Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Развитие эмоционально-образного мышления учащихся в классе фортепиано


Развитие эмоционально – образного мышления учащихся в классе фортепиано

Формирование активной творческой личности является одной из основных целей музыкального образования. Однако,  на практике мыслительная и творческая деятельность учеников по классу фортепиано отстает от их потенциальной  возможности. Преподаватели, увлеченные работой над технической стороной обучения, ставят ученика в рамки «как надо играть», не дают ученику возможности раскрыть свой творческий потенциал. После получения дополнительного музыкального образования, ученик, не имея  потребности к музицированию, даже не подходит к фортепиано. Почему дети любят импровизировать, сочинять свои музыкальные образы, передавая зайчиков, мишек, дождик?  А как реагируют взрослые на такие сочинения?  Всем знакомая ситуация...

Преподаватель музыки – профессиональный музыкант; педагогический же его  опыт зачастую самодеятелен. Этот опыт состоит из поисков, находок и потерь, которые совершаются уже во время общения с учеником. Часто, те события, которые разворачиваются на уроке в музыкальном классе, нельзя назвать общением, если под последним понимать согретый обоюдным добрым чувством диалог, цель которого – приобщение к музыкальному искусству. На уроке происходит только передача и накопление знаний, информации, эти знания полезны, но недостаточно, чтобы вырастить творческую личность. Педагог обучает ученика музыкальной грамоте в едином процессе воссоздания музыкального звучания. Здесь знания появляются вместе с умениями. И то и другое доступно и осознаваемо. Знания элементов музыкальной науки можно записать, расклассифицировать; умения – продемонстрировать, повторить, закрепить. Но не секрет, что этих двух важных составляющих, увы, недостаточно. Есть еще область особого знания педагога, которая не так легко доступна и осознаваема – это сфера образного мышления, то, без чего исполнение музыки не может быть творческой деятельностью. Незнание этой области связанно с большими потерями музыкальной педагогики.

В педагогической практике хорошо известно, что знания становятся действительно прочными,  если ученик получил эти знания через  самостоятельную мысль, эмоционально – образное мышление и увлеченность в занятиях.

С начинающими учениками можно использовать игровую форму проведения занятий, учитывая возможности и потребности ученика. Занятия с начинающими должны приносить ученику радость, яркость впечатлений. С учениками старших классов занятия направлены на творческую активность ученика, развивая эмоционально-образное мышление.

Эмоционально-образное мышление – это художественное восприятие мира, наполнение фантазией и собственными чувствами ученика. Программная музыка помогает ученикам прочувствовать образно-эмоциональное содержание произведения. Название пьес, связанных с прикладными жанрами (песня, танец, марш)тоже помогают представить круг образного содержания.   Пьесы из циклов для детей («Детский альбом» Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детская музыка» С.Прокофьева и др.) способствуют развитию эмоционально-образного мира маленьких музыкантов и расширяют их музыкальный кругозор. «Болезнь куклы» Чайковского - одно из любимых произведений маленьких музыкантов. Оно также развивает эмоционально - образное мышление, которое  зависит от способности ученика проникать в эмоциональное содержание музыкальной пьесы. И хотя отмечают различные типы музыкального мышления: с преобладанием эмоционально-чувственного или абстрактно-логического отношения к исполняемой музыке, важно направлять внимание ученика на совершенствование менее развитой способности.

Эмоционально-образное развитие ученика особенно важно в подростковом возрасте. От преподавателя требуются серьезные знания в области психологии. У учеников есть потребность в эмоциональной насыщенности, смене эмоциональных состояний.  К примеру. «Дед Мороз» Р. Шумана раскрывает разнообразную гамму эмоционального состояния. 

Музыкальные термины помогают раскрывать образный мир произведения. Поэтому очень важно с первых уроков использовать музыкальные термины. Даже темп Allegro имеет перевод «скоро, весело» Эмоциональная окраска аккордов, звучание консонансов и диссонансов, мажора и минора. Маленький ученик определяет различие словами «солнышко-тучка», более старший «радость-печаль». Средства музыкальной выразительности: лад, тембр, ритм, темп, динамические штрихи, исполнительские штрихи помогают создавать образ произведения. Да и лучше запоминается эмоционально окрашенный материал.

Работая над формой сонатного аллегро, ученик передает эмоционально-образный мир образов-тем. Вот где простор фантазии!.. Но важно воспитывать вкус и умение слышать стилевые особенности композиторов.

Преподаватель должен помнить, что развитие духовности и общей культуры проходит  через развитие образно-музыкального мышления. Развитие творческой активности учащихся можно назвать общей педагогической проблемой. А поэтому самим преподавателям надо искать формы развивающего обучения, формы совместного творчества с учеником. В этом плане весьма интересен сборник «Я учусь играть» автора – составителя О. Сотниковой, изд. «Союз художников», СПб 2011 г.

   Литература

1.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Радио, 1979.
2.Безруких М.Н., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.:Просвещение,1991.
3.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Московского университета, 1976.

Сергеева Е., г. Санкт-Петербург



Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (18.09.2013)
Просмотров: 3584