Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

История рождения волшебных звуков пианино


История рождения волшебных звуков пианино
Тематический классный час


      Зайдите в нотный магазин. На витрине, на полках лежат ноты: сборники фортепианных пьес и этюдов, сочинения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано, фортепианные переложения оркестровых произведений... А скажите, задумывались ли вы когда-нибудь, что это, собственно, за инструмент - фортепиано, и почему оно занимает такое важное место в музыке?
      Конечно, вы знакомы с роялем. Его можно увидеть в концертных залах, во Дворце пионеров, в музыкальной школе. Его вы видите на экранах телевизоров. Он, большой и важный, стоит на почетном месте - на эстраде, а иногда, в торжественных случаях, у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.
      Пианино вы, наверное, видели в школе или клубе, а возможно, оно есть у вас или у ваших знакомых. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника, занимает меньше места. Да и звук у него слабее, чем у рояля.
      И на пианино, и на рояле играют совершенно одинаково, притом одни и те же пьесы, на нотах которых написано: фортепианные. В чем же тут дело? Почему такое странное название?
      Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое.

      В очень отдаленные от нас времена первобытный человек, стремясь обеспечить свое пропитание, наряду с собиранием съедобных растений, стал добывать себе пищу и одежду охотой на животных и птиц. В какой-то период поисков средств влияния на окружающую природу человек изобрел любопытнейшее по своему устройству охотничье оружие - лук, - состоящее из гибкой упругой палки, согнутой в дугу, между концами которой натянута прочная нить - тетива из жилы животного или иного подходящего материала. На середину тетивы ставился тупой конец заостренной палочки - стрелы. Оттягивая стрелу вместе с тетивой, человек отпускал пальцы и спускал с лука стрелу, которая летела к намеченной цели, поражая ее на довольно далеком расстоянии.
      Всякий, кто сделает себе лук и станет им пользоваться, заметит, что момент спуска стрелы сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы, внезапно получившей свободу движения. Этот звук, естественно, заинтересовал первобытного человека. Почувствовав в звуке тетивы нечто, могущее удовлетворить его примитивнейшие музыкальные потребности, первобытный охотник начал пользоваться своим луком не только как орудием для добычи питания, но и как орудием для звукоизвлечения. И вот родился первый струнный музыкальный инструмент.

      В дальнейшем человек случайно обнаружил, что приставка или прикрепление к древку лука дощечки или пустой скорлупы ореха усиливает звук, издаваемый тетивой. Был изобретен первый резонатор - приспособление, без которого ни один из современных струнных музыкальных инструментов не может считаться полноценным. Затем, в какую-то более позднюю эпоху, человек пришел к натягиванию на дугу древка лука нескольких струн. При этом им было замечено, что более короткие струны, натянутые внутри изгиба древка, склонны издавать иные, более высокие (по нашей современной терминологии) звуки. Получился более совершенный, многозвучный инструмент, значительно отличающийся от своего охотничьего прототипа.
      Так появилась первая арфа, ставшая нам известной по найденным археологами при раскопках сокровищ древнего Египта рисункам, высеченным на камне, при6лизительно за пять тысяч лет до нашей эры.
      Поначалу человек пользуется только щипковым способом возбуждения звука, соответствующим первоначальному употре6лению охотничьего лука. Он натягивает на него столько струн, сколько звуков ему необходимо для музицирования, и не знает еще способа извлечения нескольких звуков разной высоты из одной струны, как это имеет место в дальнейших типах струнных инструментов с шейкой, в которых струны могут укорачиваться посредством прижатия их пальцами к шейке или грифу. Этот способ изменения действующей длины струн и соответствующие ему конструкции были найдены много позднее описанных выше примитивных инструментов.
      Также значительно позднее было найдено, что струна может издавать музыкальный звук не только от зацепления пальцем или каким-либо предметом (плектром), но и от удара по ней палочкой. Последствием этого было изобретение ударных струнных музыкальных инструментов, первые изображения которых были найдены на ассирийских барельефах, относящихся примерно к 3500-м годам до нашей эры.
      В последующие времена такие инструменты получили довольно широкое применение у народов, населяющих Восточную Европу и некоторые азиатские страны.
      Наконец, относительно молодыми в семье струнных музыкальных инструментов являются те, у которых струны возбуждаются трением особого орудия - смычка. По-видимому, они впервые появились в Индии около 1500-1000 лет до нашей эры, откуда постепенно распространились на восток Азии, на запад, через Ближний Восток, а затем и в Европу.

