Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Задачи и специфика работы концертмейстера


Задачи и специфика работы концертмейстера

Содержание
1.    Актуальность темы: «Задачи и специфика работы концертмейстера».
2.    Знания и умения, необходимые концертмейстеру.
3.    Заключение.
4.    Литература.

     1. Актуальностость темы объясняется определенными изменениями в условиях профессиональной деятельности концертмейстеров. В значительной мере это связано с тем, что в сети образовательных учебных заведений появляются новые по своей специфике структуры, в том числе детские школы искусств. Профили обучения в этих школах существенно отличаются от традиционных музыкальных школ. В них появляются такие направления, как хореография, театральные студии, оркестры русских народных инструментов. Практически в каждом из этих направлений предполагается музыкальная поддержка, и, как следствие, - присутствие концертмейстера.
     Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди музыкантов. Работа концертмейстера нужна всем: и на занятиях по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оркестрах, ансамблях русских народных инструментов. Без концертмейстера и аккомпаниатора не обходятся и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры.
     Солист и концермейстер в художественном смысле являются участниками единого, целостного музыкального организма. Более того – искусство концертмейстера дается не всем музыкантам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого признания. Почти все выдающиеся композитора занимались концертмейстерством. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Ф. Шуберта с И. Фогель, М. Мусоргского с Д. Леоновой, С Рахманинова с Ф. Шаляпиным. В 19 веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка выпускников – так называемых свободных художников – к разнообразной практической деятельностив сфере музыки. Образцом здесь служили разносторонние творческие направления пианистов, в равной мере подготовленных к творческому труду в области сольного и ансамблевого исполнения, концертирования с оркестром, дирижирование, аккомпанирование певцам и инструменталистам.
     Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не являются тождественными, хотя на практике часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония. Отсюда понятно, какая огромная ответственность ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен выполнить свое дело так, чтобы максимально способствовать в художественном единстве всех компонентов музыкального произведения.
     Понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество исполнения, знания их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказывать верный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
        Концертмейстер должен хорошо владеть инструментом - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой исполнитель никогда не станет профессиональным концертмейстером, и наоборот – даже опытный музыкант не достигнет значительных результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законов ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не почувствует художественного единства и взаимодействия между партией солиста и партией концертмейстера.
     Концертмейстерская сфера  музицирования предусматривает владение как всем арсеналом исполнительского мастерства, так и множеством дополнительных умений – почувствовать гармоническую вертикаль, определить красоту каждой партии, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, подчеркнуть важную партию и т.д.
     Чтобы стать профессионалом в своем деле, концертмейстер должен быть наделен музыкальной одаренностью, сформированным музыкальным слухом, образным воображением, умением охватить содержание и форму произведения, артистизмом, способностью возвышенно и вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, сразу отделяя существенное от менее важного.
     2.Концертмейстер должен уметь читать с листа партии любой сложности, понимать значение реализуемых в нотах звуков, их роли в построении целого. Выполняя аккомпанемент, концертмейстер должен видеть и ясно представлять другие партии, заранее ощущая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами способствовать его воплощению.
     *  Владение навыками игры в ансамбле.
     * Знание правил оркестровки, особенностей игры на инструментах народного оркестра.
     *  Знания основных дирижерских жестов и приемов.
   * Знание истории музыкальной культуры, чтобы верно отобразить стиль и образный строй произведений.
    * Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы чувствовать музыку разных стилей. Для практического овладения стилем любого композитора, нужно играть многие его произведения. Профессиональный концертмейстер проявляет постоянный интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомства с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен пренебрегать случаями практически встретиться с различными жанрами исполнительского искусства, стремясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнения.
     * Специфика игры концертмейстера заключается так же в том, что он должен найти значение и удовлетворение в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия. Концертмейстер должен приспособить видение музыки к исполнительской манере солиста или дирижера. Но необходимо сохранить при этом также и свое индивидуальное лицо.
     3. При всей многогранности деятельности концертмейстера, в центре его внимания находятся, безусловно, творческие аспекты. Творчество – это творение, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Творчество – это активный поиск еще неизвестного, который расширяет наше познание, дает человеку возможность по - новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощения. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения.
     Мобильность, скорость и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Творческое вдохновение передается партнерам и помогает обрести психологическую уверенность, мышечную свободу. Воля и самообладание – свойства, одинаково необходимы и концертмейстеру и солисту. Концертмейстер должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни исправлять свои ошибки недопустимо, как и демонстрировать свою реакцию на ошибку.

Литература.

1.Н.Д. Яковлев «Об эстетическом воспитании школьников». Москва, 1965.
2. Г.М. Никитина «Радость совместного творчества». Москва, 1991.
3. А.А. Нелюбина «От урока к празднику». Москва, 1991.

Миронова И. И., 2013 г.,
Вязьма




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (05.01.2014)
Просмотров: 1899