Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Речевой тренинг на уроке вокала


Речевой тренинг на уроке вокала

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Речевой тренинг.
  3. О работе речевого аппарата
  4. Образные представления как средство влияющее на работу артикуляционного аппарата
  5. Приложение 1
  6. Приложение 2
  7. Используемая литература

Пояснительная записка

Данное методическое сообщение является результатом педагогической практики с учениками разного возраста с разной степенью вокальных возможностей. За это время у меня выстроился план работы развития вокальной техники с учётом возрастных особенностей учеников, хотя каждый из них не похож на предыдущего.

Целью методического сообщения является систематизация накопленных знаний и создание учебного плана, по которому ученики будут проходить обучение, а так же аттестация (технический зачёт) в учебном году.

Задача - построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития учеников и социально-культурных особенностей Удмуртской Республики как субъекта Российской Федерации;

- формирование у ученика комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального вида искусства (технических навыков дикции, как следствие артикуляции, знакомство с основными стилями эстрадной музыки и их музыкальными особенностями, исполнение ритмических этюдов, джазовых этюдов );

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности;

умению планировать свою домашнюю работу( так как программа предусматривает работу над техническими произведениями — ритмические этюды, разучивание текстов песен); осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду;

уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;

По окончании обучения ученик должен знать что такое артикуляция в музыке :совокупность движений и положений органов речи губ, языка, необходимая для образования звуков, характерных для определённого языка (русский, английский, удмуртский,).

Владеть дыханием. Отечественные артисты используют смешанный тип дыхания, в котором берут участие как грудная клетка, так и диафрагма в разном соотношении. Вокальная практика многих людей показывает, чтовсё зависит от умения владеть всеми частями своего тела, которые способствуют хорошему звучанию его голоса.

Работа над художественным образом. Успех исполнителя связан с тем, насколько хорошо он чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения.

Срок реализации 7 лет, количество занятий 1 час 2 раза в неделю (из 2 занятий по программе техническим упражнениям уделяется 20 минут, куда входит: речевой тренинг, джазовые распевки или этюды, ритмические этюды) общее количество 72 часа. Главным и определяющим является его содержание, для этого используются разные формы (индивидуальная, концерт, конкурс) и методы (игровой, словесный, наглядный пркатический).

Предполагаемый результат

степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков (в речи, пении, декламации)-

исполнение джазовых распевок, упражнений, которые подготавливают к исполнению репертуара ( джазовых стандартов)

исполнение произведений разных стилей по программе на языке оригинала в разных стилях

Проверка и оценка знаний

Важнейшим учебной деятельности является проверка и оценка умений и навыков учеников. Отследить градацию(творческий рост ученика) следует на техническом зачёте два раза в год.

Участие в концертах и конкурсах разного значения (классные, районные, республиканские, международные и т. д.)

Запись на видео и осмысленный разбор достоинств и недостатков выступления.

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

Когда зритель приходит в концертный зал, он ждёт встречи с миром искусства, с миром прекрасного. И как много зависит от того, насколько поющий артист владеет произносимым словом. Народная песня, романс, опера, эстрадная песня зиждутся на слове-образе, слове-выразителе глубинных размышлений и душевных чаяниях художника.         Разумеется, степень эмоционального реагирования на музыку гораздо сильнее, чем на слово. Но настоящий успех артиста-певца заключается в идеальном сочетании литературного текста с его музыкальным воплощением, в идеальном наложении языка музыки на язык поэтический. Возникает эффект удвоенного воздействия искусства на человека. Неслучайно высшей похвалой творчества певца является высокая оценка не только его вокальных, но и артистических возможностей.

      А начинается все с техники. Это истина и не следовало бы её повторять, если бы жизнь не обнаруживала и другую не менее известную: А мало ли мы знаем в жизни людей, которые говорят: «И понимаю, и чувствую, а выразить не могу».

