Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Работа с начинающими в классе аккордеона


РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА
(К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ)

В последний год среди педагогов детских музыкальных школ идет немало разговоров о переходе на трех- и четырехлетнее обучение. С тревогой говорится об утрате классического музыкального образования. Но так ли это?

Давайте спокойно и внимательно рассмотрим «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
В документе говорится, что общеразвивающие программы должны основываться на принципе вариативности, обеспечивать развитие творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. При реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях.

При этом срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.

В перечне (примерном) учебных предметов педагог может выбрать наиболее важные, интересные и необходимые для учеников, а также дающие возможность реализовать свой музыкальный и педагогический опыт. Это основы музыкального исполнительства (аккордеон, баян, фортепиано, гитара и др.), инструментальный ансамбль, музицирование, слушание музыки, беседы о музыке и другое.

Все эти рекомендации нисколько не противоречат всему богатству музыкальной педагогики, но дают возможность заниматься музыкой детям от 6 и до 17 лет, учитывая их индивидуальные особенности. 

Все пришедшие в музыкальную школу, хотят музицировать, аккомпанировать, петь, играть в ансамбле и такую возможность дают общеразвивающие программы.

Рассмотрим предмет «Основы музыкального исполнительства. Аккордеон». Наиболее важный и решающий этап – «Работа с начинающими. Донотный период». Основные направления занятий на этом этапе:

  • пение; слуховой анализ;
  • слушание музыки; 
  • ритмическое воспитание; 
  • гимнастика; 
  • игра на музыкальных инструментах;
  • музыкальная грамота; 
  • игра на аккордеоне.

Остановлюсь на наиболее интересных, на мой взгляд, методах работы.

Пение

Пение развивает слух, помогает раскрепостить ученика, научить правильно брать дыхание (между фразами), ясно артикулировать. Разучивая новые песенки, ученик накапливает «музыкальный багаж» для игры на ксилофоне (металлофоне), а затем и на аккордеоне. 

Педагогу важно подобрать такой музыкальный материал, с которым можно доступно, образно и результативно вести работу по всем направлениям. Это народные песни:

  • «Василек»,
  • «Во поле береза стояла», 
  • «Сорока, сорока»,
  • «Как пошли наши подружки»,
  • «Ходит зайка по саду» [3]. 

Детские песни:

  • «Топ-топ» (М.Красев),
  • «Колыбельная» (Е.Тиличеева),
  • «Цыплята» (А.Филиппенко),
  • «Едет воз» (А.Березняк) [3]. 

Хороший нотный материал есть в сборнике «Школа игры на выборно-готовом баяне» Г.Стативкина [4].

Разучивая песни, мы учимся их анализировать, развивая звуковысотные представления. Для этого:

  • поем мелодию и определяем ее движение: вверх, вниз, плавно, скачками, на одном звуке.
  • показываем движения мелодии рукой (участвуют слуховая, зрительная и двигательная память).

При этом следим за мягкостью, плавностью движений и их соответствием характеру песни.
анализируем части произведения, количество фраз, их сходство и различие.

Слушание музыки

В процессе прослушивания определяем средства, которыми Музыка рисует (регистр, темп, динамика, штрихи), характер музыки (яркая, праздничная, спокойная, ласковая и т.д., мажор и минор), количество частей (их сходство и различие). Один из лучших примеров - «Тень-тень» (муз. В. Калинникова), который приведен в сборнике Н. Кончаловской [2].

Ритмическое воспитание

Есть множество способов работы с ритмом. На мой взгляд, главное не вычислять, а развивать чувство времени, не учить, а «заразить» ритмом. Незаменимый помощник – музыкальное движение, ритмика. При освоении ритма важно выбрать Единицу пульсации, лучше всего за основу брать четверть. 

Занимаясь ритмом, мы работаем с ритмокарточками, ритмослогами, ритмическими формулами, пропевая песенки «шагаем» четвертями, «пульсируем» четвертями и восьмыми, играем на ксилофоне аккомпанемент к знакомым песням (используем ритмические формулы), выкладываем песни ритмокарточками.

В ритмическом воспитании помогут сборники Г. Стативкина [4] и Л. Баренбойма [1], где этот вид деятельности изложен увлекательно и доступно.

Гимнастика и упражнения для пальцев

Работу необходимо вести над ощущением всех частей руки, свободой тела и независимостью пальцев.

Гимнастика

Упражнение «Радуга». Встать лицом к стене и вытянутой рукой на уровне плеча рисовать радугу подушечкой пальца (вторым, третьим, четвертым). Следить за мягкостью, легкостью движений.
Упражнение «Буратино». Прямые руки поднять вверх. 3 этапа: 1. Не опуская руку, расслабить и уронить кисть. 2. Расслабить и «уронить» руку в локтевом суставе. 3. «Уронить» свободную (тяжелую, весомую) руку от плеча.

