Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Музыка композиторов 17 – 18 вв.в репертуаре юных музыкантов


Музыка композиторов 17 – 18 вв.в репертуаре юных музыкантов

Сегодня в нашем концерте вы познакомитесь с произведениями композиторов 17 – 18 веков.

В это время музыка начала звучать не только в церкви. На исходе 17 столетия в основных европейских странах возникло движение Просвещения, оно оказало большое влияние на музыку и музыкантов. Композиторы стали писать музыку для различных инструментов, которые раньше только аккомпанировали хору или отдельным певцам. Орган, клавесин, скрипка, арфа, лютня, виола-да-гамба. Эти инструменты стали звучать дома, на концертах, праздниках, в театрах. Создаются целые оркестры. Появляются концертные залы.

В репертуаре наших учеников  музыка великих композиторов прошлых веков занимает очень важное место. На лучших художественных образцах обучаются музыкальному искусству современные дети. Усваивая основные законы формы, голосоведения, гармонии, стиля как фундамент музыкального образования, юные  дарования будут двигаться дальше своим путём,  и открывать новые законы. Поэтому так важно с самых ранних лет обучения исполнять и понимать произведения, возраст которых исчисляется столетиями.

Умение исполнять эту музыку оценивается на экзаменах. Вы часто слышите дома, как дети их разучивают. Но в  концертах чаще исполняется более легкая для восприятия программа. Поэтому,  сегодня мы предлагаем вам уделить внимание  именно тем произведениям, с помощью которых ваши дети осваивают музыкальное искусство. А заодно, мы расскажем кое-что о композиторах 17-18 вв. и поясним названия произведений.

Какие же композиторы жили и творили в то далёкое время?

В Италии наиболее известными для нас были: А. Корелли, Д. Скарлатти, Д. Чимароза, Л. Боккерини, Ф. Дуранте. Итальянская музыка отличается певучестью и красотой. Основными инструментами, для которых сочиняли композиторы, были скрипка, клавесин и орган. 

В творчестве итальянских мастеров, в особенности  Д. Скарлатти, большое развитие получила форма сонаты. Слово «соната» - итальянское, производное от глагола «соноре» - «звучать». Термин появился в конце 16 в. и означал – «то, что играют», в отличие от Кантаты – «то, что поют». Таким образом, изначально сонатами назывались почти все музыкальные произведения. На протяжении веков Соната оставалась излюбленным жанром в творчестве композиторов. В разные времена и по-разному они старались ярко и интересно отразить действительность, картины народной жизни, веселые праздники, пляски, выразить мысли и различные настроения людей. Небольших размеров сонаты и технически не очень сложные принято называть Сонатинами. Мы предлагаем вам послушать 2-ю часть сонатины датского композитора и пианиста немецкого происхождения Фридриха Кулау.

1. Ф. Кулау Сонатина Соч. 55 №1, ч.1 

Во 2-й половине 18 века, главным образом в произведениях венских классиков (Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.Бетховена), сложилась Сонатная форма и до наших дней  эта музыкальная форма продолжает развиваться  в творчестве композиторов разных стран. Сегодня мы познакомимся с сонатами австрийского композитора Йозефа Гайдна – выдающегося представителя венской композиторской школы.

2. Й. Гайдн Соната Соль мажор, ч.4 

3. Й. Гайдн Соната №12 Соль мажор, ч.1 

Самые яркие примеры бессмертной музыки великого немецкого композитора, представителя венской классической школы,  Людвига ван Бетховена уже давно звучат вне стен концертных залов. Предлагаем вам вернуться к одному из известнейших его произведений. Сам Бетховен назвал своё сочинение Сонатой-фантазией. Однако, современник и большой почитатель гения Бетховена немецкий поэт Л. Рельштаб дал  ей название «Лунная» и до сих пор это наименование прочно сохраняется. Обратимся к своим внутренним размышлениям, переживаниям, вечным вопросам. 

4. Л. Бетховен Анданте из Сонаты Соч. 27 №2 до диез минор

Во Франции жили и творили композиторы Ф. Куперен, Ж. Люлли, Ж. Рамо, Ж.-Ф. Дандриё. Музыкальные особенности и традиции страны наложили отпечаток на творчество этих композиторов. Французская музыка не отличается такой певучестью, как итальянская. Из инструментов преобладает клавесин. Клавесин – предшественник фортепиано, название происходит от латинского «клавис» - ключ, отсюда и название «клавиша». Это инструмент клавишно-щипковый. На конце молоточка, которым кончалась клавиша, было маленькое перышко, которое в момент нажатия клавиши цепляло за струну. Звук  клавесина блестящий, но малопевучий. Основными оттенками были форте и пиано (громко и тихо). Для того, чтобы обогатить возможности инструмента, композиторы стали придумывать различные украшения – морденты, трели, форшлаги. Если в Италии на музыку оказало влияние пение, голос, то во Франции большое влияние на музыку оказала живопись, французская природа, жизнь. Музыкальные произведения – это маленькие картины. Люди нашли поэтическое воплощение ежедневных впечатлений в музыкальных произведениях, таких как «Кукушка», «Дудочки», «Пастушка» и др. Широкой известностью пользуется пьеса  «Тамбурин» композитора Жана Филиппа Рамо. Тамбурин – это ударный музыкальный инструмент, род небольшого барабана. Игрой на этом инструменте издавна сопровождался один из старинных народных танцев, также получивший название «тамбурин».

