Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Образы и жанры детской музыки в 20 веке


Образы и жанры детской музыки в 20 веке

     Музыка - лукавая работа,
     Чтобы людям сердце взволновать,
     Мало пьесу выучить по нотам,
     Надо научиться колдовать.
     Надо понимать язык снежинок,
     Записать, о чем поет капель,
     Или вдруг на крыльях журавлиных,
     Полететь за тридевять земель.
     Надо превращаться в медвежонка,
     На сосну карабкаясь, ворча,
     Или трепетать травинкой тонкой,
     У лесного чистого ручья.
     Тот, кто это знает и умеет,
     Тот приносит счастье в каждый дом.
     Постарайся сделаться скорее
     Добрым музыкантом - колдуном!

     На самом деле мир музыки безграничен! В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца. Музыка рассказывает о красоте родной земли и позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны. В произведениях композиторов можно услышать отголоски реальной повседневной жизни: шум города, гудки паровоза, звуки заводских цехов. Другие сочинения помогают пере¬нестись в далекое историческое прошлое. Но  чтобы людям музыкой сердце взволновать  мало научиться играть по нотам. Нужно тонко чувствовать и понимать язык музыки, уметь донести ее содержание до слушателя. А для этого нужно немало потрудиться, прежде чем стать именно добрым музыкантом - колдуном.
     Композиторы во все времена сочиняли музыку для детей. Ещё в Древней Греции певцы создавали детские песни. В Древней Спарте и Афинах детей с раннего возраста обучали пению в хоре, а также игре на авлосе - древнегреческом духовом инструменте.
     В Европе 18 века музыку для детей в педагогических целях писали Бах, Моцарт, Бетховен. А первым симфоническим произведением для детей стала «Детская симфония» Гайдна.  
     В 19 веке распространяется жанр цикла фортепианных и вокальных миниатюр. Достаточно вспомнить «Детские сцены» и «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского, «Карнавал животных» Сен-Санса.
     20 век не стал исключением. Композиторы сочиняют огромное количество произведений для детей. Причем это не только вокальные и фортепианные миниатюры, но и произведения крупной формы - концерты, симфонии, кантаты, оперы и балеты. И сегодня мы хотели бы познакомить вас с музыкой русских композиторов 20 века, которая была написана для детей.
Вначале мы послушаем музыкальные произведения, которые рисуют нам  картины природы и образы животного мира.

Кореневская «Зимой»

Григорий Фрид  «Закат солнца»

Патлоенко «Белкина полька»  из цикла «Танцующий зверинец»

     Сергей Слонимский современный композитор, пианист, блестящий импровизатор, крупный музыковед, профессор Петербургской консерватории. Он автор более 150 произведений, и премьеры большинства из них становились событиями нашей музыкальной жизни. Среди его сочинений - оперы, балеты, симфоний, многочисленные хоровые и камерно-вокальные циклы, инструментальные сочинения, бытовые песни, музыка к фильмам и спектаклям. Хочется особо отметить, что Слонимский написал много произведений для детей, очень ярких и интересных. Все дети любят сказки, поэтому уже становится традиционным обращение композиторов к сказочно-фантастическим образам. Сейчас мы с вами послушаем одну из таких пьес –

Сергей Слонимский «Марш Бармалея»

     Наверное, Сергей Слонимский очень любит мультфильмы. Иначе как объяснить рождение произведения с таким необычным названием - «Мультфильм с приключениями».

     Очень часто композиторы, сочиняя произведения для детей, обращаются к разнообразным жанрам танцевальной музыки.

     Галоп  - в переводе с французского - хорошо бежать. Возник галоп сначала в Германии, а в 19 веке как бальный танец распространился по всей Европе. А мы с вами послушаем «Галоп» Д. Кабалевского

     К жанру зажигательной итальянской тарантеллы обращается Сергей Прокофьев в своем фортепианном цикле «Детская музыка». Работа над «Детской музыкой» поставила перед Прокофьевым задачу большой художественной сложности - сказать новое слово в этом жанре. И Прокофьев блестяще справился со своей задачей. Композитор очень точно почувствовал в дыхании бегущей жизни,  интонации и образы, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки» и в наши дни,  «Тарантелла» Прокофьева отличается упругостью ритма и стремительностью. Интересно, что в «Тарантелле» нет ни одной подлинной итальянской мелодии. И, тем не менее, композитор с удивительной художественной тонкостью воссоздает неповторимо-своеобразный национальный колорит музыки.

