Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

170 лет со дня рождения Э. Грига


170 лет со дня рождения Э. Грига

Лекция-концерт

 

В истории музыкальных культур народов северной Европы – Дании, Норвегии, Швеции – есть общие черты, которые связаны с географическим положением и общностью в их экономическом и социально-политическом развитии. Для стран Скандинавии характерно позднее, по сравнению с другими западноевропейскими странами, становление профессиональных композиторских школ. В середине 19 века среди этих школ особо выдвинулась норвежская. Её возглавил Эдвард Григ – композитор мирового значения, оказавший влияние на творчество не только скандинавских авторов, но и на европейскую музыку в целом. Сам же Эдвард Григ подчёркивал, что он представитель не скандинавской музыки вообще, а именно норвежской музыки! В нынешнем году мы отмечаем юбилей этого великого норвежского композитора – 170-летие со дня рождения.

(Название страны Норвегия происходит от древнескандинавского слова Nororvegr – «путь на север». Это государство в Северной Европе, которое граничит на востоке с Финляндией и Россией. Омывается тремя морями: Баренцевым, Норвежским и Северным.)

 

Биография. Детство. Юность.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене в семье британского консула Александра Грига и профессиональной пианистки Гезины Хагеруп. Берген, по воспоминаниям Грига – один и з самых дождливых городов в Норвегии.

С самого детства маленький Эдвард слушал сказки о гномах и троллях, живущих в горах. Природа к этому располагала: горы, когда их подсвечивает солнце, кажутся многоцветными от водопадов, густые сосновые леса, поросшие мхами от вечной влажности, фьорды – морские заливы, глубоко врезавшиеся в берег. Благодаря этим сказкам Эдвард всегда мог фантазировать о том, будто всё кругом живое. И всё умеет говорить. Гора разговаривает с ручьём, ручей с рекою, река с морем, а море с небом. Он сам жил в мире сказки. Мать Эдварда была феей. Только фея может так играть на рояле. И пятилетний Эдвард начинает подбирать те мелодии, которые приходят к нему во сне. Чуть позже – через год – мать начала учить сына играть на рояле.

Однажды к их даче в имении матери Ландос прискакал всадник на арабском коне. Это был друг консула Грига – скрипач с мировым именем Оле Булль. Узнав, что сын Грига Эдвард очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль…Когда Эдвард закончил играть, Оле Булль торжественно произнёс: «Этот мальчик своей музыкой прославит Норвегию! Его нужно скорее отправлять в консерваторию в Лейпциг!» (Ни в Норвегии, ни в Дании, ни в Швеции консерваторий пока ещё не было). Так определилась судьба будущего великого музыканта и композитора.

 

Лейпциг – консерватория (1858 – 1862 г.)

В возрасте 15 лет Э.Григ уехал в другую страну постигать все таинства науки музыки. Он впитывал знания как губка, посещал концерты в Гевандхаузе, с особенным интересом относился к сочинениям композиторов-романтиков Шумана и Шопена. Трепетность лирических произведений Шумана, умение передать тончайшие движения человеческой души близки Григу. Это его мир – лирическое признание и страстный взволнованный порыв.

Потрясения, которые Э.Григ переживал после слушания музыки, не исчезали бесследно. Приходило свежее сильное ощущение жизни, вера в своё призвание. Он вспоминал любимую, дорогую его сердцу Норвегию. Вдали от родины он тосковал по её зелёным лугам, скалам, журчащим ручьям с чистой прозрачной водой. А какой там целебный воздух! Здесь, в Германии, не знают Норвегии. Эдвард мечтал передать в звуках величие норвежской природы, неукротимый дух народа, его удивительные саги и сказки. Европа должна узнать Норвегию! Свою тоску и мечты молодой композитор излил в музыке:

 

1. ♫ Э. Григ «Тоска по родине»

 

Дания, Копенгаген (1863 – 1866 г.)

