Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Сценарии

110 лет со дня рождения С. С. Прокофьева


ЛЕКЦИЯ - КОНЦЕРТ

посвящённая 110-летию со дня рождения С. С. Прокофьева

(Фоном звучит музыка). 

1 трек "Первый концерт для фортепиано с оркестром".

Вед. Добрый вечер! Сегодня наша встреча посвящается творчеству русского композитора С. С. Прокофьева.

Есть счастливые творческие люди, сохраняющие всю свою жизнь память о радостях детства. Став взрослыми, познав тяготы суровой действительности, они умеют возвращаться к давно прожитым детским годам и воскрешать их во всех подробностях, будто это происходило совсем недавно. Светлая память о детстве придаёт их искусству особую душевную чистоту. Такими были русские писатели Лев Толстой, написавший "Детство", "Отрочество" и "Юность", Максим Горький, создавший трилогию "Детство", "В людях" и "Мои университеты", русские композиторы П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. С. Прокофьев и многие другие. Эти замечательные таланты умели "помнить" детство и с необычайной тонкостью передавали в своих творениях мир детских представлений, навеянных сказками. Но никому из композиторов не привелось написать целую книгу о своём детстве, книгу о том, как пробуждался и создавался его музыкальный талант, как постепенно из маленького несмышлёныша и забавного озорника рождался большой и мудрый музыкант. Такую книгу посчастливилось написать Сергею Сергеевичу Прокофьеву.

2 трек "Улица просыпается".

Имя Сергея Прокофьева известно сегодня во всём мире. Сейчас никто уже не сомневается в том, что этот человек - один из выдающихся композиторов современности, классик русской музыки XX века.

Творчество Прокофьева многогранно. Его музыка поражает богатством образов. В прокофьевских сочинениях оживает перед нами русская история в кантате "Александр Невский", в опере "Война и мир", в музыке к фильму "Иван Грозный", оживает современность в опере "Повесть о настоящем человеке", оживает сказка в балете "Золушка", в опере "Любовь к трём апельсинам", оживает шекспировская трагедия в балете "Ромео и Джульетта". Прокофьев писал разную музыку для взрослых и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких - симфоническая сказка "Петя и волк".

Сейчас вашему вниманию будет представлена пьеса "Утро".

1. "Утро". Исполняет Субботина Катя (6 класс) - фортепиано

3 трек "Первый концерт".

Ровно 110 лет назад 23 апреля 1891 года в селе со звонким названием Сонцовка Донецкой области родился Сергей Прокофьев. Село было большое и зажиточное, с тысячным населением. Радостно было пройтись по улицам и любоваться дарами украинской земли, которые росли в садах и на полях. Дом Прокофьевых прост, основателен, с низкими потолками. В комнатах цветы в кадках, громоздкая мебель с чехлами.

Из троих детей, родившихся у Марии Григорьевны и Сергея Александровича Прокофьевых, выжил только один - Серёжа. Поздний и на редкость одарённый мальчик был горячо любимым родителями и платил им такой же горячей и преданной любовью.

Отец Сергей Алексеевич - учёный агроном, служил управляющим в имении помещика Сонцова. От отца передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Серёжи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.

Мать Мария Григорьевна из интеллигентной семьи играла на фортепиано, играла много, долго. Сынишка к её удивлению садился в кресло и слушал всё подряд и иногда сам в высоких октавах выстукивал свои детские эксперименты. Кроха с насупленными бровями уверенно и властно подчиняет себе весь уклад и смысл сонцовской жизни. Все интересы семьи посвящены воспитанию сына. Отец учил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике, мать - иностранным языкам (французский, немецкий, позже - английский). 

Первым педагогом по музыке стала, конечно же, мать. Однажды в пятилетнем возрасте Сергушечка явился к мамочке с листом бумаги, разрисованным нотами и заявил:

- Вот, я сочинил рапсодию Листа.

Пришлось объяснить, что сочинить рапсодию Листа нельзя, потому что рапсодия есть пьеса, а Лист как раз тот человек, который её сочинил. Эту пьеску мать записала и назвала как "Индийский галоп". После этого мать решила основательно познакомить сынишку с нотной грамотой.

В 6 лет Серёжа сочинил Марш в 4 руки. Первые пьесы, вальс, марш, рондо были записаны и переплетены в альбом, на котором золотом красовалось: "Сочинения Серёженьки Прокофьева".

2. "Утренняя серенада" из балета "Ромео и Джульетта" - балалайка
4 трек "Гавот".

