Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Полифония


Полифония

Академический концерт учащихся младших классов ДМШ (концерт-беседа)

Целью бесед о полифонической музыке является знакомство учащихся младших классов со старинной музыкой, с различными способами изложения голосов в многоголосных произведениях.

Практика показала, что такие беседы можно проводить ежегодно, внося некоторые корректировки в сценарий, связанные с изменениями исполняемых учениками программ.

Ведущий: Я – словарь, но не простой, а музыкальный. И сегодня мы с вами совершим путешествие в страну «Многоголосье». Слушайте внимательно! Тем ученикам, которые смогут правильно ответить на мои вопросы, я поставлю пятерку. Да, да… Настоящую пятерку в дневник! А помогут нам мои «странички» из словаря.

1 страничка (1-й ученик): «Полифония» в переводе с греческого значит «многоголосье». Много голосов в хоре, в инструментальном ансамбле и оркестре, много голосов даже у таких инструментов как рояль, клавесин, орган. А откроет наш концерт произведение  композитора И.С. Бах, который всю свою музыку писал в полифоническом стиле. Звучит «Шутка» из оркестровой сюиты И.С. Баха.

2 страничка (2-й ученик): Скажи, пожалуйста! Если произведение написано для хора, оркестра, рояля или органа, значит ли это, что оно обязательно полифоническое?

1-й ученик: Нет! Полифонией считается только та музыка, в которой звучание голосов похоже на «беседу друзей». И они подробно, со всех сторон обсуждают главную для всех музыкальную мысль. Как, например, в пьесе одного старинного композитора.

Исполняется «Полонез» И.Ф.  Кирнбергера.

2-й ученик: Сейчас прозвучит «Ария» старинного композитора Генри Перселла. «Ария»  - это вокальное произведение, в котором человек передает свои душевные переживания. Чаще всего «Арии» поются, но могут исполняться и на музыкальных инструментах, особенно, на таком певучем, как рояль.

1-й ученик: Мы говорим о том, что в хоровых произведениях может быть два, три… голоса. А ария пишется для одного  голоса и поется от имени одного человека. Можем ли мы относить арии к полифоническим произведениям?

2-й ученик: Да, действительно, ария – это произведение для голоса с аккомпанементом. Но в наших ариях вокальная партия исполняется на рояле (она является верхним голосом пьесы). Сопровождение арии также написано в виде нескольких голосов. Поэтому мы можем смело отнести старинные арии к полифоническим пьесам.

Г. Перселл. Ария.

1-й ученик: Произведение, которое сейчас прозвучит, будет исполнено a capella.

2-й ученик: Что значит «a capella»?

1-й ученик: У этого слова очень интересная история. В древние времена в Италии  «капеллой» называли специально выделенное помещение при церкви. Здесь под сводом, словно под «шапкой», помещался церковный хор. К нему и перешло название «капелла».

В старину католической церковью признавалась только музыка звучащего человеческого голоса. Самая ранняя по времени капелла была исключительно вокальной. Позже к церковному хору прибавились музыкальные инструменты. Ещё позже «капеллой» стал называться профессиональный хоровой коллектив, исполняющий, в основном, классическую музыку. А ещё сохранилось древнее значение слова «a capella» - это хоровое пение без музыкального сопровождения. (Музыкальный номер).

2 ученик: Я хочу познакомить учеников с ещё одним старинным словом: «кантата». Пение у итальянцев называется «канто». От этого слова у музыкантов появилось много производных слов, в том числе и «кантата». Слово  «кантата» на русский язык переводится просто: произведение, в котором поют. О кантатах стали говорить триста лет тому назад.

1 ученик: А почему не 400, не 500 лет тому назад?

2 ученик: Потому что раньше в этом слове не было необходимости. Музыку для пения понадобилось отличить специальным названием тогда, когда появились пьесы только для игры на музыкальных инструментах.

1 ученик: А как назывались произведения для исполнения игры на музыкальных инструментах?

2 ученик: «Соната», «концерт». А ещё небольшим пьесам давалось название темпов: «Адажио» или, например, «Аллегро». Сейчас прозвучит пьеса старинного композитора Г.Ф. Телемана «Аллегро».

1 ученик: Уважаемая страничка, а по каким признакам мы можем определить, что звучит полифоническое произведение, а не просто пьеса?

2 ученик: В полифоническом произведении голоса как бы разговаривают  между собой. Старинные композиторы по традиции продолжали писать голоса в пьесах для исполнения на инструментах по определённым правилам. Позже у композиторов-классиков, таких как В.А. Моцарт, И. Гайдн и Л. Бетховен, голоса в полифонических пьесах развивались более свободно.

1 ученик: Интересно, а какой был первый музыкальный инструмент?

2 ученик: Как это ни странно, но первый музыкальный инструмент был… сам человек, а вернее, человеческий голос! Именно он воспроизводит самые поющие звуки. И при создании музыкальных инструментов мастерами прошлого он, голос, был лучшим примером для подражания. Для извлечения музыкальных звуков человек стал приспосабливать самые разные предметы: трубчатые кости зверей и птиц, морские раковины, струны. Вот, например, из козьей шкуры мастер сшил пузырь, надул его, приладил к мешку несколько дудочек – вот вам и инструмент под названием «волынка». Один – ведущий голос, а другие голоса помогают ему.