Весной 1862 г. в возрасте почти 19 лет Эдвард Григ с отличием окончил Лейпцигскую консерваторию, и даже удостоился чести выступать на публичных экзаменах в зале Гевандхауза наравне с именитыми музыкантами. Фортепианные пьесы принесли ему громадный успех. Свежесть чувств, мелодическая яркость, лирическая непосредственность – во всём угадывался своеобразный талант…Вскоре после возвращения на родину, Эдвард получает письмо от Оле Булля: «Хочешь, чтобы тебя оценили в Норвегии, покори сначала Копенгаген. Дания – умственный центр. Там живут композиторы-профессионалы и настоящие знатоки музыки. А Норвегия, к сожалению, сейчас захолустье…»

И снова Григ прощался с родиной. Он много бродил по окрестностям Бергена, слушал голос моря, лесов, горного эха, записывал народные напевы. В Копенгагене он нашёл друга и единомышленника – молодого композитора по имени Рикард Нурдрок. В содружестве с ним и датскими музыкантами Григ организовал музыкальное общество «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. Это было началом большой музыкально-общественной, просветительской деятельности. Стремление молодых композиторов к развитию национальной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской музыки.

В годы жизни в Копенгагене Эдвард Григ написал множество музыкальных произведений: сонату для фортепиано, 1-ю скрипичную сонату, «Юморески» и «Поэтические картинки». Более всего он предпочитал миниатюры. (Всего у него около 150 произведений для фортепиано). В лирическом произведении «Поэтические картинки» (соч.3, 6 пьес,1863 г.) очень робко пробиваются национальные черты . Всего в цикле 6 миниатюр, в некоторых из них присутствуют ритмические фигуры, взятые из народных танцев, изящная и простая мелодика напоминает мотивы крестьянских песен. В целом это своего рода «дневниковые записи», как у Шумана – личные жизненные впечатления и наблюдения.

 

2. ♫ «Поэтическая картинка» № 1

 

«Лирические тетради».

Эдвард Григ оставил около 150 фортепианных пьес, 70 из них издано в 10 «Лирических пьесах» («Лирических тетрадях»). Лучшие из этих пьес давно уже стали достоянием широких кругов любителей музыки. По своему складу они импульсивны, импровизационны. Заглавия пьес носят, как у Шумана, характер эпиграфов, которые призваны вызвать определённые ассоциации в связи с содержанием музыки. «Лирические пьесы» Грига продолжают тот тип камерной фортепианной музыки, который представлен «Музыкальными моментами» и «Экспромтами» Шуберта, «Песнями без слов» Мендельсона. Непосредственность, простота и доступность, склонность к небольшим масштабам, выражение преимущественно одного настроения в пьесе – черты романтической фортепианной миниатюры, которые свойственны и «Лирическим пьесам» Грига. Произведения из «Лирических тетрадей» полностью отражают тему родины композитора, которую он так любил и почитал. Это и танцевальные пьесы, задуманные как жанрово-бытовые зарисовки, и пейзажи; картины природы особенно удавались композитору.

 

3. ♫ «Птичка»

 

Нина Хагеруп.

В Дании к Эдварду Григу пришла любовь. Однажды он был приглашён на музыкальный вечер к своим родственникам. Ему представили Нину Хагеруп – миловидную девушку, поразившую Грига лучистым взглядом и глубоким певучим голосом.

Когда-то давно Эдвард и Нина росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина вместе с родителями переехала в Данию – в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения песен Грига. Прежде влюблённый лишь в Норвегию и музыку, Эдвард ощутил, что теряет разум от любви. На Рождество 1864 г. (когда композитору был 21год) в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине сборник сонетов о любви «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Нина ответила согласием.

Однако родители и родственники были против такого союза, ведь Нина Хагеруп приходилась Эдварду кузиной (двоюродной сестрой). Но вопреки всему они поженились спустя 3 года и переехали в Кристианию – столицу Норвегии. В течение всей жизни Нина Хагеруп-Григ была первой и лучшей исполнительницей песен и романсов Э.Грига, её голос был будто специально создан для его творений.

К жанру вокальной миниатюры Э.Григ обращался на протяжении всей жизни. Им написано около 150 романсов и песен. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии и изредка к немецкой поэзии. Подобно лирическим фортепианным пьесам он издавал свою вокальную лирику «тетрадями»; нередко такие тетради посвящены творчеству одного поэта: Бьёрнсону, Паульсену, Осмунду Винье, Бензону, Г.Ибсену и другим. В григовских песнях богато представлены поэтические картины природы; это либо образы «лесной романтики», либо приветливых ручейков, привольных просторов и равнин.

 

4. ♫ «Лесная песнь» (рус. текст А.Ефременкова)

 

Г. Х. Андерсен и «Сердце поэта».

