Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения


Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения

Открытый урок по хору


Цели:
Обучающая: прививать, обучать путем репетиционной работы, навык петь в унисон.
Развивающая: развивать координацию между голосом и слухом.

Воспитательная: с помощью обучения вокально-хоровым навыкам воспитывать доброту, дисциплину, усидчивость.

Задачи:
1.    Развитие точного слушания звуковысотности, чувство тембровой слитности.
2.    Умение подстраивать интонацию своего голоса к звучанию других голосов.
3.    Развивать художественный вкус детей в певческом искусстве.
4.    Воспитание чувства коллективизма в детском хоре, воспитание культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

План урока

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся – 0,5 мин.
  • Певческая позиция – 2 мин.
  • Тема: «Унисон». Слушаем аудиозапись детского хора.
  • Музыкальный словарь – 2 мин.
  • Дыхательная гимнастика – 3 мин.
  • Артикуляционная гимнастика – 2 мин.
  • Скороговорки – 2 мин.
  • «Штро-бас» (скрип) – 2 мин.
  • Работа по алгоритму (использование наглядных схем) – 8 мин.
  • Работа по таблице, вырабатывается навык чтения с листа – 5 мин.
  • Работа над песней «Как пошли наши подружки» (проработка песни с помощью фонопедических приемов) – 6 мин.
  • Игра «Эхо с мячиком» с использованием интонационных формул – 6 мин.
  • Исполнение, повторение песен – 4 мин.
  • Подведение итогов урока – 2 мин.
  • Задание на дом  - 0,5 мин.

Материально-техническое обеспечение: наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы Д.Е. Огороднова), аудиоаппаратура, шумовые инструменты.

Ход урока
- Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте (поют под синтезатор).
- Сегодня у нас гости, поприветствуем их красиво и радостно, Встали друг к другу лицом (попарно).
Пожелание добра

Я желаю себе добра,
Я желаю тебе добра,
Я желаю всем добра!

Вот на такой хорошей ноте добра, мы начинаем наш урок. Сейчас вы услышите песню.
Задание:
1.    Кто исполняет песню? (хор, ансамбль, солист).
2.    Какой хор. Какие бывают хоры? (детские, взрослые – однородные, смешанные)
3.    Что такое хор?
Хор – это коллектив, исполняющий вокальную музыку.
Вокал – это пение.
Как исполняют – в «унисон». Что такое унисон?
Показать ладонь – перпендикулярно взгляду все линии сливаются в одну. «Унисон» можно увидеть.
Какой унисон может быть в хоре: чистый, фальшивый, слитный, пестрый.
Для чего нужен дирижер? (чтобы играть и петь дружно, вместе).
Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем повторять их в течение года. Ну а сейчас дыхательные упражнения.
Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого дыхания.


«Если эмоции не выражаются через звук,
опирающийся на дыхание, то голос стирается»

Франческо Ламперти

Дыхательные упражнения.
Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.
1.    Поднимая голову вверх – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).
2.    Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).
3.    Думать только о вдохе, следить за одновременностью вдоха и движений, делая вдох не реже чем каждую секунду, как будто накачиваете шину, которая внутри нас. Легко и ритмично. Ориентируясь на часы: «тик-так», «тик» - вдох, «так» - отдых, а не выдох.
4.    Упражнение «Обними себя». Обнять себя двумя руками. Одновременно с этим сделать вдох носом, обязательно короткий, активный и очень шумный, чтобы ноздри с силой схватили воздух (8 раз).
5.    Погладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям и протяжно протянуть звук (а, о, у).
6.    Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
7.    Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Растирать уши. Улучшает зрение и слух.
8.    Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем очень громко (не переходя на крик) с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение.
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д. (читать не вдыхая воздух)
9.    К числу дыхательных упражнений относится «долгоговорка». «Как на горке, на пригорке встали 22 Егорки»

Артикуляционная гимнастика
Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.
1.    Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)
2.    Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3.    Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
4.    Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.
5.    Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6.    Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
7.    Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.
8.    Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).

Мимический тренинг. Ролевая гимнастика у зеркала
1.    внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь (благожелательно, как при встрече с другом; как вежливый японец; как мать младенцу; как кот солнцу).
2.    Зеркало. Высуньте язык и подразните себя, погримасничайте, чтобы поднять себе настроение. Упражнение «Игра у зеркала». Нахмуриться: как король; как ребенок, у которого отняли игрушку; человек, скрывающий улыбку. Сесть как: пчела на цветке; как наказанный Буратино; обиженная собака; обезьяна, изображающая вас.

