Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Отчётный концерт фортепианного отделения


Отчётный концерт фортепианного отделения

Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после.

Здравствуйте наши уважаемые гости! Мы начинаем отчётный концерт фортепианного отделения. И по традиции первыми начнут наш концерт самые юные артисты.  На сцене Орлова Регина. Регина нам исполнит незатейливую, юморную песенку, которую знают и взрослые и дети. Это музыка из нашего с Вами детства. Попробуйте узнать её!

(Шаинский «Антошка»)

Под горою у реки
Живут гномы-старики
У них колокол висит
Позолоченный звонит.

Вот про такого гнома нам сейчас расскажет языком музыки ... Екатерина.

«Гномы».

Язык музыки безграничен. Так, музыкальными средствами выразительности композиторы могут не только рассказывать нам о сказочных героях, но и изображать явления природы, например, дождик. ... Артём нам и исполнит шуточную песенку Александрова «Дождик».

Родиной польки можно по праву считать Чехию. В далеком 1834 году был создан этот прекрасный танец. Но этот веселый и зажигательный танец и до сих пор в моде. Прошло много времени, появилось великое множество направлений в танцевальной моде, а вот полька всегда остается «на плову». …И, несмотря на то, что к польке относятся как к народному танцу, она покоряет людские сердца своим ритмом, стоим темпераментом и энергией, а самое главное – своим положительным зарядом. На сцене фортепианный ансамбль:

 Кажицкий «Полька».

 Слонов «Светланина полька»

Глинка «Полька».

Полька имела огромный успех. Её стали учить во всех танцевальных школах. Этот танец был признан самым успешным, который могли танцевать даже те, кто не имел способностей. Считалось, что ритмы польки настолько зажигательны, что способны пробудить желание танцевать даже у тех, кто совсем ничего не понимает в танцах.

Послушаем этот танец в исполнении следующего исполнителя ... «Полька».

Человечество танцует с незапамятных времен. Уже в на­скальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. Музыка и танец - неразлучные дру­зья, танец без музыки почти немыслим. Сидорова Даша и Алфёрова Римма исполнят шуточный «Танец утят». Слушаем…

Танцевальная мода за две тысячи лет неоднократно меня­лась. Вот уже двести с лишним лет живет вальс - для нашего быстротекущего времени срок очень большой. Появилось немало других массовых тан­цев: танго, фокстрот, чарльстон, затем рок-н-ролл, твист, шейк, а пары все кружатся под звуки вальса. На сцене Маханькова Оля - Бетховен «Вальс».

В чем заключается новшество вальса - музыкальное и танцевальное?

В вальсе же, где в такте, а иногда в двух, четырех и даже восьми тактах сохраняется одна гармония, где из такта в такт повторяется почти обязатель­ная неизменная формула аккомпанемента «бас - ак­корд - аккорд», подчеркивается только первая доля; ба­совая нота словно снимает тяжесть с «привешенных» к ней двух последующих аккордов. Все это сообщает музы­ке вальса живость, придает легкость и стремительность его вращательным и скользящим движениям.

Но именно в вальсе дама и кавалер - одна танцующая пара, кружащаяся в едином довольно сложном движении. Как земной шар вращается вокруг своей оси и одновременно движется по орбите вокруг солнца, так и вальсирующая пара вра­щается «вокруг себя» и стремительно несется по «орбите танцевального зала». В исполнении фортепианного ансамбля послушайте ещё один Вальс М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин». 

В исполнении ... мы услышим одно из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Романс "Жаворонок" Глинка написал на слова своего друга, поэта Нестора Кукольника. Эта вокальная миниатюра входит в цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом", созданный Глинкой в 1840 году. Вот, как сам Глинка описывает своё настроение на тот момент времени: "Я хотел уехать из Петербурга (...) Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме..." 

Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок», в нём  слышна и русская заунывность и простодушие народных напевов.

Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь! На сцене…

История знает случаи, когда какой-либо мест­ный танец постепенно распространялся во многих странах Европы и надолго завоевывал их. Таков был, например, галантный менуэт. Танцующие двигаются маленькими шажками, кавалер изящным движением снимает шляпу, кланяется, дама церемонно приседает в глубоком реверан­се. Они танцуют, по сути дела, раздельно, лишь иногда позволяя себе коснуться друг друга кончиками пальцев. Движения медлительны, па изысканны… На сцене Бадекина Арина Сперонтес «Менуэт».