      Все эти сравнительно давно возникшие типы инструментов, на первый взгляд, как будто не имеют прямого отношения к истории фортепиано. Однако, о них полезно знать для того, чтобы подчеркнуть, что уже на протяжении ряда тысячелетий человек интересовался развитием и использованием струнных музыкальных инструментов. Изыскивались и изобретались новые типы и конструкции, находились новые способы возбуждения звука. Струнные инструменты постепенно вошли в широкое применение у ряда народов Старого Света.
      Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков и его связь с прошлым, несомненно, является довольно тесной. Кроме того, из дальнейшего будет видно, что в противоположность большинству других струнных музыкальных инструментов, пришедших к нам с Востока, фортепиано родилось и прошло свое развитие в Европе и позднее - в Америке. Поэтому следует заглянуть в историю античной средиземноморской культуры и отметить еще один интересный факт, оказавший большое влияние на эволюцию позднейших европейских музыкальных инструментов.
     
     Перенесемся еще раз в Египет, но на этот раз в его северную часть, на берег лазурного Средиземного моря, и уже в IV век до нашей эры. Здесь, в западной части дельты Нила, оплодотворяющего широкую полосу земли своими ежегодными наводнениями и отложением несомого из тропиков ила, великий греческий полководец и завоеватель Востока, Александр основал на севере Африки вторую столицу Греции и назвал ее своим именем - Александрия. Спустя короткое время после начала существования, Александрия стала городом богатств и роскоши, а также крупнейшим культурным центром, собравшим в себе ряд писателей, поэтов, историков, философов, естествоиспытателей, деятелей инженерии и техники. Здесь учреждается первый на Востоке музей с огромным книгохранилищем, сооружается большой театр.
      И вот в этом городе около 250 года до нашей эры был изобретен и построен новый, своеобразный музыкальный инструмент, которому было суждено сыграть впоследствии большую роль в развитии ранней европейской музыки и используемых ею инструментов.
   В основу этого необычного для тех времен музыкального инструмента, построенного александрийским механиком и инженером Ктезибием. Сложный инструмент Ктезибия получил название гидравлоса, то есть водяного органа (буквально- водяной трубки). И уже вскоре после того, когда он приобрел популярность и начал распространяться в домах богатых людей восточного мира и строиться во многих экземплярах, самое искусство его построения начали называть "гидравликой". Первоначальный смысл слова был постепенно забыт, в особенности в то время, когда в строительстве органов отказались от неудобств первоначальной водяной конструкции, и перешли на более совершенную и удобную чисто воздушную систему.
      Какое же отношение к современному музыкальному искусству и, в частности, к истории фортепиано имеет экскурс в историю древней Александрии и описание инструмента, давно позабытого европейской техникой?
      Ответ может быть получен при описании одной из характеристик конструкции гидравлоса, имеющей ближайшее отношение к способу исполнения на нем музыки. Для нас самым важным моментом в изобретении Ктезибия явилось то, что это был первый в истории человечества клавишный многозвуковой музыкальный инструмент. Впервые человек мог играть на нем, не прикасаясь руками или губами к его звучащим телам; вместо этого достаточно было простых манипуляций с выдвижными рычагами, выступавшими спереди и расположенными в горизонтальный ряд по его фронту. Эти рычаги, названные клавишами, по желанию музыканта открывали или закрывали, с помощью прикрепленных к ним задвижек, доступ воздуха к трубам гидравлоса, приводя их в состояние звучания.
      Найденная при раскопках Помпеи глиняная статуэтка, изображающая нижнюю часть гидравлоса и играющего на нем человека (верхняя часть статуэтки обломана и утеряна), дает некоторое представление об устройстве первого многотрубчатого клавишного музыкального инструмента.
      Постепенно, по мере распространения органов в Западной Европе и Греции, музыканты начали оценивать удобства и преимущества новых способов игрового использования инструментов многозвучного действия, даже при таком несовершенном и неудобном устройстве, каким являлась первоначальная система выдвижных клавиш Ктезибия.
      Западноевропейское музыкальное искусство раннего средневековья постепенно начинало пользоваться все большим по своему разнообразию музыкальным инструментарием. Это было вполне естественным явлением. Были здесь и инструменты местного народного происхождения, были и пришедшие из стран Азии и Африки, главным образом через южные страны, прилегающие к Средиземному морю.
      Однако с течением веков развитие музыки шло вперед, и требования, предъявляемые к ее инструментальным средствам, неуклонно повышались и усложнялись. Это вынуждало к непрерывным поискам новых, более совершенных и удобных звуковых орудий и игровых средств...