     Тренированный аппарат обеспечивает:

  -   физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем, что является профилактикой здорового состояния и условием выносливости голоса;

  - слышимость и разборчивость речи, что облегчает её восприятие;

-   интонационную выразительность, что стимулирует эмоциональное восприятие слушателей;

 

О РАБОТЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Главное, чем надо овладеть,-

это техникой работы.

А понимание тонкостей

само придет потом.

                                                                                             Л.Ландау 

 

        Известно, что работой речевого аппарата заведует центральная нервная система. Она посылает регулирующие импульсы и на дыхание, и на артикуляционные, и на голосовые мышцы. Звуки голоса рождаются на голосовых связках. Связки - это эластичные мышцы-складки, которые, соприкасаясь друг с другом, колеблются подобно музыкальной струне.

      «Постановка голоса» сводится к тому, чтобы развить природные возможности голоса, снять  излишнюю интенсивность в работе связок за счет целесообразно интенсивной и синхронной работы артикуляционных и дыхательных мышц, а так же верного» посыла  звука» в резонаторы. Но почему для профессиональной деятельности надо учиться или переучиваться не только петь, но и говорить? Ведь от рождения младенцы раскрепощены, потрясающе свободны в звучании голоса.

      Недостатки речевого характера возникают от того, что ребенок (мы говорим о будущем ученике) подражает манере родителей или других людей, с которыми он общается. А кроме того, он испытывает разного рода ограничения в манере поведения или «громкоговорения». Так возникают разного рода мышечные зажимы.

     Возникает дискоординация речевого механизма: мышцы, необходимые для выполнения работы, либо бездействуют, либо функционируют слабо или неверно. Тогда не помощь им приходят другие мышцы, участие которых в этом случае не помогают, а мешают.

      К этому следует добавить, что во взрослый возраст довольно часто переходят такие, например, речевые недостатки, как замена звонких согласных звуков глухими (Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш, З-С, В-Ф); замена звуков Р, Л звуками  Ы, У, В, замена свистящих и шипящих звуков звуками Ф, В; межзубное произношение С, З, Ц, Ш, Д, Ч, Щ, Л, Р; горловое произношение звука Р.

    Задача и сложность тренинга  состоит в разрушении неверных условнорефлекторных связей и формировании физиологически правильных навыков. Осуществляется это, как и общее укрепление речевого аппарата, воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения, артикуляции (мышечное оформление звуков речи).

      ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП этого подхода заключается в том, что ДЫХАНИЕ-ГОЛОС-ДИКЦИЯ ДОЛЖНЫ ТРЕНИРОВАТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО.

     Значит, любое упражнение должно подчиняться единым исходным принципам.

Образные ощущения, которые помогают опосредованно воздействовать на работу голосового аппарата в целом, а так же отдельных частей его;

вибрационные ощущения, которые позволяют почувствовать и усилить интенсивность работы резонаторов, разогреть не только их, но и голосовые связки.

  мышечные ощущения, которые позволяют переключить внимание с работы голосовых связок на непосредственно или опосредованно  управляемые артикуляционные и дыхательные мышцы. Это автоматически вызывает физиологически правильную координацию в работе речевого аппарата, свободное резонаторное звучание голоса:

      «Опора звука» - термин обозначающий верную организацию звуковедения. Ощущения опоры рождают образные представления, которые подкрепляют и дают возможность запомнить мышечные(артикуляционные, мышечные) и вибрационные ощущения.

       Из приведенного перечисления очевидна тесная взаимосвязь и взаимозависимость названных позиций. Рассмотрим их - каждую саму по себе и во взаимодействии со смежными факторами (смотреть приложение 1).                 

ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯЮЩЕЕ НА РАБОТУ АРИТКУЛЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

    Образ - исходный пункт и путеводная звезда в любом творческом процессе. Можно вспомнить,  что личностные характеристики человека напрямую связаны с так называемыми, «мыслительным» и «художественным» типами. Однако следует, безусловно, признать, что и «мыслителям» не чужды художественной мечтательности. Любое открытие рождается через ту или иную ситуацию образного представления.