В канун XX века Серёжа Прокофьев впервые прикоснулся к той жизни, которая в полной мере откроется ему позже - тысячекилометровые путешествия, огромные города, большое искусство.

Родители решили отметить наступление 1900 года поездкой в Москву. Шумная столица ослепила мальчика непривычным блеском электрических огней, обрушилась громадой нарядных зданий, оглушила криками извозчиков, звоном летящей по мостовой конки. Однако ни громада Большого театра с площадью, загруженной экипажами, ни величавый храм Христа Спасителя, ни затейливые чудеса Кремля не запомнились так, как запомнился театр.

Его повели на "Фауста", с музыкой которого он был знаком по домашнему исполнению Марии Григорьевны. Особенно понравились дуэль на шпагах, сцена гибели Валентина и Мефистофель в красном луче света. Серёжа был удивлён и поражён, почему же Мефистофель - чёрт в красном костюме и со шпагой, а не чёрный и с копытами. А балет Чайковского "Спящая красавица" буквально вызвал головокружение.

Поездка в Москву придала жизни мальчика новый смысл: в неё вошёл театр с его тайнами, роскошью, актёрской игрой. В качестве первого шага решено ... написать оперу. Скептическое отношение матери к этой затее ничуть не смутило. В 10 лет Серёжа имел собственную точку зрения на музыкальное сочинение и мог её защищать. Уже в начале лета перед матерью лежала стопка грязноватых кусочков бумаги - рукопись новой оперы "Великан". Летом следующего года "Великан" был исполнен в имении дяди Раевского. Молодёжь дома Раевских во главе с автором оперы перетряхнула все кладовые в поисках костюмов и реквизита. Слова дяди: "Ну, Серёжа, когда тебя будут давать на императорской сцене, помни, что первый раз твоя опера была исполнена у меня в доме!" - Прокофьев вспомнит спустя 20 лет, когда ставилась его опера "Любовь к трём апельсинам" в Чикаго.

3. Отрывок из балета "Золушка"  - фортепиано.

5 трек "Прелюд до мажор".

Серёжа подрастал, и о его музыкальном образовании нужно было подумать всерьёз. В декабре 1901 года семья выехала в Петербург, а затем в Москву. В Москве родители встретились с семьёй Померанцевых, которые устроили встречу с Танеевым, профессором Московской консерватории. Эту встречу Серёжа туманно помнит, но лежавшая на столе распечатанная плитка шоколада, которой угостили мальчика, произвела приятное впечатление.  Танееву показали сочинения Серёжи.

- Почему же сочинения Серёженьки Прокофьева? - засмеялся Сергей Иванович¸ увидя золотые буквы на переплёте "Великана".

- Сергея, Сергея, ну в крайнем случае, Серёжи, - утвердил Танеев.

Сергей Иванович Танеев посоветовал пригласить музыканта -профессионала, который проводил бы летние месяцы в Сонцовке, занимаясь с Серёжей, и сам подыскал педагога - Рейнгольда Глиэра, молодого композитора, окончившего консерваторию с золотой медалью.

В июне 1902 года вся семья готовилась к встрече с учителем. Когда подъезжал к имению Глиэр, Серёжа сидел на ступеньках террасы и счищал ножом колючки с трёх больших чертополохов, притащенных утром из дальнего сада. "Приедет и увидит, что я счищаю колючки. Ну и пусть увидит, ничего тут нет плохого", - думал Серёжа. К крыльцу подъехал экипаж и из него вышел молодой человек с усами и со скрипкой в руках. Серёжа проводил в дом Глиэра и подумал: "Ведь он будет заниматься со мной на фортепиано. Почему же скрипка?"

Глиэр оказался человеком приятным. Сумел привязать к себе мальчика, принимал активное участие во многих детских играх, вполне серьёзно относился к его пока нехитрым театральным развлечениям и постановкам, а следующим летом, во время второго приезда учителя, они будут вместе увлечённо работать над сочинением Серёжи - оперы "Пир во время чумы". Глиэр ввёл полезную практику: ежемесячно полагалось написать небольшую фортепианную пьеску - песенку. Миниатюры были приурочены к какому либо событию и имели посвящение: "Тёте Танечке", "Папе крёстному". За период с 1901 по 1906 года накопилось таких песенок 60. Пора было приниматься за каталог собственных произведений. Тогда же Серёжа задумал написать симфонию. Но по незнанию оркестровой партитуры было написано четырёхручное переложение для фортепиано и посвящено Глиэру.

4. "Марш" исполняет Гарипов Камиль (4 класс) - фортепиано преподаватель Искендерова Ф. А.