      Итак, после VI-VII веков, наряду с довольно многочисленными видами струнных и духовых народных инструментов, в Западной Европе все больше и больше распространяется орган - единственный вид сложного и многозвучного клавишного инструмента с устойчивой настройкой звуков. Музыканты-инструменталисты все чаще начинают встречаться с ним, пользоваться им и осознавать специфические удобства игры на клавишах.
      Одновременно существовавшие и употреблявшиеся в быту струнные музыкальные инструменты того времени, естественно, были значительно более простыми по устройству и обслуживанию, а также более доступными из-за низкой стоимости. В домашнем быту они получали все большее распространение, в то время как органы долгое время были еще сравнительно редкими. До Х-XI веков они насчитывались в Западной Европе единицами или, самое большее, десятками.
   Первым типом струнного музыкального прибора, который может считаться одним из предшественников струнных клавишных инструментов, является монохорд, известный еще со времен античной Греции. Его изобретение приписывают философу Пифагору (571-497 годы до н. э.), применявшему его главным образом с музыкально-теоретическими целями, для установления музыкальных ладов и изучения теории музыки.
      В своем первоначальном виде монохорд имел, как показывает его название, одну струну, натянутую над доской, служащей опорой и одновременно декой для усиления звука. На концах доски или ящика монохорда имеются две подставки, ограничивающие действующую длину струны. Третью, передвижную подставку можно устанавливать под любой точкой струны и делить ею струну на две части, изменяя высоту звука.
      Однако уже сравнительно скоро он был несколько усовершенствован: на нем была натянута еще одна струна, звук которой служил для сравнения и получения более сложных интервалов. Позднее на монохорд стали натягивать четыре струны, для одновременного получения еще большего числа тонов и комбинаций. В таком усовершенствованном виде он описывается римским теоретиком Аристидом Квинтилианом (II век н. э.) под названием геликон (название четырехструнного музыкального инструмента геликон, по-видимому, произошло от наименования горы Геликон, посвященной музам). Оба эти инструмента употреблялись на протяжении всего раннего средневековья (до XIII-XIV веков) как для школьной практики, при обучении пению, так и позднее - бродячими музыкантами.
      Меньшее распространение и применение имели пока арфы, идущие от восточных (египетских и малоазиатских) прототипов. Будучи более громоздкими и тяжелыми, а также труднее изготовляемыми, они реже применялись бродячими музыкантами тех времен.
      Таким образом, в эту еще довольно раннюю эпоху европейской цивилизации, количество типов применявшихся музыкальных инструментов было уже довольно значительным. Однако, далеко не все из них были удобны для исполнения усложнявшейся по мере развития музыки. Вернее, примитивизм инструментов мог являться до некоторой степени тормозящим моментом для развития самой инструментальной музыки. Как бы то ни было, но поиски новых исполнительских возможностей продолжались. Здесь в полной силе выступало и действовало вечно побуждающее человека к прогрессу противоречие между его желаниями и возможностями к их осуществлению.