«Тарантелла» из цикла «Детская музыка» С. Прокофьева

     Прокофьев прославился и как пианист-виртуоз,  выступления которого неизменно привлекали внимание публики. Еще, будучи совсем молодым, он заявил: «Я чувствую отвращение к подражанию, я ненавижу привычные методы. Оригинальность - вот моя цель всегда» и на протяжении всей своей творческой жизни оставался верен этой своей установке.  Свои смелые творческие замыслы он воплощал  в оригинальном новаторском стиле. О Прокофьеве говорили как о  сильном  и мужественном,  светлом и радостном художнике-исполнителе и композиторе. Послушаем еще одно фортепианное сочинение Прокофьева

Мимолетность № 11

Творчество Прокофьева отличается жанровым многообразием.   В список его произведений входят оперы, симфонии, концерты, сонаты, Важное место занимает балет. Прокофьев - автор семи балетов, среди которых «Ромео и Джульетта», «Золушка». Послушаем «Русский танец» из его последнего балета - «Сказ о каменном цветке».

     «Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Г.В.Свиридов. Это крупнейший русский композитор 20 века.  Главным направлением его творчества была вокальная музыка - сольная и хоровая. Но одно сочинение хотелось бы выделить, оно было  написано специально для своего маленького сына и, конечно же, для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей». Пьесы из  этого альбома с удовольствием  исполняют дети. «Старинный танец» переносит нас в далекое прошлое.
     Следующая пьеса буквально вся пронизано ритмами и интонациями армянских народных песен и танцев.

Шафранников «Армянский танец»

    Композиторы 20 века, сочиняя музыку для детей, нередко обращаются  к жанрам русской народной музыки. Так, Д. Кабалевский использует очень популярный жанр русского фольклора  -  частушку. Частушки - это небольшие игровые и плясовые припевки  юмористического содержания, которые исполнялись в сопровождении балалайки, жалейки, гармони под пляску. Только в «Частушке» Д. Кабалевского вместо слов - яркие, броские частушечные интонации.
     Особенность звучания одного из музыкальных инструментов  изобразил Г. Свиридов в озорной музыкальной сценке «Парень с гармошкой». Эта пьеса входит в  «Альбом пьес для детей».

     Далее в нашем концерте прозвучит музыка  Валерия Гаврилина и Родиона Щедрина. Эти  талантливые композиторы вошли в музыкальную жизнь нашей страны в 60-е годы 20 века.
     В одном из интервью Валерий Гаврилин сказал, что главная задача для него - «неустанно бороться за высокий музыкальный вкус народа, будить и просветлять человеческую душу». Путь к слушателю ему виделся через песенность, через выразительную мелодию, через поэтическое слово. Он всегда стремился из любого сюжета создать в своем сочинении, как он сам говорил, «небольшое представление». Героями таких «представлений» становились обыкновенные  скромные люди. Гаврилин работал в различных жанрах. Значительное место в его  творчестве занимают музыкально-сценические произведения - оперы, балеты, музыка для драматического театра и кино. В некоторых случаях толчком к появлению таких произведений послужили инструментальные пьесы. Известный балет «Анюта» возник именно на такой основе. Однажды ленинградский режиссер Александр Белинский, задумавший  ставить на телевидении фильм-балет по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее», услышал фортепианную пьесу Гаврилина «Вальс» и был ею очарован. Он уговорил композитора оркестровать различные фортепианные миниатюры и создать на их основе балетный спектакль. Так появилась балетно-симфоническая сюита «Анюта».
А мы послушаем  Каприччио из этой сюиты.

     Еще одна фортепианная пьеса Валерия Гаврилина «Генерал идет» .

     Многие композиторы обладали великолепным чувством юмора и в своих произведениях смогли передать шутку, иронию, подарить нам слушателям возможность еще раз улыбнуться или посмеяться.  Юмор и шутка становятся неотъемлемой частью творчества Родиона Щедрина. Он создает  сразу несколько произведений, в которых юмору отводится самое почетное место. Это «Озорные частушки», «курортная кантата» - «Бюрократиада», балет «Конек-горбунок» и другие произведения. А мы с вами послушаем замечательную фортепианную пьесу, название которой говорит само за себя.  «Юмореска» Родиона Щедрина заражает чисто щедринской «лукавинкой» и спустя более полвека остается излюбленным концертным «хитом».

Родион Щедрин «Юмореска» 

     В заключение концерта мы еще раз  обратимся к музыке Сергея Прокофьева. В 1921 году в Чикаго состоялась премьера оперы «Любовь к трем апельсинам» на сюжет сказки итальянского писателя 18 века Карло Гоцци. Яркие характеристики персонажей, увлекательное развитие сюжета, каждый поворот которого ожидается с восторгом и нетерпением, заставляют смеяться от души с первого и до последнего такта музыки. Огромную популярность  получил знаменитый марш из этой оперы - блестящее, красочное театральное шествие.

Марш из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»

     Наш концерт окончен,  благодарим за внимание.

Лукина И. В., г. Волжский Волгоградской обл.





Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (26.06.2013)
Просмотров: 3717