Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Путешествие в мир джаза


Путешествие в мир джаза

В начале XX века появилось новое направление в музыке - « jazz» ,это слово относилось и к самой музыке, впервые зазвучавшей тогда, и к оркестру, который исполнял эту музыку.  Возник джаз в США, среди угнетённого негритянского населения. Уставшие от непосильного труда, чёрные невольники в редкие часы отдыха пели под аккомпанемент холопков в ладоши, под удары по пустым ящикам. Это ещё была настоящая африканская музыка. Но с годами и десятилетиями музыка предков, постепенно стиралась из памяти поколений,  произошёл  сплав фольклора афроамериканцев  с культурой белого населения США.

Отдавая дань прародителям джазовой музыки, начнём наше путешествие в мир джаза с пьесы французского композитора- импрессиониста К.Дебюсси « Маленький негритёнок».Эта пьеса, написана в жанре  кейк-уок( в переводе с англ. – шествие на кухню), популярного с середины XIX века быстрого синкопированного танца- марша. По одной из версий его название связано с танцами чёрных рабов, исполнявшимися для увеселения белых хозяев. Шествие на кухню, вероятно было наградой отличившимся танцорам. 

Исполняет инструментальный ансамбль в составе Демидова Лиза 2кл флейта Лукьянова Лада 3 кл фортепиано.

А теперь отправимся в город Новый Орлеан, то место откуда джаз начал своё триумфальное шествие по всему миру. Этот город часто называли Парижем  на Миссисипи, настолько он был наполнен музыкой и танцами в течение двух столетий.  В этом городе в то время существовала уникальная субкультура креолов – людей французского и испанского происхождения, родившихся в Америке. Важной частью их культуры была музыка. В Новом Орлеане было несколько симфонических оркестров, оперные труппы, признаком хорошего воспитания у креолов было умение петь и играть на каком- либо музыкальном инструменте, посещение оперных спектаклей, игра в любительских  ансамблях.

Между 1900 и 1905 годами в Новом Орлеане происходили события, способствующие рождению джаза. После окончания американо-испанской войны на рынке появилась масса подержанных духовых инструментов, распродаваемых после демобилизации войск. Все лавчонки города были завалены кларнетами, тромбонами, корнетами, барабанами, которые за бесценок мог купить даже негр. Появились ансамбли, играющие на парадах, пикниках, вечеринках, свадьбах и похоронах. В оркестрах и ансамблях смешались друг с другом креолы и негры. В результате слияния двух культур и родился джаз.

Н. Мордасов « Старый мотив» 

Тесно общаясь с креолами, негры постепенно стали усваивать репертуар креольских оркестров: марши, регтаймы и танцы. Конечно, некоторые негритянские музыканты играли эту музыку и раньше; но теперь, овладев оркестровыми инструментами, они заиграли ее в чем-то по-новому. Воспитанные в традициях афроамериканского фольклора, негритянские музыканты скорее всего бессознательно, лишь в некоторых фразах, как бы разводили мелодию и ритм, привнося таким образом в музыку свой принцип сдвига мелодической фразы с ее метрического пульса. Поскольку первые джазовые пьесы исполнялись в основном на открытом воздухе, на пикниках и на улицах, широкое распространение марширующих оркестров в те времена вполне объяснимо.
Послушайте несколько пьес, написанных в жанре марша в джазовом стиле.

М. Шмитц «Марш гномиков» 

Э.Градески « По дороге домой из школы»

И. Лессер « Выходной день»

Г. Мурадян «Весёлая прогулка»

Д . Чаги Soda Pop 

В начале XX века большое распространение получил рэгтайм – форма городской танцевально-бытовой  музыки, исполнявшейся североамериканскими неграми в небольших кафе и танцевальных залах. Рэгтайм означает в переводе « рваное время»,  в нём используется приём так называемого «страйд-пиано», когда левая рука совершает постоянные прыжки по клавиатуре, беря то басовую ноту, то соответствующий ей аккорд.

