английский поэт Александр Поп в своём сочинении «Опыт о человеке».
Кроме опер и ораторий Гендель написал много инструментальной музыки: это оркестровые концерты и произведения для различных инструментов.

Г.- Ф. Гендель. Концерт G - dur

 Много оркестров сочинений написал Гендель для исполнения их на открытом воздухе, в городских и пригородных парках. Они так и называются: «Музыка на воде», «Музыка фейерверка». Музыка такого рода носила развлекательный характер и пользовалась большой популярностью англичан.
 Произведения для клавира, то есть, говоря на современном языке, для фортепиано представлены большим количеством танцевальных пьес. Частично они опубликованы впервые после смерти композитора, а многие увидели свет лишь в 1928 году. Известны три сборника сюит для клавира.
Своё происхождение сюита ведёт от музыки городского быта, домашних музыкальных развлечений. Сюита в переводе с французского означает «следование». Она представляет собой построение из следующих в определённом порядке старинных танцев: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.

Г.- Ф. Гендель. Сюита d - moll

Кроме этих танцев, обязательных для сюит, дополнительно вводились и другие:

Г.- Ф. Гендель: Гавот C - dur
Полонез  Менуэт F - dur

Гендель нередко меняет установившийся порядок следования танцев, часто заменяет их пьесами не танцевального склада, такими как ария.

Г.Ф. Гендель. Ария A - dur

Гендель любил природу, живые краски мира. Тем страшнее для него была слепота, наступившая в последние  годы  жизни.  Но  он  продолжал диктовать свои сочинения и выступал в концертах. Гендель умер в Лондоне в 1759 году, прожив 74 года:

«…пленник бренный, он в подлунном мире.
Всем помыслом к земному лишь прикован, 
Но небом окрыленный, в бесконечность
Он улетает, чтоб тех сфер достигнуть,
Где серафимы обретают вечность,
Где древо жизни расцветает,
Где приходящее все исчезает,
Где время, скорбь и смерть уже бессильны.»

Гендель оставил нам 44 оперы, около 30 ораторий, 20 концертов для органа с оркестром, 12 концертов для струнных инструментов, три сборника сюит, произведения для различных инструментов.

Немец родом, Гендель был национальным английским композитором, который до сих пор занимает первое место в английских концертных залах. В Галле, в городе, где родился Гендель каждый год в его честь устраиваются фестивали, в программах которых особое место занимает утренний праздничный час. При свете утра сочинения знаменитого  саксонца исполняются на заполненной публикой площади, там, где стоит величественная фигура Георга Фридриха Генделя.

Однажды в беседе с одним из своих почитателей Гендель сказал: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель - делать их лучше».

Г.- Ф. Гендель. Пассакалья g - moll

Л.М. Резчикова




Категория: Сценарии | Добавил: Moderator (27.07.2014)
Просмотров: 1187