     К образным представлениям прибегает каждый преподаватель

 вокала или сценической речи. При этом один и тот же эффект может быть звучания может быть получен разными приспособлениями-картинками, потому что реально качество звучания контролируется слухом самого преподавателя. Постепенно у исполнителя  формируется соответственно заданным образам собственные представления и ощущения, которые автоматически включают в работу нужные мышцы, слуховой анализатор, всю творческую природу певца.

Вибрационные ощущения

       Вибрация это дрожание, колебание упругого тела. Быстрые и незначительные колебания высоты тона какого-либо звука(голоса, музыкального инструмента) тоже называется вибрацией.

     Вибрационные ощущения в головном и грудном резонаторах являются не только показателями верной голосообразующей функции гортани, стимуляторами голосовой функции, но и опосредованно формируют верный звук.

     Вибрационные ощущения связаны с явлением резонанса - это способность  костных и мышечных тканей отражать- отвечать отзвуком  на «ударившийся» в резонаторную точку звук, который совпадает с их собственной частотой. 

      Собственную частоту резонаторов можно сравнить, например, с собственной частотой отзвука разных по размеру колоколов, стеклянных банок, до разного уровня наполненных водой, или любых окружающих нас предметов. Если мы ударим деревянной палочкой по разным предметам, каждый ответит «своим» голосом.

  В человеческом организме таких полых «предметов» много, они-то и создают волшебную палитру отзвуков на «ноты», рожденные смыканием и размыканием голосовых складок.

        Резонаторные полости человеческого тела служат как бы своеобразной «декой музыкального инструмента». У человека принято разделять диафрагмальный, грудной и головной резонаторы. Объем полости: большой или маленький, соответственно отражает высокий или низкий звук.

       Замечено так же, что, в зависимости от эмоциональных состояний человека, меняется тонус самих мышечных тканей. Резонанс, таким образом, служит передатчиком и эмоционального самочувствия, эмоционального наполнения сценического слова.

      К сожалению, последнее обстоятельство нередко приводит к тому, что неопытный певец, актер от волнения может «обесцветить»  голос «потерять тембр». В то же время опора на вибрационные ощущения, особенно во время голосовой разминки. Не только разогревает резонаторные полости, но и стимулирует более интенсивную, ритмическую, правильную работу голосовых складок.

Мышечные ощущения

      Как было отмечено выше, мышечные ощущения «работают» в двух сферах. Это, во – первых, отчетливая артикуляция, которая достигается посредством формирования острых, лёгких, «точечных» ощущений в работе языка, губ, нижней челюсти. Вторая группа - дыхательные мышцы.

    ДЫХАТЕЛЬНЫЕ МЫШЦЫ создают как бы два мышечных пояска, обеспечивающее яркое, богатое обертонами звучание голоса: первый в области диафрагмы и межрёберных мышц, второй – в области поясницы.

        АРТИКУЛЯЦИЯ - мышечное оформление звуков речи. От правильной или ошибочной артикуляции зависит хорошая или плохая дикция, то есть плохое или хорошее произношение звуков речи.

      Межреберные мышцы посредством мускулатуры бронхов рефлекторно связаны с работой лёгких. Поясничный пояс(косые и прямая мышцы живота, поясничные, ягодицы) является собственно опорой, своеобразным амортизатором, поддерживающей пружиной для фонационного (ФОН-звук) дыхания. Крепкая стойка ног служит опорой для поясничного пояса. Ощутить эти пояски легко, если на одном выдохе долго, до отдачи остаточного дыхания, проговорить взрывные согласные: т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т, к-к-к-к-к-к-к-к, п-п-п-п-п-п-п(активно работает диафрагма). На звуках ш!-ш!-ш!-ш!-шаш!; ч-ч-ч-ч-ч-ч-чи!; работоют косые и прямые мышцы живота.

