Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Рояль - король инструментов


Рояль - король инструментов

Сольный концерт

Цель: реализация творческого потенциала личности учащейся через применение инновационных форм работы с одаренными детьми.

Задачи для обучающегося:

Проявить творческие и исполнительские навыки, сценическую выдержку при исполнении программы.

Донести да слушателей программное содержание произведений.

Уметь анализировать многообразие связей музыки и различных видов искусства.

Совершенствовать исполнительский уровень через исполнение произведений повышенной сложности.

Гармоничное развитие личностных качеств обучающегося при использовании личностно-ориентированного подхода.

Задачи для слушателей:

Воспитывать художественно- эстетический вкус аудитории- посетителей концертов ДШИ.

Расширять кругозор слушателей путем знакомства с произведениями различных направлений.

Воспитывать музыкально-ценностное восприятие музыкальных произведений.

Форма проведения: сольный концерт учащейся фортепианного отделения с элементами беседы для слушателей.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, презентация.

Аудитория: преподаватели и учащиеся ДШИ, родители, приглашенные.

 

Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
В. Ключевский

Мы продолжаем, ставшую замечательной доброй традицией, серию сольных концертов учащихся фортепианного отделения нашей школы. Сегодня со своим музыкальным талантом и исполнительским мастерством нас познакомит Панфилова Яна, учащаяся 7 класса. Для Яны это не первое сольное выступление, ее дебют состоялся в 2011 году, когда Яна училась в 4 классе, но тогда это было только начало, а сегодня - настоящий музыкальный праздник для взрослых и детей, для преподавателей и самой Яны.

За прошедший период накоплен большой и разнообразный материал: это сочинения, которые уже были исполнены на концертах, фестивалях и конкурсах различных уровней, а также и другие произведения, которые исполнятся впервые.

Концертно-исполнительская деятельность – важная часть творческой работы. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление вызывает у исполнителя особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Сценическое выступление – это радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост.

Итак, начинаем сольный концерт «Рояль –король инструментов» учащейся 7 класса фортепианного отделения Панфиловой Яны.

Рояль в переводе с французского означает королевский. Нет, разумеется, дело не в том, что короли с каким-то пристрастием относились к этому инструменту или играли на нем с большей легкостью и умением, чем на других инструментах. Титулован рояль за свои исключительно музыкальные «способности». Рояль - самый многозвучный инструмент, ведь он может соперничать даже с оркестром, не уступая ему ни в энергии, ни в виртуозном блеске, ни в глубине высказывания. Рояль - единственный инструмент, который может долго удерживать своим соло внимание публики и быть единственным участником большого концерта. Этому инструменту подвластна любая музыка: глубокая содержательная, бравурная виртуозная, нежная интимная, мощная сокрушающая.

Рояль- инструмент сравнительно молодой, а история его появления а свет длинна. Прародителями рояля стали клавикорд и клавесин, которых часто называют общим словом – клавир. Вряд ли мы узнали бы сегодня о них, если бы не композиторы, творившие для этих инструментов. Для клавира И. С. Бах писал в течении всей своей жизни. Ограниченные возможности двух главных его разновидностей клавесина и клавикорда не могли не смущать гениального мастера. Он сам даже пытался изобрести свой клавишный инструмент. Сделать это И. С. Баху не удалось, но он создал большее- гениальные клавирные произведения- прелюдии и фуги или как их еще называют, хорошо темперированный клавир. Так впервые в истории клавишных инструментов была не только подтверждена возможность использования всех 24 тональностей, но и раскрыты неведомые ранее их красота и богатство звучания.

И. С. Бах. Прелюдия и фуга ре мажор. ХТК I часть.

Исполняет учащаяся 7 класса фортепианного отделения Панфилова Яна.

Лет примерно 250 назад жил в городе Флоренции герцог Козимо Медичи, у которого была богатая коллекция музыкальных инструментов, настоящий музей. Смотрителем в этом музее работал мастер Бартоломео Кристофори. В его обязанности входило ремонтировать инструменты. Следить за порядком в музее и тому подобное, а в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. И вот в один прекрасный день в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина, но на самом деле в этом инструменте было одно замечательное новшество. Кристофори так изменил механику, что от силы удара по клавише зависела сила звука. Это был первый в мире рояль, и его изобретателем можно смело считать Бартоломео Кристофори.

Одним из первых композиторов, раскрывших возможности нового инструмента, был Йозеф Гайдн. Он тонко почувствовал, что рояль благодаря своему тембровому разнообразию может звучать и как камерный ансамбль, и даже как целый оркестр.

Й.Гайдн. Соната ре мажор II,III части.