      Каков же этот новый, входящий в XIII веке в музыкальный быт Западной Европы, на этот раз настоящий многострунный клавишный инструмент?
      Проскользнувшее в 1210 году у Жироде Калансон название "кларихорд", очевидно, произошло от соединения двух латинских слов clarus (ясный, светлый) и chorda (струна). Это должно было означать, что был создан инструмент с ясным, светлым звуком. Вскоре появляется второе, более точно характеризующее новый музыкальными инструмент название - клавикорд (клавихорд), в основу которого было положено латинское слово clavis (ключ) или же clavus (гвоздь). Это слово дает двоякое толкование струнного инструмента с ключами (которые мы теперь называем клавишами), или с гвоздями.
      Новое название довольно быстро входит в обиход западноевропейских народов, а прежние названия переходного периода (монохорд, маникорд, кларихорд, eschiquier Schachbrett и другие) постепенно забываются и исчезают из употребления.
      К началу XV века клавикорды получают широкое распространение и применение у народных музыкантов, а также в домашнем быту. В те времена инструмент был еще очень простым по устройству и портативным: его можно было легко переносить с места на место, при игре он ставился на любой стол, или даже просто на колени играющего. Форма их была большей частью прямоугольная, иногда трапепевидная или треугольная. Очень часто клавикорды, как это было принято для музыкальных инструментов того времени, украшались живописью современных художников, орнаментацией, позолотой, инкрустацией, резьбой и даже драгоценными камнями.
      Как же были устроены клавикорды и как они действовали? Обратимся к сохранившимся рисункам тех времен и к немногим инструментам этого рода, которые сохранились до нашего времени в музеях и коллекциях.
      Поперек направлению струн, под резонансной декой клавикорда, шли клавиши, выходившие своими игровыми концами за пределы ящика клавикорда. Как видно, клавиши уже в то время делались неравной длины и неодинаковой формы. Более длинные и широкие, по-видимому, применялись для диатонического ряда звуков, а более короткие и узкие, соответствующие нашим черным клавишам - полутонам, вероятно, служили для извлечения хроматических и альтерированных звуков, а также для возможностей игры в некоторых ладах того времени. Хотя средняя часть клавиатуры на рисунке закрыта руками музыканта, все же можно видеть, что количество и расположение коротких клавиш того времени не соответствует принятому в настоящее время.
      Какой же звук имел клавикорд?
      Звук клавикорда был всегда очень слабым, длился недолгое время и имел несколько звенящий "проволочный" тембр. Этому способствовало применение сравнительно слабо натянутых, очень тонких латунных или железных струн.
      Благодаря простейшему устройству клавишно-тангентного механизма, исполнитель, не отнимая пальца от нажатой клавиши, мог через тангент непосредственно действовать на струну, как в момент более или менее сильного удара, так и в следующие за ним мгновения. Слегка покачивая и заставляя дрожать нажатую клавишу, исполнитель тем самым раскачивал тангент, а вместе с ним и струну. При этом в звуке появлялось нежное, мягкое дрожание и трепетание звука, придававшее ему своеобразный, оживленный и одухотворенный характер.
      При длительном, свыше трех веков, сосуществовании с клавицимбалом клавикорд был очень любим и ценим современниками, особенно в Германии, где его звуковые качества вполне отвечали музыкальным потребностям и стилю того времени. В противоположность мощному, сложному и громоздкому органу и несколько шумному, с острым характером звука чембало, он являлся домашним, камерным инструментом, предназначенным для выражения мягких, интимных настроений и переживаний. Начиная с XVII века, клавикорд становится по преимуществу немецким музыкальным инструментом.
      Самым выдающимся клавикордистом был один из сыновей великого И. С. Баха - Филипп Эмануэль, оригинальный и высокообразованный музыкант. Он первый изобрел прием колебания и покачивания звука (beben), стал применять фермато, морденто, двойной триллер и другие украшения для клавикорда. Свой опыт игры на клавикорде Ф. Э. Бах изложил в большом трактате "Опыт правильного способа игры на клавире" (Versuch uber die wahre Art das Klavier zu spielen, 1753-1762). Это была первая подробная техническая книга для клавиристов. Кроме того, она явилась окончательной апологией техники большого пальца, положенной в основу современной фортепианной игры.
     Бетховен, при жизни которого клавикорд был еще в употреблении, отзывался о нем как о единственном клавишном инструменте, звуки которого имеют силу выразительности. Однако он, стремясь достигнуть наибольшего диапазона выразительности своих музыкальных произведений, все же обратился к фортепиано, инструменту с большими динамическими ресурсами.