Опора звука

       Опора звука связана со всеми тремя моментами: образными, вибрационными и мышечными ощущениями. Освещение этого вопроса может и должно занимать много внимания. И рассматриваться более детально будет в следующей методической работе, так как эта работа посвящена работе артикуляционного аппарата.

  Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению к ротовому отверстию, а вертикально (в космос, в темя). Но в то же время, как бы омывает нёбо по кривой, и выходит наружу  через переносицу. Именно при такой речевой позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук – это работает грудной резонатор. Вибрация  в лицевом костяке, особенно ощутимая у переносицы до верхних резцов, сигнализирует, что головной резонатор включен в работу.

Фонационное дыхание    

      Осваивая и выполняя упражнения, следует отнестись к ним с особенным вниманием. Несмотря на кажущуюся простоту, они требует четкой координации многих необходимых для правильного речеобразования мышечных групп и является залогом успешного овладения предлагаемым комплексом(приложение 1).

Выполняя в течение года эти упражнения следует переходить к более сложной задаче. Ученикам предлагается прочесть (наизусть на зачёте) строки из стихов разных стихотворных размеров (ямб, хорей ). Надо отметить что стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В свою очередь Метр (др.-греч. τό μέτρον, мерило, единица измерения, критерий) — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом, главным ритмическим ударением, а также размер ритмического движения в музыке. Термин античного стихосложения, буквально: мера стиха, т. е. обозначение той единицы, которая лежит в основе ритма данного стихотворного произведения.

Для школьников младшего возраста стихи Агнеи Барто, Михалкова, для учеников средних классов строки греческой поэзии. К концу первой четверти ученик должен знасть стихотворение наизусть,приозносить произведение с разными интонациями (грусть, радость, разочарование, гнев и т.д.) на технический зачёте. Для учеников начиная с четвёртого года обучения предлагается прочесть стихотворения древногреческой поэзии в размете гекзаметр (экзаметр) . Это, так сказать, удвоенный дактиль, то есть он из 6 слогов, потому и гекза-метр (экса по гречески ). Русский гекзаметр отличается от греческого (в т. ч. потому, что в русском языке нет деления на долгие и короткие слоги, а на ударные и безударные, а это не одно и то же).

Критерием для успешной сдачи зачёта является :

1. Чёткое произношение согласных, в том числе двойных (зв,гд и т.д.)

2 .Распределение дыхания по фразам

3. Звук должен резонировать (грудные резонаторы), исключая посыл звука в затылок («звук из бутылки») и гнусавого звука (при котором резонируют резонаторы носа-гайморовы пазухи).

4. Следует раскрыть художественный образ данного произведения.

 

Заключение

Каждый ученик -это чистый лист, «маленькая страна». От хужодественного вкуса и музыкальных предпочтений педагога будет зависеть каким вкусом будет обладать ученик, каково будет отношение к миру музыки.

Пройдя по «лестнице успеха» до конца в мир выходит полноценный артист, будущий абитуриент для учебного заведения. Свободно владеет речевым аппаратом, может декламировать тексты разной сложности. Интонационный багаж ученика отличается разнообразием. Свободно создаёт художественный образ в пении, исходя из поставленной задачи.

Важным элементом освоения программы является заинтересованность со стороны родителей, участие в творческой и образовательной жизни ученика. От отношения родителей к предметам, домашним заданиям, концертам, зависит стремление и желание продолжать заниматься, радовать себя и близких.

Построение творческого трио «Педагог-ученик-родитель» даёт самые лучшие результаты.

Приложение 1

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ АРТИКУЛЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

УСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первое

     Прежде всего, следует позаботиться об осанке: прямой позвоночник, плечи развёрнуты, слегка оттянуты назад-вниз, свободная посадка головы.

     Один из навыков: мысленно «поставьте!» ваш позвоночный столб в область таза, как если бы вы поставили молодое, прямое дерево в земляную лунку. Вы ощущаете, что позвоночник выпрямляется, плечи раскрыли грудную клетку, нижние мышцы живота подтянулись.