В Сонцовке Серёжа обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов: театральные постановки, различные игры, сад, в котором сажались цветы, собаки, шахматы, увлечение железной дорогой и расписанием поездов, газета, которая издавалась для отца. День проходил насыщенно и был короткий, всё хотелось успеть сделать. О его динамичности, стремительности, которая будет сопровождать всю жизнь композитора, можно судить по письмам, в которых практически нет гласных, всё в сокращениях.

А вот ещё одно увлечение. Однажды, зайдя в комнату Глиэра с каким-то вопросом, Сережа застал его сидящим за письменным столом и что-то пишущим. Наверху листа бумаги стояло "пятница, 11 июля", а затем какой-то текст, а дальше "суббота, 12 июля" и опять текст. А что, если самому начать то же самое? Эта идея совпала с другой, которая занимала уже некоторое время. В Сонцовку иногда приезжал дальний родственник - Рейн, который славился тем, что умел предсказывать погоду. Кто-то спросил его, как он это делает, Рейн хитро улыбнулся и сказал:

- Записываю каждый день погоду, и через 100 дней она повторится. И Серёжа решил совместить то и другое: записывать погоду и события, произошедшие за день.

Вот некоторые записи Серёжи:

Август. 3 воскресенье. Встал поздно. Жарковатый день. Перед завтраком Рейнгольд Морицевич (Глиэр) и я шутя поссорились, и я вызвал его на дуэль. Его секундантом была Луиза, а моим - Никита. Мы стрелялись "самострелом", заряженным небольшим резиновым мячиком, по очереди. Рейнгольд Морицевич попал мне в живот и несколько раз слегка задевал то плечо, то руку. Я попал ему в левое плечо. (Дуэль, начатая по всем правилам, выродилась во всеобщее развлечение).

6 среда. Написал перевод в Москву о присылке нотной бумаги. Сочинил шарады и обращаю их в стихи, чтоб послать в редакцию получаемого мною журнала "Задушевное слово". Ходили в большой сад и набрали массу чернильных орешков.

25 четверг. Погода пасмурная и ветреная. Папины и мои именины. Утром, когда я проснулся, мама подарила мне коробку, на которой было написано: "Печенье Сиу". Пока я поздравлял папу, мама развернула коробку, и в ней оказались солдатики! Потом мама подарила заводной пароход от тёти Тани. Мама подарила папе какие-то особые запонки. Я посвятил папе оперу "Пир во время чумы" и десятую песенку. Папа подарил мне книгу, маленький микроскоп, очень интересный, маленький волчок, шахматы дорожные в виде записной книжки и 10 рублей в копилку.

О том, что погода повторяется ровно через 100 дней, Серёжа совсем забыл в процессе писания дневника и поинтересовался проверить только спустя 36 лет. Отсчитал 100 дней от 15 июля и получил 23 октября. "Погода хорошая" записано в июле, "погода холодная" - в октябре. "Погода жаркая" - на следующий день в июле; "холодно" -  в октябре. Вот и предсказывай!

5. "Гавот" из "Классической симфонии" 

6 трек "Маски".

Наступил 1904 год. В семье не раз поднимался вопрос об образовании Серёжи. Поступать в гимназию или в консерваторию? В Петербурге или в Москве? Доводы матери перевешивали за Петербург. Мать отвозит сына в Петербург, где знакомится с Александром Глазуновым. Знаменитый композитор окончательно убедил Марию Григорьевну отдать сына в консерваторию.

Детство окончилось рано, как-то вдруг, и к моменту поступления в консерваторию рыжеволосый розовощёкий мальчишка с Украины - не просто музыкальный вундеркинд, а вполне сформировавшаяся личность. Петербург откроет перед ним двери в мир большой музыки, выучит мастерству, ещё более закалит его волю.

Вступительный экзамен прошёл блестяще. Приёмная комиссия, в которой были Глазунов и Римский-Корсаков, была восхищена абсолютным слухом, умением читать с листа, а также солидным грузом сочинений, которые принёс с собой тринадцатилетний композитор.

"Я вошёл, - рассказывает Прокофьев, - сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали 4 оперы, две сонаты, симфония и много фортепианных пьесок."Это мне нравится!" - сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен.

Сергей Прокофьев принят в класс гармонии Лядова, инструментовки Римского-Корсакого. Студент "высокий подвижный мальчик" заметно выделялся своими знаниями, чем мгновенно завоевал уважение. Выработанная с детства черта иметь обо всём собственное мнение с годами усиливалась, и мальчик снискал репутацию задиры. Резкость, озорство, упорное нежелание считаться с авторитетом не мешали ему выделяться в консерватории ярким талантом, любознательностью, мгновенной реакцией, изумительным чувством юмора. Его побаивались и любили. Мать и сын с восхищением отдаются власти столичного города. Они путешествуют по живописным местам, посещают дворцы, театры, увлекаются шахматными турнирами.

