Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Закрепление размеров 2/4, 3/4, 4/4


Закрепление размеров 2/4, 3/4, 4/4

Урок ритмики 0 класс по 7летнему обучению (с методическими комментариями)

Эмоциональное и образное содержание урока – «ВЕСНА».

I.ВВЕДЕНИЕ

Давно уже известно, что между телесным и умственным развитием существует строгое соотношение. Ученым физиологам и опытным врачам шаг за шагом удалось изучить, по крайней мере, главнейшие анатомо-гистологические и физиолого-психические свойства и особенности нервной системы, в связи со свойствами и отправлениями различных частей организма, как это было в древней Греции. Но на основании научных данных мы можем утверждать, что как игры, так и всякого другого рода физические упражнения, способствуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того, и образованию ума, вследствие чего, как те, так и другие имеют полное право войти в круг деятельности образовательной школы, смотря по периодам развития организма.

Ритмика – специальный предмет, музыкально - педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.

Основоположником ритмики является швейцарский музыкант - педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории и музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: « Цель ритмики – подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не только «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».

Основными задачами ритмики являются:

- воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;

- развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;

- формирование правильной осанки;

- развитие творческих способностей;

- развитие темпо-ритмической памяти учащихся.

Цель урока: интуитивно-телесное изучение двух-, трех- и четырехдольной пульсации в практике творческого музицирования и движения; эмоциональное и творческое раскрепощение детей; комплексное развитие их музыкальности.

Задачи урока:

1.развитие способности детей к различным формам музицирования и движения;

2.создание условий для чувственного постижения метра в речи, движении, музыке;

3.воспитание чувства метра и ритма; закрепление теоретических понятий через движение;

4. раскрытие общей музыкальности, формирование устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическое воспитание учащихся, приобщение их к мировой музыкальной культуре.

Основной метод, использованный в занятиях ритмики классический, традиционный – от интуитивного ощущения к сознательному анализу через закрепленный тренинг ощущения ритма или других элементов музыкальной выразительности осуществляется переход к отображению услышанного при помощи тела, движения. То есть подобный метод активизирует музыкальное мышление детей, дает возможность ученику проявить свою индивидуальность.

 

Ход урока

1.Марш «Веселый ветер» И.Дунаевский

Дети с преподавателем маршируют по периметру зала, затем проходят по центру зала и расходятся вправо и влево. Далее сходятся на середине и идут вперед парами, расходятся, пройдя по половине круга, встречаются и выстраиваются в одну линию. Сделав 2-3 круга, выстраиваются в шеренги по 4 лицом к преподавателю. Маршируют на месте, заканчивают движения точно с окончанием музыки.

Задачи урока: отработать перестроения, выстраивание шеренгами, точное начало и окончание движений в соответствии с музыкой.

2.упражнение-самомассаж «Потягушеньки»

Потягушеньки, потягушеньки, (потягиваемся)

Поперек потолстушеньки, (обнимаем себя)

В ногах топонюшеньки, (топаем)

В руках хватанюшеньки, («хватаем» руками)

В голове разумок, (массаж головы)

Во рту говорок. (движения языка)

3. Фонопедическая игра «Весенние голоса»: текст говорит преподаватель, дети его озвучивают (методика В.В.Емельянова, модель Т.А.Боровик). Что дают фонопедические упражнения начинающему музыканту? Это расширение диапазона (что особенно актуально у маленьких музыкантов, среди которых преобладают «гудошники»), значительное увеличение силы звучания голоса у ребенка, усиление насыщенности звука, свобода, раскрепощенность звучания голоса.

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком, как бы изображая бульканье ручейка)

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз)

И дальше побежал (булькаем)

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)

Упражнение для развития дыхания «Дом, который построил Джек» (Р. Бернс, перевод С.Маршака). Задачи: каждый куплет стараться говорить на одном выдохе, дыхание подхватывать в начале следующей строфы, показ сюжета  движениями.

Вот Джек

Вот дом, который построил Джек

А это темный чулан, в доме, который построил Джек

А это пшеница, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек

 А это веселая птица-синица, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек

 Вот кот, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек

А это старый пес без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек

 А это корова безрогая, лягнувшая старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек

 А это старушка седая и строгая, которая доит корову безрогую, лягнувшую старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек

 А это ленивый и толстый пастух, который бранится с коровницей строгою, которая доит корову безрогую, лягнувшую старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек

 Вот два петуха, которые будят того пастуха, который бранится с коровницей строгою, которая доит корову безрогую, лягнувшую старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек

4.упраженения на крупные движения рук, ног, головы, туловища. Двигательный канон

На каждом уроке ритмики мы делаем упражнение на крупные и мелкие движения. Известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. М.Горький писал «Процесс социально-культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга» .

