Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Маттео Каркасси 220 лет


Маттео Каркасси 220 лет

Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Сегодня мы пригласили вас на вечер гитарной музыки, будут звучать произведения одного автора.

Происхождение гитары теряется во тьме веков. Мы не знаем, когда она появилась на свет. Знаем только, что уже в XIII веке гитара была широко известна в Испании. В её истории можно проследить пять отчётливых периодов. Условно назовём их так: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет.

Становление длилось около полутора столетий – примерно до середины XIV века. В это время гитара вытесняет некоторые примитивные струнные инструменты, овладевает пусть весьма несложным, но своим собственным репертуаром, становится одним их любимых народных инструментов в Испании и понемногу проникает в другие европейские страны. Но не успела гитара как следует окрепнуть и набраться сил, как в Европе появляется лютня. Сюда её завезли арабы. Заморская пришелица очень быстро оттеснила гитару, да так энергично, что целых четыре столетия приостановила её развитие. Это и был период застоя.

Но период застоя не сломил гитару, а заставил учиться. Гитара постепенно научилась исполнять богатейший репертуар лютни, воспользовалась многими приёмами игры на ней, и к середине XVIII века начался обратный процесс – гитара стала вытеснять лютню, потому что играть на гитаре было удобнее благодаря узкому и длинному грифу.

Начался период возрождения. Гитаре требовались свои энтузиасты. И к концу XVIII века их было уже немало, а в начале XIX столетия мы находим среди них имена прославленных музыкантов.

Превосходно играл на гитаре Николо Паганини. «Я – король скрипки, - говорил он, - а гитара – моя королева». Паганини написал немало произведений для гитары.

Играли на гитаре  и писали для неё: Франц Шуберт (австрийский пианист), Карл Вебер (основоположник немецкой романтической оперы), Гектор Берлиоз (французский композитор и дирижёр). В записях Берлиоза упоминается, что  он обязан гитаре своим первоначальным музыкальным образованием.

Период возрождения гитары, иначе его называют «Золотой век гитары», дал музыкантов, целиком посвятивших себя этому инструменту. Наиболее выдающиеся среди них: итальянцы Фердинандо Карулли, Мауро Джулиани, Маттео Каркасси, испанцы: Фернандо Сор, Франсиско Таррега, Дианиссио Агуадо.

Сегодня мы пригласили вас на вечер творчества Маттео Каркасси, которому в этом году исполняется 220 лет со дня рождения.

Маттео Каркасси – знаменитый итальянский гитарист и композитор, принадлежавший к славному «Золотому веку гитары». Родился в артистическом городе Флоренции в 1792 году. Гитарой начал заниматься с детских лет и упорным трудом добился блестящей виртуозности и элегантности в исполнении. Ему не было ещё и 20 лет, когда он уже обрёл в Италии репутацию виртуоза гитары. А в 23 года он занялся в Париже преподаванием гитары и фортепиано.

Обладая непоседливым характером и жаждой новых успехов, в 27 лет Маттео предпринимает свое первое зарубежное турне в Германию, и там же представляет публике свои первые сочинения. Во время этой концертной поездки Каркасси знакомится с французским гитаристом Мейссонье, который основал в Париже своё издательство. В итоге гитаристы подружились и стали близкими друзьями, позже Мейссонье помогал опубликовывать большинство работ Каркасси. Концертные выступления Каркасси, отмеченные блестящей виртуозностью и элегантностью, пользуются большой популярностью среди французской публики. Каркассси часто исполняет собственные сочинения, в основном это были фантазии и вариации на темы опер Обера, Герольда и Россини.

В 30 лет, вдохновляемый желанием слышать аплодисменты всё новой публики, он уезжает в Англию, где с первых концертов привлекает заинтересованное внимание знатоков. С этого времени ему сопутствует постоянный успех, он непрерывно выступает то в Лондоне, то в Париже по контрактам как концертный исполнитель и преподаватель гитары самой изысканной публики.

Музыкальные номера

Многочисленные его сочинения (сонаты, рондо, каприччио, вальсы и др.) входят в репертуар современных исполнителей. Большое значение имеют учебно-педагогические работы, в том числе этюды и трёхчастная «Школа игры на гитаре».
  
Музыкальные номера

«Школа игры на гитаре» была выпущена в печать в Париже в 1836 году и стала одним из наиболее популярных пособий при обучении на этом инструменте. Вот что говорил сам Маттео Каркасси: «При составлении этой «Школы» у меня не было намерения писать научную работу. Я только хотел сделать более лёгким изучение гитары, изложив план, который мог бы дать возможность глубже ознакомиться со всеми особенностями этого инструмента. Длительный опыт, приобретённый на педагогической работе, снабдил меня полезными наблюдениями, которые мне хочется изложить письменно. Я приложил много усилий, чтобы расположить материал последовательно. Ученик, не имеющий никакого понятия об инструменте, может научиться играть на гитаре, с первого до последнего этюда не встречая особых затруднений, которые часто возникают в процессе работы. Приёмы правой руки мне всегда казались наиболее важными для приобретения в игре блеска и уверенности. Все, мало-мальски понятливые люди, внимательно изучившие мою «Школу» с начала до конца, приобретут полное представление о технике игры на гитаре».

Музыкальные номера

Четыре года Каркасси активно гастролирует по Франции, Англии и Германии с концертами. Везде ему сопутствует постоянный успех, изысканная публика принимает с бурными овациями. В апогее славы он возвращается в Париж, где в это выступал его соотечественник Фердинандо Карулли, пользовавшийся всеми преимуществами знаменитого гитариста, композитора и преподавателя. На его концерты был очень большой спрос, право издания его сочинений оспаривают друг у друга основные европейские издательства. Карулли единолично царил в Париже в широких музыкальных кругах, но скоро о своём гении заявил неистовый молодой Каркасси; как исполнитель и композитор, он превзошёл Карулли, звезда которого постепенно стала закатываться, на что повлияло введение Маттео Каркасси новых, более подходящих для техники гитары приёмов. Карулли, достигшего преклонного возраста, уже не так охотно, как раньше, слушали, в то время как его соотечественник, обладавший более современным, мелодичным, с различными гитарными приёмами, стилем, играл с удивительной лёгкостью и завоевал бесспорное восхищение публики, что послужило причиной эмоциональной и болезненной артистической дуэли двух гитаристов. Победитель Каркасси стал артистом аристократических салонов, знати, стремившихся овладеть искусством владения гитарой.

Музыкальные номера

Музыка Каркасси преимущественно не полифоническая, а мелодическая, спонтанная и всегда приятная на слух, с правильной структурой с соблюдением канонов гармонии. В развитии его тем нет расплывчатости, музыкальной широты. Маттео Каркасси сочинил более 300 произведений. Хотя М.Каркасси – итальянский гитарист и композитор, местом его постоянного жительства, вплоть до самой смерти в 1853 году, остался Париж.

Сейчас мы с большим удовольствием играем, разбираем и слушаем его сочинения. И это будет продолжаться долгие годы, потому что музыка доступная и приятная. 

Музыкальные номера.

Наш концерт окончен, спасибо за внимание, о периодах упадка и расцвета гитары мы поговорим на следующих концертах. До свидания и до новых встреч!

                                                                               Шилова Татьяна Николаевна

с. Берёзовка, 2012




Категория: Сценарии | Добавил: Moderator (15.10.2014)
Просмотров: 875