5. Ж.Ф. Рамо Тамбурин 

Для клавесина было написано очень много пьес в танцевальном жанре: Менуэты, Контрдансы, Гавоты и др. У всех этих танцев разное происхождение и история. Так Контрданс – английский народный танец (название происходит от английских слов соuntry dance – сельский танец). Этот старинный танец в 18 – начале 19 вв. был очень популярен и распространился во многих странах, особенно во Франции,  как бальный. Состоял из чередования различных танцевальных фигур в оживлённом темпе, преимущественно мажорного характера;  размеры 2/4, 6/8. В музыкальной литературе известны контрдансы В.А. Моцарта, Л. Бетховена и многих других композиторов. 

6. Старинный танец Контрданс

Контрданс – Экоссез. Это быстрая, обычно мажорная разновидность,  Контрданса. Экоссез, в переводе с французского, - шотландский народный танец, размер 2/4. В 18 – начале 19 в. Экоссез распространился как бальный танец, в наше время он забыт. Стилизованные Экоссезы, преимущественно,  для фортепиано есть у Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена. Присутствует Экоссез в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского.

7. Старинный танец Контрданс – Экосез

Среди старинных танцев большой популярностью пользовался Менуэт – танец французского происхождения в умеренном темпе и трехдольном размере. Предшественник Менуэта – Амене, который в свою очередь произошел от хороводного танца крестьян провинции Пуату. Менуэт времен Людовика 14 – изящный великосветский парный танец. До конца 18 в. в Менуэт оставался самым популярным танцем в среде европейской аристократии. Менуэт Леопольда Моцарта австрийского композитора, отца и первого учителя гениального Вольфганга Амадея Моцарта мы представляем вашему вниманию.

8. Л. Моцарт Менуэт 

Мы уже говорили сегодня об итальянской музыке, о том, что она мелодичная и певучая, но еще не слушали ее. Познакомимся с Менуэтом итальянского композитора и органиста  Доменико Циполи  -  это ученик Доменико Скарлатти. Его мелодичные пьесы для органа и клавесина были очень популярны. Мессы, мотеты и духовные композиции Циполи широко исполнялись в церквах Южной Америки. 

9. Д. Циполи Менуэт

В Германии музыка 17-18вв.  носит более серьезный, строгий и философский характер. Среди клавирных произведений широкое распространение получила Сюита (в переводе с французского – последовательность). Старинная сюита состояла из 4 танцев: Алеманды, Куранты, Сарабанды и Жиги. Нередко в старинную сюиту по желанию композитора включались Менуэт, Паспье,  Гавот, Бурре и пр. Бурре – в переводе с французского - «набивать», «колотить».  Французский (овернский) крестьянский танец, возникший в середине 16 в. В 17-18 вв. – быстрый придворный танец в размере 2/2, с обязательным затактом; часто встречается синкопа на третьей или седьмой доле музыкальной фразы. В сюитах Бурре обычно следует за Сарабандой. Мы послушаем Бурре немецкого композитора Иоганна Кунау.

10.  И. Кунау Бурре 

Из немецких композиторов того времени наиболее известным для нас является Иоганн Себастьян Бах. Творчество этого музыканта – универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Будучи ярко национальным художником, он соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской  музыкальных школ. Бах писал полифонические (многоголосные) произведения, в которых каждый голос можно спеть, и все они одинаково важны.

С творчеством великого И.С. Баха закончилось сложение музыки как самостоятельного автономного вида искусства, независимого от смежных художественных ветвей – слова, театра, танца. В это эпоху установились и утвердились все системы художественного языка музыки

Мы знаем много  произведений И.С. Баха для клавира. «Маленькие прелюдии и фуги» знакомы каждому ученику музыкальной школы, обучающемуся игре на фортепиано.

Слово Прелюдия, в переводе с различных языков – итальянского, английского, французского, немецкого, латинского, означает - «играть предварительно», «готовиться к игре». Это инструментальная пьеса, предваряющая крупное произведение или группу пьес; также она может быть и самостоятельной инструментальной миниатюрой. Истоки жанра Прелюдии – в импровизациях церковных органистов, устанавливающих лад (модус) музыки, которая должна исполняться во время службы; аналогичными импровизационными вступлениями исполнители проверяли настройку и тон своих инструментов.

Фуга – в переводе с латинского и итальянского – «бег». Полифоническая форма, основанная на имитационном экспонировании и развитии ведущей мелодической идеи (или нескольких идей). Термин «Фуга» известен с 14 или 15 века; до эпохи раннего барокко он обозначал строгую имитацию или канон. Форме Фуга исторически предшествовали инструментальные формы, производные от вокальной полифонии 16 века: ричеркар, фантазия, канцона.

11.  И.С. Бах Прелюдия и фуга №8 ля минор из «Маленьких прелюдий и фуг» 

Произведения композиторов 17-18 вв. были новыми для своего времени. Они подготовили богатейшую почву для развития музыки последующих времён.

Литература
1. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – 8-е изд. – Л.: Музыка, 1986.
2. Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ. – М., Практика, 2001.
3. Холопова В.И. Музыка как вид искусства. – М., НТЦ «Консерватория», 1994.

Полякова Е.




Категория: Сценарии | Добавил: Moderator (27.03.2015)
Просмотров: 1597