Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Об этюдах и не только…


"Об этюдах и не только…"
Сценарий музыкального вечера


Цель:

обозначение важности развития исполнительской техники как одного из направлений учебного процесса путем включения учащихся в общешкольные мероприятия.

Задачи:

- повышение интереса к совершенствованию техники;

- знакомство с формированием и развитием жанра этюда в историческом контексте;

- создание условий для концертного исполнения этюдов;

- объединение творческих усилий преподавателя и учащихся.

Рассказ ведущего иллюстрирован  изображениями старинных  клавишных инструментов и портретами  композиторов.

В качестве музыкальных иллюстраций звучит музыка в исполнении учащихся класса.
               

Ведущий 1. Этюды художника – это зарисовки с натуры и работа над    определенными частями картины. Наш музыкальный вечер - это  несколько историй, каждая из которых будет частью рассказа о жанре этюда.

      Обратимся к  Энциклопедическому  Словарю.
     В переводе с французского языка «этюд»  это  «учение,   изучение». В музыке так называют пьесы, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства.

Ведущий 2. Гаммы - это тоже  хорошее упражнение для развития беглости  и   ловкости пальцев. Все ученики музыкальной школы обязательно играют гаммы.
     У поэта Бориса Слуцкого есть   стихотворение  "Учебная    музыка”.

Когда я слышу гаммы за стеной,
мирюсь с разодранною тишиной.

                       Я знаю: эти гаммы — признак счастья.
                       Тот мученик, что к фортепиано сел,
                       спал с вечера, с утра поел.
 
                       Пускай долбает клавиши почаще.
                       Ничто с такой прекрасной полнотой
                       не выражает улучшенья жизни,
                       чем этот звук настырный и простой.
 
                      
                        Звучи же!
                        Из любого дома брызни!

                        На сцене ученица … класса ...
                        Она сыграет   гамму Ми–мажор.


Ведущий 1. Мы совершим путешествие по четырем векам – с XII по XX.
                  В те далекие времена, когда еще не было этюдов, существовал один из предшественников фортепиано - клавикорд- инструмент с мягким, нежным звуком. «Клави» в переводе с латинского - «гвоздь», «корда» -  струна. Когда на клавишу нажимали, она касалась струны гвоздем. Клавикорд в мягкости звучания не имел себе соперников, но звук его был таким тихим, что почти не был слышен в больших помещениях.
      В это же время в гостиных богатых вельмож и  в королевских дворцах царил  более звучный инструмент – клавесин. Роскошным был внешний вид инструмента – искусная роспись, украшения из слоновой кости.  По форме клавесины были разными: изящные спинеты (небольшие шкатулки) и высокие, похожие на жирафов клавиарфы.

Видеоиллюстрация:  Спинет, клавесин.

 Много замечательной музыки было написано для этого  инструмента.

В исполнении ... прозвучит Танец  английских матросов  английского композитора Пёрселла.

 Ведущий 2. Недостатком клавесина было то, что громкость его  звучания    оставалась одинаковой и не зависела от силы нажатия клавиши. Преодолеть это сумел другой инструмент. История его появления такова.
    Во Флоренции жил тонкий знаток искусства принц Фердинандо ди Медичи. Его коллекция клавесинов была известна далеко за пределами  Италии.
      Хранитель коллекции - Бартоломео Кристофори – в 1709 году приготовил принцу сюрприз – новый музыкальный инструмент. Он назвал его  «пианофорте». В этом инструменте были использованы молоточки, обтянутые кожей, которые, ударяя по струне, заставляли ее звучать. Новый инструмент чутко реагировал на силу нажатия клавиши, можно было постепенно увеличивать или уменьшать громкость звучания музыки. Сейчас мы называем этот инструмент фортепиано.

Ведущий 1. С появлением новых инструментов началось бурное развитие исполнительства. Но путь к вершинам исполнительского мастерства долгий и трудный. Он начинается в детстве с небольших упражнений и легких пьес.
                   