Одна из вокальных тетрадей была написана целиком на стихи датского сказочника Г.Х.Андерсена, та самая, которую Эдвард преподнёс Нине – «Мелодии сердца». Когда Григ закончил этот цикл романсов, он решил отнести их автору слов. Высокий, худой сказочник Андерсен был весьма приветлив с молодым композитором.

- Я люблю Ваши сказки с детства, - признался Эдвард Григ, - они очаровывают, волнуют, заставляют видеть поэзию в бутылочном осколке. Ваши сказки тревожат и заставляют желать иной жизни.

- Я учусь у моего народа, - просто ответил Андерсон. – Сокровища подлинного искусства заключены только в сознании народа и нигде больше. Я считаю себя счастливым, потому что всегда жил в мире сказок, а их любит мой народ.

Григ сел к старому фортепиано и назвал романс:- «Сердце поэта».

Слушая музыку, Андерсен представил себе, как ночь разливалась по земле вместе с золотом лунного и звёздного света. Он слышал гул моря. «Этому юноше, - думал он, - знакомо живое чувство поэзии, счастье, которое для поэта – в лунном свете, в шуме прибоя». Вот Андерсену среди рокота волн почудился голос далёкой тревоги. В музыке сказочник узнал себя. Он вспомнил время, когда скитался непризнанный, одинокий… Когда Григ окончил игру, Андерсен смотрел в окно. Он плакал… Позже композитор перевоплотил романс «Сердце поэта» в фортепианную пьесу. Григ нередко так поступал – делал переложения собственных вокальных произведений для фортепиано, поэтому инструментальная мелодика у него наделена тёплым, живым вокальным дыханием.

 

5. ♫ «Сердце поэта»

 

Италия. Рим. Г.Ибсен «Пер Гюнт»

Кроме фортепианных и вокальных произведений Э.Григ сочинял и другие вещи: сонаты для скрипок, виолончели, концертную симфоническую увертюру «Осенью», струнный квартет, фортепианный концерт (ля-минор, соч. 16, 1868 г.), симфонию до-минор (1863-1864 г.), хоры и многое другое. Выступал Григ и как дирижёр. Под его управлением музыкальным обществом «Эвтерпа» были исполнены его собственные сочинения в Бергене, Кристиании. В Лейпциге исполняются его скрипичные сонаты. В возрасте 23 лет Э.Григ уже известен как композитор, дирижёр, пианист, педагог и музыкальный критик. В 1867 г. он делает первую попытку создать в Норвегии специальное учебное заведение – Музыкальную Академию, а позже – в 1871 г. основывает Музыкальное общество в Кристиании (ныне Филармоническое общество).

В это время Григ едет в Италию в Рим. Он был покорён Римом, его мерцающими куполами, мраморными фасадами зданий, старинными холстами великих художников. Накануне отъезда из Рима он познакомился с крупнейшим писателем Норвегии Генрихом Ибсеном. Эдвард сыграл ему несколько своих пьес. Писатель сразу же предложил Эдварду написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Григ долго колебался, прежде чем принять это предложение:

- Боюсь, для меня эта задача непосильна, - говорил композитор своей жене Нине, - Ибсен – сатирик, а я бессилен там, где требуется укол, сокрушительный удар.

- Но драма не только сатирическая, - возражала она. – В ней сказочная природа, фантастика, старинный быт. Всё это тебе близко.

- Что ж, попробую написать музыку не ко всей драме, а к её лирическим, жанровым и фантастическим сценам, - согласился Григ.

Драма Ибсена «Пер Гюнт» жизненная, философская. Она о человеке, потерявшем себя, о верной любви, о быте и природе Норвегии, о мире троллей и горных волшебников. Пер Гюнт – главный герой драмы, фантазёр и смельчак. Но он же эгоистичен и непостоянен, ленив. Пер привык покорять мгновенно, но он сумасброд. Ради забавы или от безделья или просто назло всем он похищает невесту Ингрид со свадьбы. За такие проделки односельчане выгоняют Пера из деревни. И он пускается в далёкие странствия. Долго бродит Пер в горах, пока не встречает странную женщину в зелёном. Любопытный Пер идёт за ней в пещеру самого короля гор – Доврского деда.