Скороговорки
Четкая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи. Их нужно тренировать.
Примеры скороговорок:
1.    От топота копыт пыль по полю летит.
2.    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3.    Кто хочет выговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы и проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как произносятся, согласно транскрипции.

«Штро-бас» (скрип) В.В. Емельянов
Язык расслаблен на нижней губе – артикуляция только движением губ – а, ао, ау, аы.
Тренировка голосового аппарата в координации выразительно движения рук. Упражнение по алгоритму.
1.    «Сидит ворон на дубу
  Он играет во трубу»
2.    «Филин сидит в темном лесу»

Использование наглядных схем – алгоритмов позволяет добиваться мышечной свободы (филин сидит в темном лесу), как в пении. Так и в дирижерских жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности.
В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь между голосом, жестом и зрительным контролем. «Голос и жест – родные братья, это как две руки». Воспитание вокальных навыков проходит по схеме в полном согласии с жестом, как выразителем чувства, души человеческой и через это развивает музыкальность, двигательную культуру, артистизм и многие другие качества.
Все упражнения нужно делать эмоционально, выразительно. Нужна систематическая тренировка по алгоритму от ноты «ре».
Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же кладовая тембра и свободная выразительная артикуляция. Для того, чтобы развить голос, надо научится петь на одном гласном звуке, не выше и не ниже.

Упражнение на выравнивание гласных.
Звук яркий, звонкий, но и округлый, мягкий, атаковать без подъезда, предварительно наметив внутренним слухом высоту и тембр.
1.    Упражнение Вопросы-ответы: у-о? у-о!; о-а? о-а!; а-ы? а-ы!
2.    Глиссандо. Исполнять скользящим звуком. Тише петь в грудном. Завершать упражнение в фальцетном регистре

Вырабатывать навык чтения с листа, добиваться чистого интонирования. Все упражнения выполнять без остановки как песенки (сольфеджио или на гласные звуки).
Цель: довести интонирование, опевание, разрешения до автоматизма, но с ясным пониманием исполняемого.
«Как пошли наши подружки» от «до»-«ре» по полутонам, от «фа»-«соль».
Проработка художественных произведений с помощью фонопедических приемов:
1.    Губной вибрации
2.    «ууу» - продувание на глиссандо
3.    На слоги «уо»
Игра «Эхо» с мячиком. Повторение отдельных звуков или целых фраз, вслед за педагогом, но без поддержки. Эта игра тренирует звуковысотность, чувство ритма, музыкальную память (петь на слог «та»). Преподаватель использует интонационные формулы.

В конце урока звучат три песни
1. «Здравствуй детство» сл. М. Яснова, муз. И. Космачева
2. «Рябиновые бусы» Е. Гомонова
3. «Зебры» с шумовыми инструментами

Дети, вы все молодцы, работали на уроке активно, выполняли все упражнения выразительно. Всем ставлю оценку «5» и вручаю сладкую конфету.
Работа над унисоном у нас продолжается, еще не все ребята его слышат.
Домашнее задание: петь гамму с ручными знаками.
Все посмотрите не это волшебное, прекрасное дерево. Сколько птичек на ветках? (8). Как они сидят? (одна выше другой). На какое расположение они похожи? (на ноты в гамме). Когда вы будете петь гамму. Представляйте этих прекрасных птичек.
Урок окончен, до свидания.


Список литературы
1.    Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. – М.: 1980.
2.    Бандина А.Б, Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения М.: Музыка, 1993. – вып. 1.
3.    Дмитриев Л.Б. Основа вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
4.    Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт-Петербург: Лань, 1997.
5.    Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.
6.    Жарова Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981.
7.    Исаева И.О. Развитие вокальных способностей. - М.: АСТ Астрель, 2007.
8.    Огнева Н.И. Распевание как основа постановки голоса. Омск: ГОУ «РИЦ», 2007.
9.    Смолина Е.А. Современный урок музыки. – М.: Академия Развития, 2007.
10.    Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981.
11.    Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: Версия, 1998.
12.    Шереметьев В.А. Эстетические критерии постановки певческого звука в детском хоре. – Челябинск: Версия, 2003

Усманова Г.Г., г. Бакал

 




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (08.01.2015)
Просмотров: 2435