Славу одного из самых совершенных музыкальных инструментов рояль завоевал далеко не сразу. Его соперником долго оставался старый клавесин. Сто лет примерно понадобилось для того, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное. XIX век обусловлен расцветом фортепианного исполнительства, особенно появлением в его русле виртуозного направления, отличительными чертами которого стали яркость,блеск, скорость игры. Несомненно, на развитие виртуозного фортепианного стиля повлияло значительное развитие самого инструмента: изменения в конструкции, направленные на увеличение силы и громкости звучания, появление педалей.

З. М. Мошковский. Концертный этюд № 6.

Сегодня рояль очень популярен, он звучит разнообразно и очень красочно, и поэтому стал любимым инструментом большинства композиторов. Среди создателей музыки не найдешь, пожалуй, такого, который не сочинял бы для рояля, а многие из великих композиторов были блестящими пианистами- Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен, Рубинштейн, Рахманинов. Они выступали перед публикой в качестве артистов- пианистов, и их сочинения для рояля раскрывают громадные возможности этого инструмента. Действительно, много прекрасной музыки создано для рояля, но и сегодня композиторы добывают из его «недр» все новые и новые богатства, новые музыкальные краски, новые звучания- инструмент неисчерпаем.

Э. Абрамян. Прелюдия до- диез минор.

Рояль- инструмент довольно разноплановый. Вы, наверняка, обращали внимание, что пианист может быть как солистом, так и выступать в составе самых разнообразных коллективов, чаще в роли аккомпаниатора, то есть создает музыкальную основу для исполнения. На первый взгляд, нет ничего проще для пианиста, чем фортепианный аккомпанемент, ведь основная задача- воспроизведение мелодии- лежит на исполнителе солирующего инструмента, а аккомпаниатор лишь создает необходимый гармонический и ритмический фон и задает темп. Но мало кому известно, что за кажущейся простотой стоит не только серьезная работа пианиста над своей партией, но и определенное концертмейстерское мастерство, если хотите, талант чувствовать солиста и создавать вместе с ним цельное музыкальное произведение.

Д. Кэндер. Весь этот джаз.

М. Таривердиев. Музыка.

Рояль- это, действительно, совершенно уникальный музыкальный инструмент, ведь он- единственный в своем роде инструмент, на котором может играть два, а то и три исполнителя. Возникновение жанра фортепианного дуэта связано с моментами дружеского общения, семейного музицирования. Наличие двух пианистов за одним инструментом позволяет более полно использовать клавиатуру, строить белее объемные аккорды, использовать для динамического эффекта равномерное распределение силы двух человек.

Фальво. Скажите, девушки.

Исполняет фортепианный дуэт

А. Пьяццолла.Либертанго.

Исполняет фортепианный дуэт

Во второй половине XIX века утвердился новый жанр- игра на двух фортепиано в 4 руки. Участники фортепианного дуэта теперь имеют в своем распоряжении всю клавиатуру, поэтому партии приобретают большую самостоятельность, они могут быть равнозначными, могут имитировать друг друга, обмениваться функциями и даже соперничать, а рояль в этлм случае может брать на себя даже роль оркестра.

А. Бабаджанян. Ноктюрн.

Исполняет фортепианный дуэт

Сегодня нашему роялю около 300 лет, появившись в начале XVIII века, он постоянно совершенствовался. Более того, в XXI веке появились цифровые клавишные инструменты, по некоторым качествам превосходящие рояль. Значит ли это, что наш королевский рояль устарел? Разумеется, нет. И подтверждение этому мы видим в том, что столько людей учится играть на рояле, что тысячи и десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки, а в последнее время очень популярны стали конкурсы и фестивали пианистов различных уровней. Это значит, что рояль с его удивительным богатством и разнообразием звуковых красок и оттенков по- прежнему любимый музыкальный инструмент. Солист и аккомпаниатор, инструмент для домашнего музицирования и постоянный участник оркестра, ансамбля и театра. Рояль просто незаменим, и всегда будет оставаться на пике популярности.

Philip R Buttall. Five – finger fox- trot.

Исполняет фортепианный дуэт

Литература

Зильберквит М. Рождение фортепиано. - М.: Детская литература, 1984. - 86с.

Кленов А. «Почему?» В концертном зале. –М.: Музыка. 1981. – 56с.

Кленов А. Я познаю мир: Детская энциклопедия. - М.: Музыка, 1997. - 448с.

Интернет-ресурсы:

http://klavierstimmer.ru/articles

http://festival.1september.ru/articles/637880/

Ковальчук Т. В., 2015, Усть-Кут
 




Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (27.09.2015)
Просмотров: 861