«Сенечкино семечко» (И.Сафарова). Задачи: четкое проговаривание стихотворения. Умение вести свою «партию» в каноне.

- четкое проговаривание с показом в движении текста

- движения все вместе под счет 1,2,3,4,

-двигательный канон под музыку по парам, интервал вступления один такт (Шуберт, Марш)

5. Ритмическая гимнастика 3 комплекс

П. И.Чайковский «Детский альбом»: «Вальс», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет», «Утреннее размышление», «Мазурка» (в работе по ритмической гимнастике использую материалы Кореневой)

Мини-викторина по прослушанным произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского: «Старинная французская песенка», «Камаринская», «Вальс», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет», «Сладкая греза», «Полька», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Утреннее размышление», «Мазурка».

? а какие из них написаны в размере ¾? «Утреннее размышление», «Сладкая греза», «Немецкая песенка», «Мазурка», «Шарманщик поет». «Новая кукла» - 3/8.

Какие пьесы написаны в трехчастной форме? «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Мазурка», «Полька», «Камаринская», «Немецкая песенка»

В двухчастной форме? «Старинная французская песенка», «Шарманщик поет», Вальс

В форме периода (одна часть)? «Утреннее размышление»,

В миноре? «Мазурка», «Старинная французская песенка»

В быстром темпе? «Новая кукла», «Камаринская», «Полька»

В какой пьесе был затакт? «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка».

 

6.Слушание, движение и анализ музыкальных произведений

Филипп Колыбельная

1 прослушивание - вспомнить его автора и название, определить характер, средства выразительности, размер,

2 прослушивание - дирижировать с покачиванием и пропеванием мелодии, обратить внимание на замедление в конце произведения,

3 прослушивание - петь и жестами показать ритмический рисунок. Вопрос: какие длительности встретились? Сколько было предложений, какие из них одинаковые, какие похожие? На прошлом уроке мы выкладывали карточками ритмический рисунок произведения, сейчас задание – посмотреть на готовый ритмический рисунок и найти ошибки, исправить их.

Л.Моцарт Менуэт

задачи: 1 прослушивание – автор и название произведение, характер, средства выразительности, эпоха, полифония

Леопольд Моцарт - австрийский скрипач и композитор, отец и учитель Вольфганга Амадея Моцарта. Для детей Леопольд был идеалом, маленький Вольфганг в детстве говорил: «После Бога только папа». Леопольд играл на скрипке, органе, руководил церковным хором, писал музыку, был прирожденным педагогом. Полифония – многоголосное музыкальное произведение, где каждый голос индивидуален, выразителен. Менуэт - старинный народный французский грациозный танец. Вначале был в двухколенном складе, затем в трёхдольном размере. С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.

2 прослушивание – поем и показываем жестами ритмический рисунок верхнего голоса, нижнего голоса

Таким образом два последних урока мы «учим» менуэт по голосам, на следующем уроке задача будет более сложной: работать в парах договориться: один – «принц» (нижний голос), другой - «принцесса» (верхний голос), танец в парах, в ногах – ритмический рисунок своего персонажа (полифоническое двухголосие в движениях)

Й.Гайдн - Симфония №94 - "Сюрприз", IIч., Andante.

Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. Ему было известно, что многие англичане порой ходят на концерты не столько ради удовольствия послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские завсегдатаи концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения. Гайдну пришлось убедиться, что и для него не сделано исключения. Это обстоятельство весьма раздосадовало композитора, и он решил отомстить равнодушным слушателям. Месть была остроумной. Специально для лондонцев Гайдн написал новую симфонию. В самый критический момент, когда часть публики начала клевать носом, раздался громоподобный удар большого барабана. И каждый раз, едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался барабанный бой. С тех пор эта симфония носит название "Симфония с ударами литавр", или "Сюрприз".

1 прослушивание – автор и название произведения, характер, средства выразительности,

2 прослушивание - дирижирование и пение мелодии

3 прослушивание – пение и показ жестами ритмического рисунка

Карточками выложить ритмический рисунок, у каждого по 2 такта. До кого не дошла очередь, проверка ритма. Перемешиваю карточки, последние – возвращают карточки на свои места.

