Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Такая разная песня


Такая разная песня

Лекция-концерт

Пояснительная записка.

Среди многочисленных форм работы преподавателей детских школ искусств с учащимися особое место занимают внеклассные мероприятия. Учитывая особенности мотивации обучения в музыкальной школе, необходимым условием здесь становится привлечение факторов, формирующих позитивные эмоции и создающих атмосферу праздника. Для более продуктивного решения данных вопросов я рекомендую использовать музыкально-иллюстрированные лекции-концерты, в частности о разнообразии жанров и манере исполнения в излюбленном виде искусства современного поколения - пении.

Также необходимо формирование интеллектуальной, духовной, нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения, через глубокий интерес к вокальному искусству.

Цели и задачи.

Лекция-концерт проводится с целью: повышения общего культурного уровня развития детей, способствует расширению кругозора и развитию творческого потенциала учащихся. А так же:

1.Развитие музыкального вкуса детей и молодежи;

2.Расширение представления детей о жанрах песенного творчества и манере исполнения;

3.Популяризация детского вокального исполнительства;

4.Создание благоприятной среды для развития молодых талантов;

5.Духовному и нравственному воспитанию молодого поколения.

 

Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся …Блаженство,
Любовь, вражду - все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!

Екатерина Растопчина

Как вы думаете о чем эти строки? Конечно же о песне…


Песня – наиболее распространённый жанр вокальной музыки. Песней сопровождается вся жизнь человека, начиная с рождения, когда мать баюкает своего дитя и поет колыбельную, а также во все значимые моменты и даты . Даже пословицы свидетельствуют об этом: «Не пой худой песни при добрых людях. Чьим умом живешь, того и песню поёшь».

Жизнь песни очень сложна, потому что она отличается особой подвижностью текста и напева и как фольклорное произведение бытует одновременно в многочисленных вариантах. Песня, переходя из уст в уста, подвергается переделкам и изменениям, сюжеты её изменяются, персонажи и обстоятельства заменяются — и очень часто получается «старая песня на новый лад».

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент всегда при себе. Петь любят все. Но певцами можно назвать только таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Сегодня мы поговорим о различных жанрах песенного искусства, а также послушаем некоторые из них в исполнении учащихся моего класса.

Различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: композиторы используют элементы народной песни в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются и становятся вполне народными.

Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с традициями. Народные песни кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из них, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день доставляют эстетическое наслаждение нашему современнику. Народная песня, которая дошла до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочная и жизнерадостная, грустная и печальная, тесно связанная с народным творчеством в целом, свободная от жестких норм, и канонов, она являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей. При всей кажущейся простоте народной песни в ней имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного песенного творчества образцом, в котором выделяются лучшие черты народной жизни.

Народное пение, по состоянию при нем голосового аппарата, можно назвать естественно-разговорным. Чаще всего народный голос имеет грудное звучание. Такую манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере.

Практика показывает, что народные песни любой страны глубоко национальны. Композиция песни, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм - все эти элементы ярко отражают национальные особенности характера разных народов.

Сегодня мы услышим народные песни разных стран.

    Русская народная песня «Рассыпала Маланья Бобы» в исполнении ученицы 1 класса вокального отделения

    Индонезийская народная песня в обр. Е.Веврика «Прогулка с отцом»

    Швейцарская народная песня в обр. Р.Гунда «Кукушка»

    Польская народная песня в обр. А. Сегидинского «Кукушка»

Молодежь сейчас чаще слышит легкую эстрадную музыку и поэтому невольно, а порой и сознательно юноши и девушки подражают эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу. Чтобы понять - почему, поговорим об академической манере пения и о песнях композиторов классиков.

История вокального искусства знает много имен прекрасных певцов: Титта Руффо, Энрико Карузо, Виньиамино Джильи, Марио Ланца, Галли Курчи, Рената Тебальди, Джульетта Симионанато... и русских певцов: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Надежда Обухова...

Их голоса являются эталоном звучания в академической манере (прикрытого звучания голоса). Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Он не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у них формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём.

Академическая постановка голоса является оптимальной с точки зрения реализации природных голосовых данных человека.

В классической музыке и в опере голос трактуется исключительно как музыкальный инструмент. Композиторы пишут музыку для этого инструмента, учитывая мастерство и особенности голоса певца. Существует большое количество прекрасных вокальных произведений написанных русскими и зарубежными композиторами классиками. Сегодня мы услышим некоторые из них.

1. Ц.Кюи. « Цирк кота Морданки»

2. Н. Потоловский «Берёзы»

3. Л. ван Бетховен «Сурок»

4. В. А. Моцарт «Тоска по весне»

Ну и конечно же хотелось бы поговорить немного о таком распространенном сегодня жанре, как эстрадная песня.

Эстрада, как известно, - это один из видов современного сценического искусства так называемых малых форм.

Эстрадное искусство включает в себя множество различных направлений, в них входят и оригинальное выступление, и цирковое искусство, танец и пение, разговорный жанр, выступления иллюзионистов. Однако самым распространенным, известным и популярным на сегодняшний день является, пожалуй, пение. Эстрадные песни окружают нас повсюду. Мы можем прослушать артистов, посещая их выступления и концерты, а также можем увидеть все это, не выходя из дому – благодаря телевидению и радио.

Этот вид искусства подчиняется определенным требованиям сценического жанра. К основным особенностям эстрадных песен относятся мастерство артиста, безупречность исполнения, красивое и правильное оформление выступления. Как правило, к одной песне прикладывают руку сразу несколько людей. Это и поэт, и композитор, и исполнитель, и группа - «подтанцовка», и преподаватель-вокалист. Эстрадные песни – это плод коллективного творчества. Они рассчитаны, как правило, на многомиллионную аудиторию слушателей, независимо от того, пришли они на концерт или включили дома телевизор. А значит, и автор, и исполнитель стремятся к тому, чтобы их произведение понравилось как можно большему числу людей.

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В нем можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок-музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком, т.е. пением в речевой позиции. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

    Сл. и муз А. Бармунтаева «Три аккорда».

    сл. и муз. В. Осошника «Фиолетовая кепка»

    сл. Т. Андрейченко, муз. А. Гера «Музыкант»

    сл. Г. Козловского, муз. М. Магомаева «Синяя вечность»

«Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту» так писал поэт 19 века Иван Суриков. И мы, конечно же, согласимся с этими словами, так как песня всегда остается с человеком!

    сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского «Песня остается с человеком»

Тихонова Г.В., г. Бугульма, 2015




Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (29.08.2015)
Просмотров: 631