Среди затейливых старинных музыкальных ящиков самой популярной была шарманка. Ее встреча со слушателями обычно происходила так: «...Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто — сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки, и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые.».

В музыкальной истории всех народов звуки шарманки соотносятся с непростой судьбой ее владельца.
«Что же такое шарманка? Это небольшой переносной орган с механизированным звукоизвлечением. На его валиках записано несколько пьес, которые и начинают звучать, когда шарманщик крутит ручку.

Одной из первых пьес, исполненных на этом органчике, была французская песенка «Прекрасная Катрин». От нее и пошло название шарманки: «шарман» по-французски — «прекрасная». Но запись стиралась, шарманка начинала фальшивить, а ее бедный владелец, который жил на те жалкие гроши, что бросали ему слушатели, не мог купить новую. И постепенно слово «шарманка» стало ассоциироваться с фальшивым и однообразным звучанием. 

Поэтому и сейчас, когда давным-давно шарманок нет и в помине, можно услышать укоризненное и сердитое; «Ну, опять свою шарманку завел!..»

Вот как композитор Щуровский  изобразил этот инструмент на рояле. Итак, Щуровский «Шарманка».

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей.

Прислушайтесь, как поет мелодия: то печально, то ласково плачет, жалуется и вздыхает, то вдруг мелодия взлетает вверх, светлеет, освещается, волнуется, но вот снова она становится печальной, мягкой, грустной, звучит беззащитно, робко и неуверенно.

Гнесина «Грустная мелодия».

Но есть очень много произведений, не имеющих таких названий, но в них тоже переданы настроения, переживания, чувства человека.

Например, произведение может называться «Пьеса», «Мелодия» или «Музыкальный момент». Эти названия ничего не говорят о настроениях музыки, но мы все равно чувствуем и понимаем, о чем рассказывает нам музыка: о грусти, радости, нежности или тревоге. Одна из таких пьес композитора Литовко называется «Пьеса», но мы сами прислушаемся и поймем, какая она по настроению. 

Ребята, как вы думаете, неужели танцевальная музыка звучит только на балах, карнавалах, в опере и балете? Конечно же, нет! Танцевальная музыка пронизывает все музыкальные жанры и в первую очередь народную музыку. Народные песни и танцы – это целый богатый мир чувств, мыслей, переживаний простых людей в их повседневной жизни. В народных песнях черпают своё вдохновение музыканты и композиторы. 

Каждый народ славится своими традициями, каждый из них принёс свои неповторимые черты в мировую сокровищницу музыки. К примеру, молдавская музыка отличается самобытностью богатством формы. Среди распространённых танцев Молдавии - «Молдовеняска». 

Молдавский народный танец «Молдовеняска» исполняет Кукинова Евгения.

Русская пляска — общее название русских народных танцев. Существовало четыре характерных танцевальных приема: шаг, притоптывания, верчение и присядка. Пляска обыкновенно начиналась с "выхода", когда танцор торжественно, выкобениваясь, занимал место в центре круга, выпрямлялся, откидывал голову и упирал руки в бока. Затем он попеременно приседал, выставляя вперед то одну ногу, то другую. При этом танцор выкаблучивался, ставя ногу то на носок, то на каблук (выкрутасы). Мужчины часто плясали попеременно, как бы соревнуясь друг с другом (перепляс).Частым элементом русской пляски были хлопание в ладоши, по телу и голенищу сапог. Пляскам парни и девушки учились с малых лет. До Революции, а во многих местах и до Великой Отечественной войны проводились состязания плясунов — чаще всего на ярмарках, а также на Масленицу. Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства. Послушайте в исполнении ... Гречанинова «Русскую пляску».

Музыка этого талантливого композитора вошла в нашу жизнь около 50 лет назад. В одном из интервью Валерий Гаврилин сказал, что главная задача для него - «неустанно бороться за высокий музыкальный вкус народа, будить и просветлять человеческую душу». Путь к слушателю ему виделся через песенность, через выразительную мелодию, через поэтическое слово. Он всегда стремился из любого сюжета создать в своем сочинении, как он сам говорил, «небольшое представление». 

