Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Технология модульного обучения (фортепиано)


Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники учащихся

Открытый урок по специальности «фортепиано»

Модуль «Развитие музыкально-пианистических навыков»

Цель: Накопление технических возможностей пианистического аппарата, овладение различными градациями фортепианного звука.

Задачи обучающие и развивающие:

-  приобретение элементарных знаний о технике пианиста, о её назначении;

- дать ученику представление о том, что техника естественным образом связана сообразным строем произведения;

- научить ребёнка владеть разными видами техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений;

-  изучение приёмов и способов работы над учебным материалом;

-  приучить ребёнка контролировать работу мышц, отрабатывать механизм расслабление мышечного и эмоционального напряжения;

-  развивать интерпретаторские способности ребёнка, исполнительский слух;

-   формирование умения самостоятельно и творчески работать; способность оценивать своё исполнение с точки зрения художественности.

Задачи воспитательные:

-  воспитание культуры исполнения;

-  воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических проблем;

-  воспитание ответственности за результат своего труда;

-  воспитание самостоятельности в работе, творческой инициативы.

Задачи методические и педагогические:

-  изучение технологии педагогического проектирования образовательных модулей;

-  оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков учащихся путём создания гибких образовательных структур (модулей).

Мотивация учения: «Воспитывай свой аппарат так, чтобы быть готовым и вооружённым на любой случай, тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить свои силы на её духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат».

Результаты обучения по модулю:

-  владеть полной теоретической информацией, на основе которой будут развиваться пианистические умения и навыки;

-  уметь анализировать произведение, определять художественный замысел, находить формы и способы его выражения, интерпретировать;

-  уметь оценивать своё исполнение, самостоятельно находить способы исправления неудавшихся моментов;

-  владеть разными видами техники, различными градациями фортепианного звука;

-  понимать степень своей успешности в исполнительской деятельности.

Продолжительность освоения модуля  -  1 полугодие

Пояснительная записка

 Наше время характеризуется заметными достижениями в преподавании музыкальных дисциплин. Появляются новые авторские методики, обобщается опыт выдающихся педагогов, переосмысливаются некоторые традиционные подходы к преподаванию.

 Появление  психолого –педагогических «технологий» ставят перед педагогом новые задачи, более высокие требования предъявляются к качеству обучения, побуждают преподавателей искать более эффективные приёмы и способы приобщения детей к основам профессионального мастерства.

 Одной из главных задач, стоящих перед преподавателями фортепианного класса – преодолеть разрыв между художественными замыслами, интерпретаторскими намерениями учащегося и их техническими возможностями, которые подчас недостаточны для практической реализации этих замыслов и намерений. Поэтому основополагающая педагогическая цель: оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков, определение современных педагогических подходов к решению этой проблемы.

Одной из современных педагогических технологий является технология модульного обучения.  «Модуль» имеет различные значения в области математики, архитектуре, информатике… В педагогике и методике «модуль» - это важная часть всей системы, без знания и освоения которой  дидактическая система не срабатывает.

Модульная  педагогическая технология – это проектирование учебной деятельности ребёнка, которая позволяет:

-  систематизировать учебное содержание и учебную деятельность ребёнка;

- использовать в педагогическом процессе индивидуализацию и дифференциацию, создать благоприятные условия развития личности;

- активизировать учебную деятельность ребёнка, развивать в нём самостоятельность, умение планировать, анализировать, оценивать, контролировать.

В зависимости от объёма учебного материала в модульном обучении выделяют:

-  модульные программы (проектирование базисного содержания дисциплины)

-  модульное планирование учебного материала по какой-либо теме

-  модульные уроки

Формирование  модуля – это очень сложная методическая работа. В модуле педагог определяет цели и задачи, продолжительность изучения модуля, подбирает учебный теоретический и музыкальный материал, продумывает последовательность изучения этого материала и мотивацию учения, прогнозирует результаты обучения по модулю, способы учебной деятельности, формы контроля и критерии оценки, рекомендации ученику.

Я начала изучать технологию модульного обучения только в этом году. С уверенностью могу сказать, что процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь формирования новой педагогической культуры, развития творческих способностей педагога, повышения уровня преподавания и качества обучения.

Работу по данной технологии считаю далеко не завершённой. Сделан только первый шаг.  По выбранной теме мне удалось составить  один модуль. На самом деле тема предполагает составление большого числа модулей, так как развитие технических навыков проводится  на протяжении всего курса обучения и она включает в себя всё то, чем должен овладеть пианист, стремящийся к содержательному исполнению.

Учебное содержание модуля и технология его освоения

Познавательная часть модуля

 Задачи:  приобретение теоретических знаний, на основе которых формируются исполнительские навыки, придать осмысленность исполнительской деятельности, расширить музыкальный кругозор.

Способы освоения:  использование приобретённых знаний в анализе произведения и в исполнении.

Критерий оценки полученных  знаний:  осмысленное освоение информации, объём знаний, проявление инициативы в расширении кругозора.

Контроль: самоконтроль, контроль педагога.

Практическая часть модуля

-  это учебный музыкальный материал модуля. В данном модуле ведётся техническая работа над музыкальным материалом прошлого года и доводится до более качественного уровня  а также  прорабатывается новый материал.

