Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

Герои любимых сказок в музыке


Герои любимых сказок в музыке
Концерт-лекция

Звучит «Вступление ко II действию» (Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»)


Вы услышали фрагмент произведения. Какое настроение создает эта музыка? (мелодия радостная, светлая …). Вот такое настроение пусть не покидает вас до конца нашего вечера.

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет налево, песнь заводит,
Направо, сказку говорит…

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет...

     Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь? (о сказках)
     А какие ваши самые любимые сказки и сказочные герои?
     Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Все средства музыки – от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра – направлены на создание красочного мира картины.
Давайте вместе подумаем, что же объединяет музыку и поэтический мир литературных произведений? (Поэзия состоит почти из тех же элементов, что и музыка: в ней есть интонация и ритм, темп и паузы, ее звуковые повторы – подобны созвучности музыкальных фраз, поэтический текст обогащает музыку смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров)
     Вы узнали, откуда эти строчки? (сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …») Длинными, зимними вечерами под завывание вьюги А.С. Пушкину рассказывала сказки его няня. Эту любовь к русским народным сказкам Пушкин пронес через всю свою жизнь. Он мастерски пользовался искусством слова для изображения своих сказочных персонажей, умея передать самобытный дух русской сказки.

Вот послушайте:
…там на неведомых дорожках,
Следы неведомых зверей…;

Или:
…Там Царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух, там Русью пахнет!

     Сказочной тематике обращались и художники, в частности Васнецов, Врубель (показать картины на сказочную тему)
     Рисуя сказку, они пользуются своим «художественным» языком. С помощью чего художник рисует сказку? (кисти, краски, полотна и т.д.)
     А композиторы, каким языком пользуются? С помощью чего композиторы могут изобразить сказку? (у композиторов есть свои звуковые краски, которые называются - средства музыкальной выразительности. Давайте, мы их с вами перечислим: мелодия, гармония, темп, ритм, динамика тембр, регистр)
     Все это, является средства музыкальной выразительности. А теперь снова вернемся к сказке.
Действительно, многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Известного композитора Н.А.Римского–Корсакова, сказка А.С.Пушкина вдохновила на создание оперы «Сказка о царе Салтане …»
     Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского–Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним их? (Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь столицу царя Гвидона. И - самое наиглавнейшее - чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди).

Верно, а вот эти строчки из сказки А.С.Пушкина:

Звучит песня Белочки «Во саду ли, в огороде»

…Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница, какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.

Звучит тема Моря

Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор -
С ними дядька Черномор.

Звучит тема царевны – Лебедь

…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

     У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты нам раскрывают образ Белочки? (мы слышим мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде…», флейта-пикколо и ксилофон изображают, как Белочка грызет орешки)
     Что вы представили, слушая музыку дальше. Каков характер? Как композитор изобразил богатырей? (в оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш)
     Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей? (тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер)
     Тембры, каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну-Лебедь? Каков характер музыки? (Сначала звучит гобой, т.к. его голос похож на голос птицы, а затем мы слышим струнные инструменты: скрипку, голос этого инструмента можно сравнить с голосом человека. Оркестр и арфа передают журчание воды)
     А теперь, проявите свою творческую фантазию. Представьте, что вы – композиторы! Вам нужно изобразить полет шмеля, какие музыкальные инструменты и средства музыкальной выразительности вы бы использовали?
     Молодцы! Настоящие композиторы!
     А сейчас послушайте, как замечательный русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков нарисовал «полет шмеля» в своем музыкальном произведении.

Звучит «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о Царе-Салтане»

Ну, как? Удалось ли композитору передать образ «шмеля»? Композитор использовал тембры струнных инструментов, поэтому музыка по окраске звучания можно сказать «гудящая», «шмелиная», но не назойливая.

     Попробуйте отгадать, о каком сказочном персонаже идет речь?
…На железной ступе скачет,
шестом погоняет,
помелом след заметает. (Баба Яга)
Послушайте, как известный, русский композитор П.И. Чайковский рассказал сказку о бабе Яге в одной из пьес для фортепиано.

Звучит П.И.Чайковского «Баба Яга» - исполняет Коптева Е.Л.

Какую же Бабу Ягу изображает Чайковский в своем произведении?
Каков ее образ, характер?
Как развивается мелодия? Темп? Динамика?
Какие музыкальные инструменты звучали?

     Да, музыка можно сказать «колючая», мелодия отрывистая, динамика громкая, что характерно повадкам Бабы Яги.
     А сейчас для сравнения мы послушаем как другой, известный русский композитор М.П. Мусоргский рисует образ Бабы Яги в своей пьесе, которая называется «Фантастический полет Бабы Яги». Но сначала небольшая предыстория.

     М.П. Мусоргский создал этот цикл под впечатлением рисунков своего друга, художника В. Гартмана. Каждая пьеса служит музыкальной иллюстрацией к рисункам.
Итак, слушаем!

Звучит из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»

     Что общего между пьесой П.И. Чайковского и пьесой М.П. Мусоргского? А в чем различие? Где более красочно нарисован образ Бабы Яги? Какая пьеса понравилась больше? Действительно, образ бабы Яги более красочный, когда композитор использует различные тембровые краски, регистры, музыкальные инструменты. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов.
     Да, фантазия Мусоргского изобразила – мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину нечистой силы, наполненную бесовскими диссонансами. Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полет в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути. Затем после перехода наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков – то ли полет, то ли ночной лес. Затем – третья часть – резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении.
     Назовите, из какого произведения эти слова? (А. Пушкина «Руслан и Людмила»)

Звучит марш Черномора

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

     Каким композитор рисует образ этого героя? (злой, сказочный, использует духовые инструменты, ударные инструменты, колокольчики)
     Происходит ли смена характера музыки? (Да. Композитор высмеивает, показывает Черномора, как комичный персонаж, т.к. потом он будет шутом при дворе князя).
     Вам задание (перед детьми лежат картинки с изображением различных музыкальных инструментов) – раскрыть образ Черномора: показать две контрастные интонации – злого, коварного волшебника и его сказочное богатство. В опере марш исполняют два оркестра. Подумайте и выберите необходимые инструменты, которые помогли композитору раскрыть образ. (Дети называют те инструменты, которыми можно раскрыть образ волшебника: первая тема: большой барабан, бубен, румба; а вторая – треугольники, колокольчики).
     Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
     Итогом нашей сегодняшней встречи будет музыкальная викторина. Проверим себя? (включаются фрагменты музыкальных произведений)
     Разнообразен ли мир сказок? Стоит ли читать и перечитывать сказки? Да. Сказки учат нас добру и справедливости, проявлять, где надо смекалку, знания...

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Не расставайтесь со сказкой.

Кисаханова Е. Л.,
Мурманская область




Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (28.03.2013)
Просмотров: 12381