Рэгтайм отличал необычный ритм: на фоне однообразно мерного, четко маршеобразного аккомпанемента (  имитация приемов игры на банджо) в мелодии появлялись перебои, синкопы, которые как бы разрывали эту мелодию на части, и, казалось, пианист все время пытается собрать их вместе, упрямо повторяя один или два отрывка. В конце 10-х годов рэгтайм вошел в моду как бальный танец. Столицей рэгтаймов стал Сент-Луис, а «королем» их назвали композитора негритянского происхождения Скотта Джоплина. 

Послушайте пьесу М. Шмитца «Микки Маус» в жанре регтайма

Полнозвучный стиль буги-вуги появился в начале XX века из-за необходимости нанимать пианистов взамен оркестров в недорогих кафе и прочих местах, где развлекали публику на вечеринках и приёмах. Чтобы заменить целый оркестр, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры. 

Буги-вуги – фортепианный импровизационный стиль джаза, где на фоне постоянной фигуры «блуждающего баса» исполняются в быстром темпе вариации 12-тактовой темы. Этот стиль зародился в 20-х годах, а к 40-му году стал всеобщим увлечением. Пианисты-любители, подростки на вечеринках играли буги-вуги на фортепиано и самодеятельными ансамблями. Со временем эту музыку включили в свои программы большие свинговые оркестры. 

Э.Сигмейстер « Поезд идёт»

Ю.Рочеролл «Давай Буги!»

Между джазовой лихорадкой 20-х годов и бумом рока 60-х имел место период, известный как «эра свинга». На джазовой сцене такое искусство явилось в лице Бенни Гудмена, кларнетиста и руководителя джазового оркестра. 

Важную роль в популяризации свинговых оркестров сыграло радио. В середине 30-х годов радиоприёмник стал непременным атрибутом любого американского дома. Каждый вечер в течение двух-трёх часов радио транслировало выступления различных ансамблей и оркестров. Это служило им бесплатной рекламой. Музыка свинговых оркестров Г. Миллера, Д. Эллингтона, Т. Дорси стала явлением массовой культуры. Сформировалась огромная аудитория любителей джаза. Свинг – не только джазовый стиль, но и характерный элемент джазовой техники. Это – пульсация, возникающая в результате несовмещения акцентов мелодической и ритмической линий

Д. Мак-Хью На солнечной стороне улицы

Современный джаз начался со стиля «би-боп». Он был создан полностью чёрными музыкантами, играющими в клубе «Минтон». Саксофонист, трубач, пианист и гитарист совершили революцию в джазе. Раньше темпы были средними, теперь они стали очень быстрыми или очень медленными. Пионеры Би-бопа – саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Телониус Монк и Бэд Пауэлл.

М. Дворжак Джазовый этюд

И конечно джазовый стиль оказывал влияние на композиторов ,живших в эту эпоху. Послушайте пьесу американского композитора А. Копленда « Кот и мышь», в которой слышен синтез джазовой полиритмии с техникой композиции.

А. Копленд « Кот и мышь»

Что же такое джаз? По словам Джеймса Коллиера: «Джаз – это состояние души». Джазовая музыка завоевала любовь миллионов людей на земном шаре. Для многих музыкантов и слушателей общение с джазом стало насущной потребностью, составной частью духовной жизни. Джаз несёт в себе огромный эмоциональный заряд, призванный воздействовать на человеческие чувства: тревожить, будоражить, волновать, увещевать, забавлять, развлекать. Не случайно, звуки джаза, наряду с другими символами современной цивилизации, были заложены в закодированное послание Человечества, отправленное на космическом корабле в бесконечное плавание по Вселенной. 

Использованная литература:
Д. Л. Коллиер « Становление джаза»
Википедия статьи « Эра свинга» « Буги-вуги»
muzprosvetitel.ru « Что такое джаз»  

г. Ноябрьск, Скорик Н. В.




Категория: Сценарии | Добавил: Moderator (23.01.2015)
Просмотров: 837