Какие-то тени обступают его в полумраке. Они дробятся, превращаются в крылатых зверей. Перу страшно. Он пытается бежать. Но не тут-то было! Нечисть не пускает его. А сам король делает Перу «лестное» предложение – вступить в мир троллей, заглушить в себе всё человеческое и жениться на его дочери, той самой женщине в наряде из листьев. О нет! Даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это. Что тут поднялось! Буйную пляску троллей Григ передал музыкой гениально. Мрачные духи приближались к Перу. Приглушённо, словно из-под земли, звучал странный причудливый марш. Звуки нарастали, бушевали. Казалось, скалы сдвинулись с места и содрогаются их вершины. Громче, громче шёпот. Ближе тролли. Они поют. Но что это за пение! Странное, страшное, дикое. Уже не марш, звучит демонический танец, и всё смешалось в безумном вихре.

 

6. ♫ «В пещере горного короля»

 

Разъярённые тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло?.. Пер спасается бегством.

Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне Пер Гюнт попадает к племени бедуинов. Дочь вождя бедуинов – прекрасная Анитра – увлекается отважным и весёлым фантазёром Пером и пытается очаровать его своей красотой. Она исполняет танец – лёгкий, изящный и грациозный. Композитор передал своей музыкой восточный колорит. Кокетливую, игривую мелодию исполняют скрипки, их звучание украшено тембром треугольника. Музыка танца очень изменчива, словно насмешливый и непостоянный нрав самой восточной красавицы Анитры.

 

7. ♫ «Танец Анитры»

 

Драма Г.Ибсена «Пер Гюнт» с музыкой Э.Грига шла на сцене театра 36 раз подряд с огромным успехом! Это был идеальный союз музыки и действа. Григ ощутил подвластность людей его музыке, он видел, как чутко они её воспринимали. Позже он сделал переложение музыки к драме – создал две сюиты для оркестра из 9 номеров из всей музыки, самых значимых по его мнению. Это было сделано для того, чтобы можно было исполнять их отдельно в концертах.

«Заход солнца».

В начале 70-х годов Э.Григ был занят мыслью об опере. Музыка драмы и театр стали для него великим вдохновением. Замыслы Грига не получили осуществления главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали традиции оперной культуры. От попытки создания оперы осталась лишь музыка к отдельным сценам неоконченного либретто Бьёрнсона «Улаф Трюгвасон» (1873 г.), по легенде о короле Улафе, распространявшем в X веке христианство среди жителей Норвегии. Григ пишет музыку к драматическому монологу Бьёрнсона «Берглиот» (1871 г.), повествующему о героине народной саги, а также музыку к драме того же автора «Сигурд Юрсальфар» на сюжет староисландской саги. Так и не сочинив оперу, композитор воплощает свою любовь к вокальному жанру в песнях и романсах, в которых стремится передать музыкой самый дух Норвегии (как Бьёрнсон передавал дух своей страны поэзией). В письмах Грига часто встречались описания природы своего края: «Я видел такие красоты природы, о которых не имел никакого представления… Огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах (было 4 час утра), светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!»

Среди песен, написанных под вдохновением норвежской природы – «В лесу», «Весна», «Избушка», «Море в ярких лучах сияет», «С добрым утром», а также «Заход солнца» на слова Андреаса Мунка (на тексты Мунка создан целый цикл песен).

 

8. ♫ «Заход солнца» на сл. А.Мунка (перевод С.Свириденко)

 

Концерты, поездки. Знакомство с Ф.Листом и П.И.Чайковским.

Э.Григ с 30 лет выступает не только в Норвегии, но и в разных странах Европы как исполнитель собственных произведений. К нему приходят признание и слава как композитора, пианиста и дирижёра. В 31 год (1874 г.) ему назначают пожизненную государственную стипендию – 1600 крон в год, он прекращает педагогическую деятельность и занимается только концертами, которые приносят композитору огромное удовольствие. Григ концертирует в городах Германии, Франции, Англии, Голландии, Швеции. Скромнейший по своей натуре человек, Григ в своих письмах отмечает «гигантские аплодисменты и бесчисленные вызовы», «колоссальный фурор», «гигантский успех». Григ не оставлял концертной деятельности до конца своих дней. Даже в 1907 г. (в год смерти) он писал: «Со всего света сыплются приглашения дирижировать!» Во время каждого выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Это был его талисман.