В конце 1906 года в классе Лядова произошла встреча Прокофьева с новым студентом - военным инженером Николаем Мясковским. Что общего, казалось могло быть между статным красивым поручиком 25 лет и задиристым 15-летним подростком, выглядевшим тогда по его собственным словам "щеночком"? Тем не менее, их отношения переросли в прочную, искреннюю дружбу на всю жизнь. Разъезжаясь на каникулы, они писали друг другу письма, которые представляют собой подлинное литературное сокровище. В студенческие годы они оба были введены в петербургский кружок "Вечера современной музыки". На вечерах и была представлена музыка Прокофьева.

В 1909 году Прокофьев закончил консерваторию по классу композиции, а через 5 лет - как пианист по классу знаменитой русской пианистки А. Есиповой. Ему присудили золотую медаль и премию имени А. Рубинштейна - великолепный рояль. В последующие годы Прокофьев много концертировал именно как пианист.

В консерваторские годы Прокофьев конечно же сочиняет, фортепианные пьесы поражают необычной яркостью образов, 1 концерт для фортепиано с оркестром открывает "новые берега" в музыке.

После блестящего окончания консерватории весной 1914 года по фортепианному и дирижёрскому классам имя Прокофьева в музыкальном мире становится необыкновенно популярным. Со всех сторон предлагают участие в концертах. Крупнейшие издательства печатают его произведения, принимая условия, которые он им ставит.

Летом 1914 года Прокофьев получает подарок от матери - разрешение поехать в Лондон. Поездка оказалась на редкость богатой впечатлениями. Молодой композитор знакомится с Шаляпиным, Сергеем Дягилевым. Встреча с Дягилевым одним из деятелей художественной культуры России во многом определила дальнейший творческий путь Прокофьева. Дягилев - организатор "Русских сезонов" в Париже, Лондоне знакомил Европу с русским искусством. Он обожал Россию и всё русское до фанатизма. Он предложил Прокофьеву создать спектакль на русские сюжеты. Так родился балет "Шут" по мотивам русской народной сказки из сборника Афанасьева.

По приезду домой Прокофьев начинает широко концертировать. Контакты с Дягилевым ещё более увеличили его славу. Перед музыкантом открываются двери русского музыкального общества.

В предреволюционные годы Прокофьев создаёт музыкальную сказку "Гадкий утёнок" по сказке Андерсена, появляется жизнерадостная и остроумная "Классическая симфония", опера "Игрок", заканчивает цикл фортепианных пьес под названием "Мимолётности". Название цикла подсказано строками из стихотворения Бальмонта:
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

6. Вашему вниманию будут представлены 4 "Мимолётности" - фортепиано. 

После революции 1917 года Прокофьев решил совершить большое концертное путешествие. Получив разрешение от наркома просвещения Луначарского, он выехал за границу в мае 1918 года. Вместо нескольких месяцев, как он думал вначале, пребывание за границей по различным причинам растянулось на 15 лет. Прокофьев объездил весь мир.

18 дней в экспрессе до Владивостока, Япония, длительное морское путешествие через Гонолулу в Сан-Франциско. Америка встретила Прокофьева с любопытством и недоверием. Американская публика бурно аплодировала "вулканическим извержениям за клавиатурой", превозносила до небес его пианизм. Но Прокофьев жаждет, чтобы его ценили как композитора, желает, чтобы лучшие американские оркестры играли его музыку.

В 1920 году Прокофьев уезжает в Париж. Тут возобновляются встречи с Дягилевым. В Париже проходит премьера балета "Шут". Дирижировал оркестром автор. Затем "Шута" ставят в Англии.

В следующем году композитор возвращается в Америку, где состоялась премьера оперы "Любовь к трём апельсинам" по сказке итальянского писателя Карла Гоцци. После успешной премьеры Прокофьев уезжает вместе с матерью в Германию, где работает над новой оперой "Огненный ангел". Покой и пленительная природа южной Германии располагали к творчеству. Здесь, в Эттале, Прокофьев женился на молодой испанской певице Лине Кодина. Лина Ивановна, так звал её Прокофьев, в течение 18 лет делила с композитором его беспокойную жизнь, стала матерью двух его сыновей. Одарённая певица много выступала с исполнением вокальных произведений Прокофьева.