В завершении этого блока урока предлагаю детям по ритмическому рисунку догадаться, какое это произведение.

7.Пальчиковая игра «Солнышко»

Большое значение для будущих музыкантов имеет координация движения, развитие внутренних двигательных ощущений «мышечного чувства» особенно кончиков пальчиков. А она у всех детей различна в силу природных способностей. Решить эти вопросы помогают «пальчиковые игры». О пальчиковых играх можно говорить как о великолепнейшем универсальном дидактическом и развивающем материале воспитания ребенка.

Посредством пальчиковых игр у ребенка развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит его речевое развитие, которое в свою очередь непосредственно связано с общим развитием ребенка, становлением его личности. Эти упражнения – игры представляют большой интерес не только для педагогов-исполнителей, но и для хормейстеров и вокалистов, так как тренировка «мелкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи, следовательно, и оказывающим большое влияние на чистоту интонирования. С помощью потешки наши предки воспитывали у детей потребность в игре, готовили их к самостоятельной игре в детском коллективе, и одновременно в мягкой и ненавязчивой форме давали ребенку урок нравственного воспитания, вводили его в красочный и поэтический мир родного языка. Упражнения могут принести помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации движений, тонких тактильных ощущений – в педагогической работе с начинающими музыкантами.

Пальчиковая игра «Солнышко»

Солнышко, солнышко! Обращение к солнцу: руки поднимаем вверх, спинка прямая

Погуляй у речки! Руки вытянуты перед собой, ладони вниз. Размашистые движения рук от плеча в пространстве

Солнышко, солнышко! Обращение к солнцу

Раскидай колечки! Руки прямые, вытянуты перед собой, 2,3,4,5 пальцы поочередно прикасаются к 1му, образуя колечки. Руки свободно движутся в пространстве, как бы «раскидывая» колечки на каждую четверть

Мы колечки соберем, левая рука вытянута вперед ладонью вверх. Правая рука «собирает» и «кладет» колечки в ладошку. Собирает со стороны, делая мах в правую сторону

Золоченочки возьмем, то же движение, руки меняются местами

Покатаем, поиграем круговые движения ладошки об ладошку

И тебе вернем! Обращение к солнцу

8. Музыкальная песня-игра «Солнышко, колоколнышко» пение с ускорением с палочками

Музыкальные коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, развитие социальных навыков их поведения и создание условий для свободного и естественного проявления музыкальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Дети сидят в кругу, перед каждым деревянная палочка, все палочки образуют «лучики солнца». Песню «Солнышко» встретила в книге Т.Э.Тютюнниковой «Уроки музыки», подключила к ней деревянные палочки, часто используемые нами на уроке для ритмического эхо.

Задачи нашей игры: Пение народной песни с ускорением, перекладывание на сильную долю палочки по кругу влево так, чтобы рисунок личиков сохранился. Игра на выбывание: кто не справился с ритмом песни, не вовремя или небрежно кидал палочку соседу – выбывает. Важно и вовремя переложить палочку, и аккуратно передать ее соседу, и сохранить рисунок солнца.

9.Свободные движения под музыку («Рондо венециано» La Serenissima )

Задача: услышать и показать жестами длительности. Чередовать показ длительностей и ходьбу заданными длительностями со свободными движениями под музыку. Развитие двигательной импровизации, умения слушать музыку, отобразить свои впечатления в движении.

Ход: Свободное движение в зале,

1 фрагмент – преподаватель показывает карточки с длительностями, дети ногами идут в заданных длительностях,

2 фрагмент – свободные движения

3 фрагмент – в ногах метр (четвертными), в руках - длительности, которые показывает преподаватель карточками

4 фрагмент – свободные движения под музыку

5 фрагмент - в руках и ногах различные длительности (двухголосие)

6 фрагмент – свободные движения под музыку.

10. Танец «Маленький Ян»

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.

Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Коммуникативные танцы возникли в XX веке на основе народно-бытовых танцев. Понятие «коммуникативный танец» возникло и формировалось постепенно. Идея «выразительного танца» возникла в педагогике Э. Жак-Далькроза. К. Орф «подхватил» идею сочетания музыки и движения как средства раскрепощения, свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира, поэтому включил в свой сборник «Шульверк» фольклорные танцы народов мира. Последователи Орфа включают в свои уроки такой вид деятельности детей как фольклорные танцы (Й. Вуйтак, Т.Э. Тютюнникова, Е.И. Поплянова), коммуникативные танцы (В.А. Жилин), коммуникативные танцы - игры (А.И. Буренина, Н.Г. Куприна).

Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. Они обязательно включают жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. В коммуникативных танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Танцы также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают выполнять точно движения.

Компоненты коммуникативного танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети тщательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: параллельные линии, круговые движения вперед или боком, мельницу, квадраты, змейки. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, узнают о культуре различных стран и открывают понимание отличий характеров и традиций в мире.

Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на уроках ритмики, на праздниках, на переменах в школе, на гимнастической разминке в летнем лагере. Ведь разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером.

В школу поступают дети с разных детских садов. Некоторые дети не имеют опыта общения со сверстниками, т.к. они не посещали дошкольные учреждения. Есть также дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания младших школьников со сверстниками.

Предлагается несколько разнохарактерных коммуникативных танцев с позиции возможности развития коммуникативных навыков.

Возможно использование коммуникативных танцев в определенной последовательности: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с партнерами, демонстрирование доверия к партнеру. Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество партнеров и усложнить движения. Педагог может предложить детям сочинить свой коммуникативный танец из тех движений, которые им нравятся и получаются лучше всего. Разучивание коммуникативных танцев можно продолжать до тех пор, пока сохраняется интерес детей к этому виду деятельности.

Начинать разучивание коммуникативных танцев лучше с тех, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями. Здесь ребенку необходимо найти партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти в контакт с ним. Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера понять намерения друг друга. Используются очень простые танцевальные движения: шаг, притоп, кружение в паре. Контакт с партнером усиливается тактильно – рукопожатие, хлопки как элемент открытости.

В нашем танце «Маленький Ян» каждый ребенок по очереди показывает свои движения, остальные дети повторяют их. Особенность этого танца в том, что движения прибавляются, и нужно помнить всю последовательность: АH, АBH, АВCH, АВCDH, АВCDEH, АВCDEFH, ABCDEFGH. Задача: развитие двигательной памяти, умение придумать несложное, короткое эмоционально яркое движение, которое хорошо запомнится другими детьми.

10.Марш

Подведение итогов урока.


III .Список литературы

  1. Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке» Москва «Советский композитор»1991
  2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы - игры для детей. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004.
  3. Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике» Москва «Советский композитор» 1991
  4. Виноградов Л. В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. СПб. : Речь; М.: Сфера, 2009.
  5. Даг Гудкин «Пой, играй, танцуй!» введение в Орф-педагогику. Мосвка «КлассикаXXI» 2013
  6. Забурдяева Е., Перунова Н. «Посвящение Карлу Ору» выпуски 1,2,3. СПб: «Невская нота» 2008
  7. «Играем и танцуем» игры, танцы и упражнения для детей дошкольного возраста. Москва «Советский композитор» 1984
  8. Каплунова И., Новоскольцева И. ЛАДУШКИ: Левой-правой! Марши в детском саду. СПб: «Композитор» 2002
  9. Конорова Е.В. «Ритмика» выпуск1 Москва «Музыка»2012
  10. Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» ч.1, ч.2. Москва «Владос» 2001
  11. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2002.
  12. Поплянова Е. И. Давай, Земля, кружиться! (Танцы народов мира в переложении для детей России). – Челябинск: АвтоГраф, 2006.
  13. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург, 1994.
  14. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под редакцией Л.А.Баренбойма. Ленинград, «Музыка» 1970.
  15. Сольфеджио. Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при ДМШ, музыкальных отделениях ДШИ. Москва 1988
  16. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. - М.: УРСС, 2003.
  17. Тютюнникова Т.Э. УРОКИ МУЗЫКИ: система обучения К.Орфа. – М.: Астрель 2000
  18. Франио Г.С. Ритмика в музыкальной школе Москва «Пресс-соло» 1997
  19. Франио Г.С., Методическое пособие по ритмике 1 класс. Москва «Музыка» 1995.
  20. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа». Москва «Советский композитор» 1978
  21. Материалы и аудиозаписи международных семинаров по орф-музицированию, Москва, Екатеринбург 1999-2013 года

Алехина Т. П., 2015 г.,

г. Стерлитамак
 




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (22.10.2015)
Просмотров: 1105