     Второй навык связан с умением напрягать, расслаблять, приводить в состояние готовности рабочие мышцы.

    Поэтому необходимо взять в работу те упражнения, которые будут комфортны для вас, с одной стороны - без вреда помогут ощутить максимум напряжения и расслабления мышц, с другой -  найти без «пережима» нужную степень напряжения и расслабления в работе с речевым аппаратом. В положении стоя руки поднять вверх или сплести руки в замок на затылке. На медленном вдохе носом, напрягите руки и плечи, шею. Затем резко расслабьте. Из этого положения перейдите в рабочее: спокойно потяните позвоночник и мягким круговым движением как бы наденьте на него плечи.

Второе

      Как мы уже знаем, мышечные ощущения являются одним из главных в процессе тренировки. Обычно наше состояние их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить речевые органы действовать координировано, то есть сделать кинематическую цепь управляемой. Необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. В предлагаемом упражнении попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на нижнюю часть грудной клетки и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов.

     Правильным (по моему мнению и профессора Морозова )является смешанно – диафрагмальное дыхание, при котором наиболее активно работают межрёберные мышцы нижних стенок живота и диафрагма, отделяющая грудную область от  брюшной. Проще всего проверить  движение диафрагмы в лежачем положении.

     Нужно лечь на спину, положить руки на солнечное сплетение (это область диафрагмы) и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимается. При выдохе рука опускается. Дыхание и работа мышц ритмична, спокойна. Вдох и выдох происходят, когда захотелось вдохнуть или выдохнуть.

  Таким же образом должны работать диафрагма и брюшные  мышцы в положении человека стоя или сидя. Первая проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.                        

Фонетическая гимнастика

1). закройте правую ноздрю, вдохните левой. Закройте её, правой выдохните и вдохните следующую порцию воздуха. Теперь закройте отработавшую правую ноздрю, а левой выдохните и вдохните, и так далее. После того, как перестали путать «действующую» и «отдыхающую» ноздри, добились ритмичной, спокойной работы, переходите к последующему этапу его освоения.

2.) проследите, чтобы вдох и выдох, протекали естественно, физиологически удобно. Не старайтесь вдохнуть больше и выдохнуть сильнее.

3.) На вдохе ощутите, как последовательно поступает воздушная струя: сначала охлажда6ется ноздря, потом переносица, холодок проходит сверху по задней стенке глотки. На выдохе воздух тёплый. Он охлаждает дорожку:заднюю стенку глотки, поднимается по крутой дуге наверх,  в переносицу, спускается в ноздрю. Всё внимание сосредоточено на этой циркуляции холодка и тепла  над нёбом по одной и той же дугообразной дорожке.

4.) Ноздри расширяются, когда мы хотим разобраться в запахе или острее ощутить приятный аромат. «Вдохни так, как будто вдыхаешь запах розы», - советуют преподаватели своим ученикам, стремясь добиться правильного вдоха. Воображаемую розу можно заменить флаконом духов. Держать флакон так, чтобы запах был трудно уловим, а не бил в нос. Из всех предложенных упражнений выберите для последующей тренировки наиболее целесообразный .

5.) если предыдущие метолические рекомендации освоены, попробуйте ладонями рук проконтролировать движение рёбер, диафрагмы, брюшных, поясничных мышц. При слабом, неразборчивом речевом дыхании эти движения будут выражены слабее, чем в случаях. Когда от природы поставленный голос.

Упражнения для губ

 Обязательно обращаю внимание на то, чтобы выполнению этих упражнений не «помогала» челюсть, которая стремится двигаться вместо губ, и язык, который напрягается и приобретает свойство своеобразного «кола».

1) губы вперед пятачком на улыбку. Пятачок – улыбка и так далее; б. губы пятачком идут вверх, затем на место; вниз - на место: вправо – на место. Освободите мышцы. Повторить упражнения. Следите, чтобы не двигалась челюсть.