Через два года спокойная жизнь окончилась переездом семьи в шумный Париж. Здесь рождается балет о строительстве новой жизни в России "Стальной скок". На премьере Прокофьев знакомится с Равелем, Стравинским, Пикассо.

Во время передышки между бесконечными гастролями, в недолгие часы отдыха после напряжённого творческого труда Прокофьев радушно встречает гостей. У него бывают Ч. Чаплин, Ф. Шаляпин, шахматисты Алёхин, Капабланка. Летние месяцы посвящены новому увлечению - автомобилю. Композитор совершает поездки по Франции, Швейцарии.

В Советском Союзе в эти годы музыка Прокофьева завоёвывает всё большее призвание. И вот в январе 1927 года композитор приезжает в Советскую Россию. В первый же день приезда в Москву он проводит репетицию с оркестром. Как только Сергей Сергеевич появился в зале, грянул Марш из его оперы "Любовь к трём апельсинам". Постановка оперы в Москве и Ленинграде были для самого композитора первой настоящей постановкой - это были премьеры, превосходящие постановки в Чикаго. Несколько выступлений состоялось и на Украине.

7. "Вальс" - фортепиано

Невозможно обойти молчанием встречу, которая состоялась по пути в Америку на борту лайнера "Беренгория". Судьба свела Прокофьева с Рахманиновым. Посреди океана, встретились двое русских, находившихся вдали от родины. Прокофьеву, на 20 лет моложе, предстояло вернуться в Россию, подарить ей свой труд и талант, Рахманинов так и не переступил русских границ.

Поездки в Россию, встреча с Рахманиновым посеяли ростки ностальгии. Сам Прокофьев говорил: "Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы и весну, в ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего здесь недостаёт. Здесь я лишаюсь сил. Мне грозит опасность погибнуть от академизма. Я возвращаюсь".

И вот - долгожданное возвращение на Родину. Прокофьев встречается со своими друзьями Мясковским, Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссёрами (сочиняет музыку к кинофильмам), работает в правлении Московского союза композиторов и не забывает посещать матчи по шахматам в клубе мастеров искусств.

8. "Русский танец"

7 трек "Петя и волк".

30-е годы ознаменованы появлением музыки для детей - цикл из 12 пьес для фортепиано "Детская музыка" и симфоническая сказка "Петя и волк". С увлечением Сергей Прокофьев написал эту сказку за 4 дня. Так и представляем композитора за письменным столом, заваленном нотами и бумагами. Сказка очень скоро стала едва ли не самым репертуарным сочинением и до сих пор является наглядным пособием по изучению музыкальных инструментов на уроке музыкальной литературы.

В 30-е годы создаётся и знаменитый балет "Ромео и Джульетта", музыка к кинофильму "Александр Невский", опера "Семён Катко".

Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями.

Во время Великой Отечественной войны Прокофьев тяжело болел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, в том числе от посещения театров и концертов. Врачи запрещали сочинять музыку и разрешили работать не более 20 минут в день. Но, тем не менее, невзирая на запреты врачей, Прокофьев продолжает работать.

В 1948 году закончена последняя опера "Повесть о настоящем человеке" - история о простом русском парне, доказавшем всему миру то, что казалось невозможным.

Большую часть времени в эти годы Прокофьев проводил на своей даче, на Николиной горе на берегу Москвы-реки.

5 марта 1953 года С. С. Прокофьева не стало.

В заключении нашей встречи прозвучит хор

9. "Вставайте, люди русские" из кантаты "Александр Невский". 

8 трек "Первый концерт".

Сергей Сергеевич Прокофьев прожил большую и сложную жизнь в  искусстве, в его творчестве были замечательные победы и печальные срывы. Но, если говорить об итоге творческого пути композитора, то этот путь говорит о великих заслугах перед родным искусством, о прогрессивности устремлений, о необычайной силе его творческой фантазии и глубокой национальной почвы его искусства. Его произведения вошли в Золотой фонд русского искусства.

Спасибо за внимание. Наш концерт окончен. До новых встреч!

Cписок литературы:

1. Долинская Е. Б. "Театр Прокофьева". Исследовательские очерки. - М.: Издательство "Композитор", 2012.
2. Нестьев И. В. "Жизнь Сергея Прокофьева". Издательство "Советский композитор", 1973.
3. Прокофьев С. С. "Автобиография". - М.: Издательство "Советский композитор", 1982.
4. Прокофьев С. "Детство". - М.: Издательство "Музыка", 1983.

г. ЯРЦЕВО, СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Кузьменкова Ю. Н.




Категория: Сценарии | Добавил: Moderator (04.06.2015)
Просмотров: 4235