Критерии оценки освоения практической части модуля:

-  посадка

-  свобода аппарата

-  приспособляемость к инструменту

-  умение пользоваться с большим и меньшим весом руки

-  управление работой мышц

-  освоение 4-х способов движения (пальцами, кистью, локтем, всей рукой)

-  слуховой контроль

-  выразительность исполнения, логика музыкального развития

-  формообразование

-  уверенность и убедительность исполнения

Контроль:

-  самоконтроль

-  контроль педагога

-  экспертный контроль

Упражнения Ганона №1,2,3,6,8,11

Задачи:

-  тренировка аппарата для достижения физической выносливости;

-  пианистическое совершенствование;

-  освоение различной артикуляции;

- формирование технической выдержки и уверенности исполнения;

Способы работы:

-  левая рука f –  правая p и наоборот;

-  левая рука staccato -  правая  legato и наоборот;

-  чередование  staccato-legato ;

-  с остановками;

-  пунктирным ритмом;

-  медленно-быстро.

Гаммы

Задачи:

-  техническое совершенствование;

-  освоение различных технических формул; играть их так, как будто это фрагмент музыкального произведения;

-  налаживание слухо-моторной координации;

Способы работы над гаммой Си ь мажор:

-  диатонический  звукоряд играть в прямом движении; разбить его на 4 фразы; играть скольжением, мягкими руками, сбрасывая мышечное напряжение на начале каждой фразы; найти удобное положение кисти;

- хроматический звукоряд играть в размере 3/4 шестнадцатыми длительностями, в характере вальса, сбрасывая мышечное напряжение на первой доле;

-  аккорды проучить, повторяя каждый три раза, при этом первый взять крепко. Остальные по инерции;

-  короткое арпеджио полным звуком, глубоко проникая в клавиши, кистевым движением;

-  ломаное арпеджио легко, изящно, слегка замахиваясь на первый звук в каждом мотиве;

-  длинные арпеджио легато, не меняя положения кисти, не теряя веса; проучить с прибавлением;

Черни-Гермер 1тетрадь Этюды №1-6

Задачи:

-  освоение малой формы, исполнение на одном дыхании;

-  рациональные движения, точная фразировка;

-  укрепление свода кисти и кончиков пальцев;

-  развитие эластичности и пластичности мышц.

Способы работы:

-  медленно- быстро

-  громко – тихо

Черни-Гермер 1тетрадь №43

Задачи:

-  ровность и беглость в гаммообразных пассажах;

-  свободное и  пластичное движение всей руки;

- в ощущениях пальцев и кисти добиваться устойчивости и упругости, а во всей руке мягкость, свободу и удобство.

Способы работы:

-  чётко выраженная  двухчастная  форма диктует работу по частям, добиваясь точной фразировки в первой части и сквозного развития  во второй;

- для того, чтобы выровнять звучание пальцев, необходимо проучивать медленно с ощущением меньшего веса на сильных пальцах ( 1-2-3) и большего веса на слабых (3-4-5);

Черни-Гермер 2 тетрадь Этюд №8

Задачи:

-  добиваться сочного плавного звучания, согласованности между руками;

- непрерывное музыкальное движение требует определить места сброса мышечного напряжения;

Способы проучивания:

-  так как этюд имеет сквозное развитие, его можно проучить с конца с прибавлением, двигаясь к началу в медленном темпе; при этом пальцы переступают без толчков, кисть направлена в сторону движения звуков;

-  чтобы добиться  стройного звучания, необходимо слуховое внимание направить на левую руку;

-  можно проучить, используя контрастную динамику в руках.

Черни оп.718 Этюд №1

Задачи:

-  научиться перестраивать аппарат на исполнение разных видов техники;

-  добиваться точного звукового воплощения;

Способы работы:

-  отдельно проучивать все представленные виды техники;

-  играть целиком, осмысливая все звуковые и технические задачи, чередуя темпы.

Хачатурян Этюд

Задачи:

- расширение запаса артикуляционных приёмов, освоение различных оттенков артикуляции;

-  освоение эмоционального строя произведения;

-  качественное звуковое воплощение.

Способы работы:

-  чередуя темпы;

-  проучивание отдельно музыкальные связки между построениями, добиваясь гладкости, мягкости, точной динамики, уверенности;

-  репетицию в левой руке играть гибко, музыкально, вести звук в правую руку;

-  отработать стаккато в левой руке, палец делает резкое движение под ладонь, кисть не подпрыгивает, запястье с пружинкой.

Лешгорн Этюд соч. 136 №10

Задачи:

--  передать романтический характер этюда, добиться разнообразия в звучании;

-  добиваться автоматизма в игровых движениях;

Способы работы:

-  проучивать левую руку отдельно, так как она является составляющей частью общей задачи;

-  работать по кусочкам, добиваясь точного звукового воплощения.

Крамер Этюд ред. Г.Бюлова№17

Задачи: 

-- передавать звук из руки в руку плавными эластичными движениями;

-  разнообразить звучание при помощи интонации;

-  использовать динамику для построения формы.

Способ проучивания:

-  с остановками, добиваясь точной интонации, свободы и плостичности всего аппарата;

Мендельсон Песня без слов

Задачи:

-  добиваться верного звукового соотношения между руками, тембрового контраста;

-  точная фразировка;

-  точное построение формы;

-  убедительность звучания в двух кульминациях.

Способы работы:

-  отдельно проучивать подход к кульминации и кульминацию;

- проучивать отдельно каждой рукой.

Уколова О.А.,

с. Шипуново




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (30.11.2014)
Просмотров: 1652