     К началу XIX в. клавикорд уступил свое место фортепиано, инструменту с новыми, значительно более богатыми выразительными ресурсами. Последней датой применения клавикорда можно считать 1820 год. С этого времени упоминания о нем на некоторое время исчезают.
      Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 17П году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кри-стофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался дере¬вянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче — piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента — пианофорте, а позднее— фортепиано. Название это сохранилось до нашего времени и яв¬ляется объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.
      Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на те великолепные инструменты, которые сейчас можно видеть в наших концертных залах. Механизм, служащий для удара по струнам, был в них еще весьма несовершенным, и вначале фортепиано не могло успешно соревноваться с признанным в то время королем музыкальных инструментов клавесином, На протяжении почти все¬го XVIII века композиторы продолжали писать музыку для старшего брата фортепиано. А тем временем новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство, изменялось расположение струи.
      У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. И вот со временем появилась педаль (сейчас ее называют левая педаль), которая сдвигает молоточки в сторону так, что они ударяют не по трем струнам, а по двум или одной, в зависимости от желания исполнителя. Это меняет тембр звука и его силу.
Когда пианист нажимает клавишу, молоточек ударяет по стру¬нам. От них отскакивает войлочная подушечка — глушитель (демпфер). Струны от удара дрожат~вибрируют — и возникает звук. Если бы глушитель не отходил от струн, то звук был бы глу¬хим и коротким, А если бы глушителя не было вовсе, струны колебались бы гораздо дольше, чем нужно, и вместо музыки слы¬шался бы сплошной гул. Так что глушитель — очень важная деталь инструмента.
      Отпустим клавишу - звук прекратился. Но не потому, что на место вернулся молоточек: он еще раньше отскочил от струны, чтобы не мешать ей колебаться. Теперь на место вернулся глушитель. Он плотно прижался к струне и заглушил звук. Еще одна педаль - правая, - появившаяся затем у фортепиано, стала отводить глушители от струн. Нажав ее, можно отпустить клавиши, но звук все равно будет тянуться долго-долго, пока не угаснет, так как педаль не позволит глушителям вернуться на место. Правая педаль позво¬лила ввести в фортепианную музыку новые краски, новые интересные эффекты.
      На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей силой звука.
      Очень многие композиторы XIX и XX века писали и пишут для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.
      Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен и Григ, Чайковский, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов и Скрябин. Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл Лист, который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произ¬ведения, написанные для симфонического оркестра, вплоть до симфоний Бетховена. Лист хотел доказать, что рояль не уступает ор¬кестру по своим выразительным, художественным возможностям.
      «Душой фортепиано» называли великого польского композитора Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля. Много музыки для фортепиано написано советскими композиторами — Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, Кабалевским и другими.
      Весь мир знает прославленных пианистов — от Листа и Шопена, которые были не только композиторами, но и выдающимися исполнителями на этом инструменте, до братьев Антона и Николая Рубинштейна. Огромной известностью и любовью слушателей пользуются Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Артуро Бенедетти Микеланджели, Глен Гульд, Ван Клиберн, Элисо Вирсаладзе, Владимир Крайнев, Дмитрий Башкиров, Михаил Плетнев и др.
       Эволюцию инструмента еще нельзя считать законченной - в последние годы были сконструированы и выпущены в продажу миниатюрные модели, высота корпуса которых не превышает 0,85-0,90 метра. Отличительной особенностью их конструкции является расположение механизма ниже уровня клавиатуры, под задним концом клавиш. Все остальные элементы современного пианино - перекрестное расположение струн, устройство педального и демпферного механизмов, нормальные размеры клавиатуры - сохранены. Такие инструменты, выпускаемые под разными названиями (минипиано, пианохорд и другие), обычно имеют звуковой объем 6,5 октав (C1-g4) и пригодны для исполнения почти всей фортепианной литературы классического и романтического периодов. Миниатюрные пианино занимают малую площадь и объем, они очень удобны для использования в условиях ограниченного помещения.

Кисаханова Е.,
Мурманская область





Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (28.03.2013)
Просмотров: 3812