Вальс собачек Артоболевской.

      Постепенно, шаг за шагом, растет мастерство, а овладевать исполнительской техникой помогают этюды. В жизни мы называем техникой машины, приборы и приспособления, которые помогают нам, облегчают жизнь.  Хорошая техника музыканта облегчает его труд, помогает исполнить сложные музыкальные произведения.

Ведущий 2.
Жанр этюда появился в XVII веке. Среди наиболее  известных композиторов,  писавших в этом жанре, хочется назвать Карла Черни. Он родился в Вене в музыкальной семье чешского происхождения. Дед Карла Черни  был скрипачом. Отец  играл на гобое, органе и фортепиано, а так же  был преподавателем игры на фортепиано и настройщиком этого инструмента. В возрасте пятнадцати лет Черни начал очень успешную преподавательскую карьеру. Самым известным учеником Черни был Ференц Лист. В середине XIX века Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. Творческое наследие Карла Черни насчитывает больше 1000 опусов.
                    
Видеоиллюстрация: портрет Карла Черни.

                   В исполнении учеников класса прозвучат этюды Карла Черни:
                   1) Соч. 599 Этюд  № 56 F-dur
                   2) Соч. 777 Этюд  №16 D-dur
                  3)  редакция Гермера I часть  Этюд №17 C-dur
                  4)  редакция Гермера II часть  Этюд №5 C-dur                       

Ведущий 1. Фортепианная техника очень разнообразна: гаммы, арпеджио, аккорды, октавы, терции, хроматизмы. Этюд это  инструментальная пьеса, основанная, как правило, на частом применении какого-либо  приема исполнения и предназначена для усовершенствования техники исполнителя.
 
Этюд композитора Клина

Ведущий 2.
Герман Юхан Беренс ( 1826-1880) -шведский композитор, пианист, дирижер и педагог. Родился 7 марта 1826 года в Гамбурге. Отец Беренса, флейтист и капельмейстер, был его первым учителем музыки. В дальнейшем Беренс уезжает в Швецию, где с тех пор проходит его активная творческая деятельность.  Особой популярностью пользуются его сочинения для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов. Огромной известностью пользуются четырехтомная фортепианная "Новейшая школа беглости" и "Развитие левой руки".

Этюд Беренса Соч.88 №10 a moll


Ведущий 1.  Следующий этап в развитии жанра этюда связан  с развитием концертного исполнительства в  XIX и начале XX веков. Появляются художественные  этюды-пьесы, они исполняются не только в домашнем обиходе, но и на концертах. К таким этюдам относится произведение немецкого композитора и пианиста  Фридриха Бургмюллера, которое прозвучит в исполнении ученицы …  класса ...

Видеоиллюстрация: портрет Фридриха Бургмюллера.

Ведущий 2. Наш вечер подходит к концу. Все этюды выстроились по порядку, каждый занял свое место в этом необыкновенном этюдном вечере. Осталось сыграть последний аккорд, и будет готова картина, которую мы с вами создавали вместе.
        Великий немецкий композитор Роберт Шуман писал в «Жизненных правилах для музыкантов»: « Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т.п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же».
      Мы можем сказать подобно Шуману: «Не бойтесь упражнений, гамм и этюдов, полюбите их, и они вам непременно улыбнутся».
                                                                                                                                                 
Использованные интернет - ресурсы

1) http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/154769/
2) http://ru.wikipedia.org/wiki/
3) http://www.olofmp3.ru/index.php/IEtyud.html
4) http://e-music.fdstar.ru/2008/11/30/chto_takoe_etyud.html
5) http://www.mmv.ru/gootenberg/schumann/schumann.htm
6) http://sergeyshvets.com/Edge/Texts/Edge01.htm

Можарова О. Е., 2013 г.,
г. Няндома





Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (16.01.2014)
Просмотров: 1792