Многочисленные поездки Грига привели к установлению связей с музыкантами других стран: в Италии он, наконец, лично знакомится с Ф.Листом, о встрече с которым давно мечтал, в Лейпциге – с П.И.Чайковским, с которым очень подружился – у них было много общего во взглядах на национальное в музыке. В своих сочинениях Григ нередко использует типично норвежские интонации, поскольку во время прогулок по горам, лесам и долинам часто слушал песни крестьян, любовался их танцами, а после делал обработки народных песен и танцев.

 

9. ♫ «Народный напев»

 

«Лебедь».

Среди песен Грига выделяется цикл на стихи Генриха Ибсена (того самого, который создал драму «Пер Гюнт»). Лирико-философское содержание, скорбные, сосредоточенные образы кажутся необычными на общем светлом фоне григовских песен. Лучшая из песен цикла – «Лебедь» - одна из вершин творчества Грига. Красота, сила творческого духа и трагедия смерти - такой представляется символика стихотворения Ибсена… Контуры мелодии обусловлены выразительностью декламации стиха. Мерное движение, строгость фактуры сопровождения и гармонии создают ощущение величия и покоя. Эмоциональное напряжение достигается в среднем разделе (это трёхчастная репризная форма). Красота тональной игры в репризе, с постепенным просветлением, воспринимается как торжество света и покоя.

 

10. ♫ «Лебедь» на сл. Г. Ибсена (соч. 25, № 2)

 

Тролльхауген.

После очередных гастролей в Риме, Эвард Григ и Нина Хагеруп решили продать свой дом в Бергене и купили чудесную усадьбу в пригороде, в гористой местности, которую Григ назвал «Тролльхауген» - «холм троллей». Это был первый дом, который Григ действительно полюбил. В апреле 1885 г. супруги переселились на свою виллу в горах. Композитор называл это поместье лучшим местом на всей земле! И посвятил ему пьесу под названием «Свадебный день в Тролльхаугене». Это одно из самых радостных, ликующих произведений Грига. По яркости, «броскости» музыкальных образов, масштабам и виртуозному блеску оно приближается к типу концертной пьесы. В основе её лежит движение марша, торжественного шествия. Уверенно, горделиво звучат призывные взлёты, чеканные ритмические концовки мелодических образов. Торжественным праздничным образам крайних частей противопоставлена нежная лирика средней.

 

11. ♫ «Свадебный день в Тролльхаугене» //№ 6 из «Лирических тетерадей» т.8, соч. 65 (1896 г.)

 

Заключение.

Вклад Грига в музыкальную культуру вообще и своей страны в частности нельзя переоценить, он просто огромен. Э.Григ прославил Норвегию как композитор своей музыкой, как когда-то Моцарт и Гайдн прославили Австрию, Бетховен и Бах – Германию…

Григ заставил весь мир высоко оценить норвежскую музыку. Он гордился своей страной и был счастлив, что он норвежец. Он открыл Норвегию для Европы, как и обещал. Э.Григ – любовь и гордость норвежцев. Норвегия уставлена памятниками этому замечательному композитору.

В музыке Э.Грига был и рокот океана, и светлый сумрак белых ночей, и бездонность лесных озёр, таинственность сказок и неукротимый народный праздник. Э.Григ, как и Г.Х.Андерсен, «брал» у своего народа идеи и воплощал в искусстве. Всё его творчество формировалось под воздействием норвежской народной культуры, под впечатлением норвежских сказок он создал свои знаменитые произведения. Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный страстной романтики, тёмной силы и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Григ. И в сердцах людей он остался как великий музыкант и волшебник.

 

Список литературы:

  1. Музыкальная энциклопедия, т.2, ред. Ю.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия,1974 г.
  2. С.Летова «Эдвард Григ». – М.: Музыка,1974 г.
  3. М.Друскин «История зарубежной музыки», в.4, изд. 5 – М.: Музыка, 1980 г.
  4. 4. «Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 5.». –
  5. М.: Музыка, 1965 г.
  6. 5. Б.В.Асафьев «Эдвард Григ». – Л.: Музыка, 1984 г.
  7. 6. Статьи из интернета: «Северный Орфей» (классный час)
  8. «Биография Грига»,
  9. «Эдвард Хагеруп Григ»
  10. «Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества»
  11. Жизнь и творчество Эдварда Грига.
  12. Краткая биография Эдварда Грига.

 

Алейнова Т. А.

г. Бологое, Тверская обл.




Категория: Сценарии | Добавил: Администратор (07.10.2015)
Просмотров: 727