Гаврилин обладал великолепным чувством юмора и в своих произведениях передавал шутку, иронию, дарил слушателям возможность еще раз улыбнуться или посмеяться.  Юмор и шутка становятся неотъемлемой частью  творчества Валерия Гаврилина. На сцене Тимофеева Полина  с миниатюрным, но очень «лукавым» танцем. (звучит Гаврилин «Танец»).

Марш. Он бывает - бравурный, бодрый, военный, героический, грозный, громкий, громкогласный (устар.), громкозвучный (устар.), оглушительный, парадный, победный, победоносный, погребальный, похоронный, торжественный, торжествующий, траурный, триумфальный, церемониальный. А вот каким нам его представит ... Александр, расскажите мне Вы! (звучит Зуппе «Боккаччо-марш»).

В современном музыкальном мире широко известно имя Манфреда Шмитца, композитора, пианиста – аккомпаниатора и аранжировщика. В нашей стране имя композитора Манфреда Шмитца стало популярным с 1968 года, как только появился первый сборник с его произведениями. В репертуаре юных музыкантов с первых уроков (наша школа не исключение) появляются его пьесы, мелодии то с острым современным ритмом, то мелодичные, лирические, ласкающие слух. Исполняя его произведения, дети чувствуют себя музыкантами, у которых инструмент звучит полнозвучно, как у профессионального музыканта. Вашему вниманию будет представлена озорная пьеса М. Шмитца «Воспоминание».

В нашу жизнь уже прочно вошло слово «саундтрек». Это музыкальное сопровождение фильма, мюзикла, аниме, телепередачи, компьютерной игры. Вы услышите душераздирающий саундтрек к к/ф «Реквием по мечте». Это история о жажде жизни, поиска её смысла и неимоверная мелодия по силе своего воздействия, которая сопровождает этот фильм, держит слушателя в напряжении от начала и до конца, пробирая до мурашек и надолго оставаясь в памяти. Итак, Клинт Мэнселл «Реквием по мечте».

Прислушаемся к музыке И.С. Баха! Она создана два с половиной века назад, но понятна и близка нам, потому что наполнена человеческими чувствами. В ней радость и горе, жизнь и смерть, лёгкая дымка печали и возвышенная скорбь, лирическая углублённость и непосредственный юмор, серьёзные размышления и радость народно-жанровых сцен. Его музыку любит и почитает весь мир. Мечтал ли сам композитор о такой славе? Наверное, он удивился бы этому. Ведь он писал музыку «во славу Господа», жил и творил придерживаясь сложившихся традиций в композиции, религии, быту. На сцене фортепианный дуэт преподавателей.

И.С.Бах Концерт фа минор 1 часть.

Но великий композитор ещё любил и пошутить, и с удовольствием сочинял музыкальные шутки. Одну из которых мы сейчас и услышим. На сцене Фортепианный дуэт.

Бах «Шутка».

Вашему вниманию сейчас будет представлен номер, музыка которого необычайна по силе своего воздействия: она захватывает, восхищает, волнует, влюбляет в себя.

Нотр-Дам де Пари— французско-канадский мюзикл по роману Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери. Мюзикл дебютировал в Париже 16 сентября 1998 года. Мюзикл попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как имевший самый успешный первый год работы. Это душещипательная история любви светлой и чистой, трагической и  безответной. Самая известная песня мюзикла — «Belle» — была написана первой. А еще это полсотни песен о любви, потрясающие голоса, мелодичная музыка, соединяющая французский шансон и цыганские мотивы. Сейчас трудно найти человека, который бы не слышал о мюзикле или не слушал бы сам мюзикл, если не весь, то как минимум отрывки, возможно даже не осознавая, что это «Нотр-Дам де Пари». Можно с уверенностью сказать, что этот мюзикл – самый признанный и самый известный во всем мире. А исполнители главных ролей завоевали мировое признание. Сейчас, Вашему вниманию в исполнении преподавателей ДШИ будет представлен отрывок данного произведения.

«Время соборов» 

Спасибо Вам за внимание. Наш концерт окончен. До новых встреч.

Плотникова Е.Н.

г. Ярцево




Категория: Сценарии | Добавил: Moderator (21.06.2014)
Просмотров: 2955