«Волынка» В.А. Моцарта

1 ученик: В народных песнях, как и в старинных пьесах, голоса могут развиваться по-разному. Например, один из голосов может имитировать, т.е. подражать другому голосу.

Народная мелодия «Шорская песня».

2 ученик: Очень часто в народных песнях один из голосов является главным, самостоятельным, а другой голос как бы украшает основную мелодию, он менее развит. Такие голоса называются подголосками, а произведения с такими голосами – подголосочной полифонией.

1 ученик: Мы говорили о голосах, слушали в исполнении вокалистов прекрасные полифонические произведения. А танцевальная музыка в давние времена тоже была полифонической?

2 ученик: К середине 18-го века нехитрые крестьянские танцы превращаются в бальные. Такое превращение произошло с танцем вязальщиков хвороста «Бурре». Перейдя в королевские дворцы, этот танец приобрёл галантность и изящество, сохранив, однако,  подскоки, как напоминание о своём простом происхождении.

Я. Сен-Люк. «Бурре».

1 ученик: А какой танец в это время был самый популярный?

2 ученик: Больше всего повезло «Менуэту». Это был самый модный танец при дворе короля Франции Людовика ХIV - «короля-солнца». В этом танце все чинно движутся неторопливым мелким шагом, выписывая красивую фигуру S. За мелкий шаг танец и назвали «Менуэтом».

И. Кригер. «Менуэт».

1 ученик: В «Менуэте», который мы сейчас прослушали, каждый голос ведёт свою самостоятельную мелодию. Такая полифония называется контрастной и хорошо передаёт движения кавалера и дамы. Танцевали «Менуэт» в нарядах с множеством украшений, в платьях, похожих на кремовые торты, в пудреных париках. Оточенным движениям – поклонам, приседаниям, реверансам знатные дамы и вельможи обучались в специально созданной для этого в Париже Академии танца. Но под музыку «Менуэта» вовсе не обязательно танцевать. «Менуэт» можно просто слушать, представляя, как звуки рояля хорошо передают звучание скрипки и виолончели. (И.С. Бах  «Менуэт»).

2 ученик: Постоянно сражаясь за своё первенство, к концу ХVIII века «Менуэт» устал. Если бы танцы умели разговаривать, то менуэт мог бы нам сказать: «Мне наскучила вся эта светская беготня по балам, и я решил уйти в концертную музыку – в сюиты, сонаты и симфонии. Вот где простор фантазии. Послушайте симфонии Гайдна, Моцарта и вы поймёте, каков из себя Менуэт.

В.А. Моцарт  «Менуэт»

А сейчас послушайте и ответьте, как композитор Герман Галынин в песенке «Чижик» построил 2-ой голос: по звукам арпеджио, хроматической гаммы или просто гаммы?

1 ученик: Сегодня мы познакомились только с частичкой огромного мира музыкального многоголосья. Встреча с голосами, которые строятся по строгим правилам, образуя многоголосные «фуги», нам ещё предстоит. Но всё же, в заключение нашего концерта, мы расскажем вам о полифонической пьесе под названием «канон».

2 ученик: Каноном называют многоголосную пьесу, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно. Иногда от одного и того же звука, иногда от разных. Канон – это полифоническая пьеса, построенная на непрерывной имитации (когда один голос подражает другому). (Ученики или преподаватели поют канон).

Ведущий (Словарь): Сегодня на концерте звучали полифонические произведения, написанные для хора, старинные танцы, народные песни. Вы запомнили, что такое «Полифония»?

1 ученик: А современные композиторы пишут полифонию?

Ведущий: Конечно, пишут! В любое время искусное переплетение голосов увлекает композиторов и доставляет удовольствие слушателям. Только теперь полифонические пьесы для детей не обязательно называются старинным словом «Инвенция» или «Прелюдия». Названия могут быть самые разные: «Песня», «Две плаксы», «Кукла сломалась». А сейчас прозвучит «Этюд», в котором вы услышите разговор двух голосов.

А. Жилинский. «Этюд».

Ведущий: Как я и обещал вам в начале нашего концерта, тем ученикам, которые ответят на мои вопросы правильно, я поставлю «пятерку». Мои странички помогут задавать вопросы.

1.  Что такое «полифония»?

2.  Что такое «ария»?

3.  Что значит «a capella»?

4.  Как по-итальянски называется «пение»?

5.  Назовите какое-нибудь слово, которое произошло от итальянского «канто».

6.  Какой был первый музыкальный инструмент?

7.  Как назывался инструмент, сшитый из козьей шкуры?

8.  Как называются полифонические пьесы, в которых есть подголоски?

9.  Какой танец был самым популярным в 18 веке?

10. Что такое «канон»? 

Лукина Л. В., г. Кондопога




Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (13.09.2015)
Просмотров: 607