Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Концерт камерной музыки


 Концерт камерной музыки (2009 г.)

    Добрый вечер!
     Сегодня мы будем говорить о камерной музыке, которая будет звучать в исполнении старшеклассников ДШИ.
    Это понятие пришло к нам из Италии. По-итальянски «камера» - небольшое помещение. И, следовательно, камерная музыка в первую очередь предназначена для домашнего музицирования. Для камерной музыки характерно ансамблевое исполнение, причем все инструменты в таком составе равноправны.
      Истоки камерной музыки относятся к средневековью. Сам термин утвердился в XVII веке и означал «светскую музыку», которая звучала при дворе королей.
      Жан Батист Люлли – так звали знаменитого французского композитора, который жил в XVIII  веке и работал при дворе короля Людовика XIV. Для своего господина - «короля солнца», так называли Людовика, писал оперы и балеты Люлли. В те времена аристократия развлекалась на балах, для которых было написано много танцев. Особой популярностью пользовались менуэты и гавоты.

  Ж. Люлли. Гавот в переложении для скрипки и гитары


     В  XVIII веке формируется классический стиль со своими классическими жанрами: концертами, симфониями, сонатами, квартетами.
    Пожалуй, соната и квартет ближе всего к камерному исполнительству, так как эти сочинения исполняются малым составом музыкантов. Сонаты  играют один или два человека, квартет – четыре.
      Среди придворных музыкантов XVIII века выделялся скрипач и капельмейстер, прослуживший 30 лет верой и правдой при дворе знатного князя. Это венский классик, композитор, Иозеф Гайдн. Гайдна считают «отцом» квартетов и симфоний.
    Из квартетов самыми популярными были струнные квартеты, состоящие из двух скрипок, альта и виолончели.

1.  И. Гайдн. Аллегро в исполнении флейты и фортепиано

      Романс – камерное вокальное сочинение для голоса с инструментом. Родился романс в средние века в  среде музыкантов, говорящих на романских языках. В России в начале XIX века с расцветом поэзии  и с зарождением музицирования  в дворянских домах, появляется потребность в написании  романсов. Пожалуй, только ленивый музыкант в те времена не писал романсы. И достойное место в плеяде создателей вокальной музыки занимает композитор А. Гурилев.

2. А. Гурилев. Романс «Домик-крошечка»

     В XIX  веке романсы сильнее воздействуют на слушателя. С появлением на горизонте новых гениальных имён (П. Чайковский, С. Рахманинов и др.), романсы становятся выразительнее, сложнее. Для их исполнения требуется особая подготовка и высокий профессионализм.

3.    С. Рахманинов, романс «Сон»

      Безусловно,  камерная музыка – большой пласт огромного океана академической музыки, поэтому она включает в себя богатое жанровое многообразие. Центральное место занимают фортепианные миниатюры, к которым относятся прелюдии, этюды, программные пьесы, танцевальная музыка.
     Великий русский композитор П. И. Чайковский написал фортепианный цикл из 12 пьес по числу месяцев в году и назвал его «Времена года».
Картина осенней унылой поры, настроение русской увядающей природы тонко и точно передаётся композитором.

 4.  П. Чайковский. «Осенняя песнь»

     В XIX веке появляется танцевальный жанр, который будет главенствовать несколько столетий -  это вальс. Он отличается характерным трехдольным размером и кружащимся рисунком мелодической линии. Вальс – излюбленный танец, к которому обращались многие композиторы. С выходом на экраны фильма «Метель» вальс Свиридова стал очень популярен.

5.    Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Вальс.


    Пожалуй, и в наши дни вальс  занимает лидирующую позицию среди классических танцев, его танцуют все: и профессионалы, и любители. Единожды зазвучав в кинокомедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля», вальс стал визитной карточкой этого фильма. Услышав только первые такты этой музыки, мы сразу вспоминаем героев фильма. Вальс смело можно назвать Народным вальсом, поскольку он  полюбился всеми слушателями.

6.    А. Петров. Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» в звучании флейты и фортепиано

   Не меньшей известностью пользуется чешский бальный танец -  полька, который был популярен в гусарской среде в начале XIX века. Полька особенно любима детской аудиторией, так как музыке характерна детская непосредственность, задор и ритмическая легкость, да и сам танец дети начинают осваивать с детского сада.

7.    Ю. Чичков. Полька

     Существуют бальные танцы, и мы слушали гавот, вальс и польку. А есть современные танцы. Они   хорошо знакомы молодежи.

     В народных танцах раскрывается душа народа, его темперамент.
К таким танцам можно отнести знаменитую кавказскую лезгинку. Лезгинка – танец-соревнование, в котором мужчины демонстрируют ловкость и виртуозность.

8.  Аракишвили. «Лезгинка» в исполнении виолончели и фортепиано

     Болеро – народный испанский танец, который появился в XVIII веке. Его исполняли под аккомпанемент гитары, барабана и кастаньет. Отсюда и характерная ритмическая острота испанской по природе музыки болеро. Русский композитор XIX века А. Даргомыжский написал романс в стиле болеро, который прозвучит в переложении для скрипки.
 
13.  А. Даргомыжский. Болеро

     Следующее вокальное произведение нам хорошо известно. Ведь оно звучит в фильме «Гусарская баллада». Музыка придает особое очарование этому фильму. Союз режиссера Э. Рязанова и композитора Т. Хренникова предопределили удачную судьбу приключенческой истории, которая демонстрируется по разным телевизионным каналам вот уже не один десяток лет.

11.  Т. Хренников. «Колыбельная» из кинофильма «Гусарская баллада»

        
     Итальянский гитарист-виртуоз 19 века Маттео Каркасси много концертировал со своими сочинениями. Сегодня гитарную музыку при умелом переложении можно исполнять и на других инструментах. Данное произведение хорошо звучит на домре.

12.  Каркасси. Алегретто

     На концерте прозвучала музыка разных жанров и разных эпох. Но все они относятся к камерной музыке, потому что её всегда можно сыграть в кругу друзей или в полном одиночестве. Её приятно исполнять малому кругу слушателей. И чтобы выразить радость или грусть своей души музыканту достаточно небольшой комнаты или кабинета, инструмент и хотя бы одного слушателя. И даже, если этим слушателем будете только Вы сами.

Спасибо за внимание.

Добавила Буркова Л., преподаватель,
г. Набережные Челны






Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (31.12.2011)
Просмотров: 3869