Упражнение для кистей рук «Дует ветер». Вытянули руки перед собой (тыльной стороной кистей вниз). Проговариваем слова: «Дует ветер нам в лицо» (кисти рук  ритмично  и плавно сгибаем к себе). «Закачалось деревцо» (поднятыми руками покачиваем вправо-влево). «Ветерок все ближе, ближе» (кисти рук  ритмично  и плавно сгибаем к себе). «Деревцо все ниже, ниже» (наклоняем корпус и свободными, весомыми руками покачиваем вправо-влево). 

Упражнение «Шалтай-Болтай». Покачать всем корпусом справа налево. Руки при этом свободно качаются. Почувствовать их вес.

Упражнения для пальцев:

Упражнение «Бабочка». Закрыть глаза и представить, что на столе сидит бабочка, надо ее найти, не повредив крылья. Легко перебираем подушечками всех пальцев (положение кисти естественное, свод руки поддерживаем первым-пятым пальцами).

Упражнение «Окошечко». Легко касаемся большого пальца подушечками 2,3,4, и 5 пальцев. Вариант: при выполнении упражнения закрыть глаза.

Упражнение «Приказы пальцам». Поочередно каждой рукой (по заданию педагога) простукиваем на столе заданный ритм, имена, потешки, скороговорки. Фантазируем, придумываем, создаем игровые ситуации:

«Можно к вам?» - «Заходи!»
«Кто стучит?» - «Леночка».

Работаем каждым пальцем, парами «соседей», через палец. Важно, чтобы ученик мог свободно работать пальцами, закрыв глаза, хорошо чувствовать каждый.

Упражнение «Пальцы здороваются». Соединяем подушечки пальцев правой и левой руки (в виде полусферы). Проговариваем и простукиваем подушечками пальцев «Добрый день» (глядя на пальцы и с закрытыми глазами).

Упражнения для запястья

Упражнение «Мост». Собранные пальцы стоят  на краю стола, запястье приподнято (мост). Запястье максимально поднимаем вверх и касаемся стола только третьим пальцем. Резко опускаем запястье вниз (рушим мост) и так несколько раз (строим-рушим). 
Упражнение «Дуга». Собранные пальцы стоят  на краю стола, запястье приподнято. Описываем круговое движение вправо-влево ниже (выше) уровня стола.

Игра на музыкальных инструментах

Любой ребенок, начиная заниматься музыкой, хочет как можно скорее играть. На аккордеоне мы начинаем играть после определенной подготовки, а вот ксилофон и металлофон нам помогут сразу музицировать. Причем играть можно как в ансамбле с педагогом, так и со старшими учениками, и со своими одноклассниками. 

Все разучиваемые песни («Ходит зайка по саду», «Два кота»,  «Жил-был чудак», «Паровоз», муз. Г. Эрнесакса) играем на ксилофоне - одной рукой, затем - поочередно каждой, по фразам. Поем со словами, пропевая нотами, подбираем (или транспонируем) от других нот. Выкладываем песни ритмокарточками, определяем размер, поем под аккомпанемент педагога, отмечая сильную долю, говорим о характере. Так, например, «Василек» играем от «фа» и «до» на ксилофоне, на фортепиано подбираем от «соль» и «ре». 

Такие песни, как «Колыбельная» [3] и «Во поле береза стояла»  играем на металлофоне.

Музыкальная грамота

Музыкальная грамота осваивается на каждом уроке в процессе музицирования. Перечислим основные понятия: ноты и нотоносец [5]; 11-строчное написание с нотой «До-пограничником» между басовым и скрипичным ключом; лады - мажор и минор («окрашиваем» знакомые песни в иной лад); аккорды и интервалы, устойчивые ступени; T-S-D, а также изучаем термины: реприза, f и p, остинатный бас и др.).

В заключение хочется пожелать педагогам творческого использования опыта А. Артоболевской, Б. Милича, Г. Стативкина, Р. Бажилина,  Л. Баренбойма, накапливать высокохудожественный нотный материал, учить профессионально и творчески, выполнять задачу эстетического воспитания через музыку, а также воспитывать активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности, человека, любящего и умеющего музицировать. В этом помогут и общеобразовательные программы.

Литература:

1. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию, школа игры на фортепиано. Выпуск 1. – Л., 1981.
2. Кончаловская, Н.П. Нотная азбука. Изд. 5-е. – Киев, Муз. Украина,  1987.
3. Милич,  Б.Е. Маленькому пианисту.: Пособие для дошкольников и для преподавателей и учащихся ДМШ – Киев, Муз. Украина, 1975.
4. Стативкин, Г.Н., Начальное обучение на выборно-готовом баяне. Для детей дошк. и мл. шк. возраста / под ред. Б. Егорова. — М.: Музыка, 1989.
5. Хереско. Л.П. Музыкальные картинки: занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано / Л.П. Хереско; Авт.ст. Н. Копчевский, Ред. Н. Копчевский, Худ. А. Финогенов. - Л.: Советский композитор, 1988. 

Ситкарева Анна Львовна, Ситкарев Александр Семенович
г.Сыктывкар, annasitkareva@gmail.com  




Категория: Методическая страница | Добавил: Moderator (06.11.2014)
Просмотров: 2480