Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Рождение джаза в России


Рождение джаза в России

( к столетию А. Цфасмана) 2006 г.

Ведущий: Сто лет назад родился выдающийся российский музыкант, внесший большой вклад в становление отечественной популярной музыки – Александр Цфасман. Наш концерт мы посвящаем ему. (текст иллюстрируется музыкальными номерами в исполнении учеников)
---
Такое направление в музыке, как джаз, возникло на рубеже 19-го и 20 – го веков в Америке. У джаза африканские корни, но многое он унаследовал и от европейской музыкальной культуры. Ранний джаз существовал в разных формах: и в печальных блюзах негров-рабов, и в развлекательных рэгтаймах, звучавших в увеселительных заведениях того времни.Рэгтайм.
---
Особая гармония, необычные ритмы привлекали слушателя. Большую роль в популяризации джаза в 30-у годы сыграли биг-бенды (большие оркестры).
Сейчас прозвучит произведение из репертуара оркестра Гленна Миллера в исполнении эстрадного ансамбля  "Лунная серенада" .
---
В то же время в США были очень популярны мюзиклы. Темы из музыкальных спектаклей часто становились основой для импровизаций джазовых музыкантов. Сейчас вы услышите мелодию из мюзикла Джерома Керна «Роберта», премьера которого состоялась в 1933 году.  Керн "Дым".
---
Распространяясь по миру, джаз претерпевал изменения, популярность приобретали те его направления, которые были наиболее близки сложившимся традициям в данной стране. В 20-е годы прошлого века джаз пришел в Советский Союз. Этому способствовали концерты американских джазовых музыкантов в СССР, записи на грампластинках. Российские музыканты считают днем рождения отечественного джаза 1 октября 1922 года, когда состоялось первое выступление «Эксцентрического джаз-банда» Валентина Парнаха. 
---
 Композитор Исаак Дунаевский сказал: «Джаз пришел к нам в обнимку с песней. Таким мы узнали его и полюбили».
Певец Леонид Утесов называл советский джаз «песенным». Он писал в 1939 году: «Мой джаз может быть назван джазом только по составу инструментов, но по существу это песенный и театрализованный оркестр». В советском джазе 20-30-х годов наметилось два направления: театрализовано- песенное (оркестр Утесова) и инструментальное (оркестры А. Цфасмана и А. Варламова).
---
К 30-м годам джаз приобретает популярность – создаются джазовые оркестры, такие, как Государственный джаз-оркестр п/у Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого.
 ---
Сейчас вы услышите в исполнении известную песню тех лет. Премьера этой песни состоялась в первой программе Госджаза СССР. М. Блантер «Катюша». Постепенно происходит разделение на эстрадную музыку и джаз. В годы войны джаз- оркестры выступают на фронте и в тылу. Активно выступают джаз-оркестры Скоморовского, Минха, Блантера, Утесова, Шульженко и Коралли, Цфасмана, Варламова. Кнушевицкого, Людвиковского. В этот период усиливается песенно-танцевальная направленность джаза.
---
В этом году исполняется сто лет со дня рождения Александра Цфасмана – пианиста, композитора, дирижера.( фотопортрет) С его именем связаны значительные завоевания джаза с середины 20-х до конца 60-х годов. Цфасман "Веселый вечер".
---
 Цфасман родился в 1906 году в Запорожье, в семье парикмахера, Музыкой начал заниматься в Нижнем Новгороде, затем продолжил учебу в Москве. Работал пианистом, исполнителем ударных в симфоническом оркестре, домашним репетитором, заведующим музыкальной частью в театре, иллюстратором в немом кино.
Я понапрасну ждал тебя в тот вечер, дорогая,
С тех пор узнал я , что чужая ты для меня.
Мне бесконечно жаль своих несбывшихся мечтаний,
И только боль воспоминаний гнетет меня.
8. Цфасман танго" Мне бесконечно жаль".
---
 Двадцатилетний Цфасман в 1927 году организовал первый в Москве профессиональный джазовый оркестр – АМА-джаз (АМА – ассоциация московских авторов, которая поддерживала оркестр), Цфасман стал первым в стране джазовым музыкантом-профессионалом, получившим консерваторское образование. Он возглавлял несколько московских оркестров, выступал как солист-пианист. Большинство произведений создано им для фортепиано – танцы, песни, попурри. Эта музыка пользовалась большим успехом у массового слушателя. А. Цфасман «Неудачное свидание».
---
После войны наступает кризис. Джаз обвиняют в безыдейности, само слово «джаз» уходит из обихода, он под запретом.
И только в 50-х годах, с приходом новых музыкантов – Константина Орбеляна, Уно Найсоо, Юрия Саульского и других к нему вновь просыпается интерес, происходит возрождение джаза. В 1956 году из Казани в московский Росконцерт приглашают оркестр Олега Лундстрема. В это время начинает свою музыкальную карьеру Георгий Гаранян, будущий руководитель ансамбля «Мелодия».
---
60-е годы – период «бури и натиска» в современном джазе. Происходит смена поколений музыкантов. Пропаганде джаза способствовали Всемирные фестивали молодежи и студентов. Отечественные музыканты вышли на международную сцену. Давайте послушаем одну из популярнейших тем, написанной американским саксофонистом Полом Дезмондом в те годы. П. Дезмонд "Take five (Пять четвертей)".
---
 В 70-е годы в связи с увлечением молодежи рок-музыкой, интерес к джазу стал спадать. Но джаз всегда умел откликаться на потребности слушателя. Возникло такое направление, как джаз-рок (его яркий отечественный представитель - ансамбль «Арсенал» п/у Алексея Козлова).
 ---
В 70-80-х годах джаз окончательно оформился как жанр отечественной музыки, усложнился, а с середины 70-х годов началось профессиональное обучение джазу – сначала в музыкальных училищах, затем в некоторых консерваториях, а теперь и в музыкальных школах. Есть любители джаза и в нашей школе.
---
Сергей Прокофьев писал в начале прошлого века: « Многих серьезных музыкантов джаз отталкивает. Других интересует. Я думаю, дело зависит от того, какой элемент вы постараетесь выделить из джаза: если элемент пошлости, то джаз назойлив и отвратителен; если же попытаетесь отобрать все лучшее по линии ритма, мелодики и инструментовки, то можно найти большие богатства».
---
По словам американского музыковеда, на фундаменте джаза выросло здание современной популярной музыки. И это действительно так – лучшие достижения этого жанра вобрали в себя рок-музыка, эстрада.
---
Музыкальный критик Борис Асафьев писал: « Не одними великими композиторами и виртуозами живет музыка. Она держится и существует ее звучанием во всех кругах общества и множеством безымянных ее исполнителей, отвечающихна потребности своего круга только тем, что они в своих произведениях «собирают» и фиксируют то, что нравится в данный момент данной среде». Джаз на протяжении своей столетней истории переживал и взлеты, и падения, но всегда притягивал музыкантов возможностью самовыражении, ведь этот жанр дает неограниченные возможности проявить свою фантазию. И пусть российский джаз в период становлении был немного наивен и отличался от своего американского родственника, мы благодарны тем, кто этот жанр развивал и передавал свой опыт следующим поколениям.
 
Добавил Администратор
 
 



Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (03.06.2010)
Просмотров: 5240