  2) Пятачок «рисует квадрат» (на деле получаются круги). Справа- налево 3-4 раза, также слева - направо. Освободить мышцы. Повторить упражнения;

3) губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Острым кончиком языка делаем уколы  попеременно в правую и левую щеки;

4)челюсти сомкнуты, губы разомкнуты. Кончиком языка касается попеременно нижних и верхних ареол так, будто образует звуки «С» и «Л» ;

5) рот открыт, видны резцы. Язык из спокойного положения ставится то на правое, то на левое ребро;

6) «пожуйте» язык боковыми зубами;

7)пощелкайте языком, издавая более высокие и низкие звуки;

8) втяните щеки и покусайте их.

Упражнения для языка

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Когда прошёл подготовительный этап в 5-7 минут и артикуляционный аппарат разогрет следуют другие упражнения. В данном регионе широко бытует два — три языка (русский, удмуртский, татарский), каждый из них отличают свои фонемы, гласные произносятся по - разному. Чтобы выровнять произношение гласных и «освободить» зажатую челюсть, я нашла ряд упражнений, которые способствуют выравниванию звучания гласных .

Часто гласные звучат «глухо» (я называю это «звук из банки», то есть звук остается в гортани и озвучивает затылочную область,от чего звучание глухое), на устранение этой ошибки направлены следующие упражнения:

      - отработка умения воспроизводить ряд гласных (а - э -и -о -у -Ю (й-у) -Я (й-а) ), проговорить и пропевать на одном звуке (с исползованием графического изображения звуковедения). Дети, которые посещают художественное отделение лучше воспринимают звук, когда видят графическое изображение (мы рисуем краской, фломастером, карандашом ровную линию — звук). Для детей, которые посещают хореографию я предлагаю показать движение звука рукой (открываем и закрываем руку , следим за кардинацией звука и руки)

умение воспроизводить ряд открытых слогов (ТИ -ТЭ -ТА -ТО -ТУ -ТЫ)

и второй звукоряд (ТИ -ТЕ -ТЯ -ТЁ -ТЮ), с парными согласными Т-Д, З-С, В -Ф, Г -К, и т.д.

умение воспроизводить ряд слогов со стечением согласных (СТИ-СТЭ-СТА -СТО-СТУ- СТЫ) неудобное сочетание: мли — лми, тки -кти, зри -сри, влви, и т. д. Педагог сам решает какие сочетания предложить ребёнку. Это могут быть трудные сочетания звуков из репертуара, трудные в данный момент для произношения. Безусловно они будут меняться, так как ребёнок растёт, и развивает свои артикуляционный аппарат.и.риворок произношение , которых дают устойчивый результат.

 

Приложение 2

Виды стихотворных размеров:

Двухсложные размеры

Хорей — размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырёхстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_

Ви́хри сне́жные крутя́;

∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́

 

А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

 

Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать,

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́

А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

 

Логаэд

Все стихотворные размеры, приведённые выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Сего́дня дурно́й де́нь:

__ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

Кузне́чиков хо́р спи́т,

__ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

И су́мрачных ска́л се́нь -

__ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

Мрачне́й гробовы́х пли́т.

__ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

О. Мандельштам

Используемая литература

  1. И.Б.Голуб, Д.Э. Розенталь «Секреты хорошей речи», Москва, 1993
  2. Википедия
  3. Е.И.Леонарди «Дикция и орфоэпия» сборник упражнений по сценической речи, М. Прсвящение, 1967г.
  4. Л.В.Михеева «Музыкальный словарь рассказах», «Советский композитор», 1984
  5. Л.Петрова «Тайны сценического слова» Музыкально-литературный альманах ЗАО РИФМЭ, 2006 г.
  6. З.В.СССафкова «Техника звучащего слова», М. 1988г.

Романова А. И.




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (07.08.2015)
Просмотров: 994