Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Работа с хором. Первый год обучения


Работа с хором. Первый год обучения
Доклад


ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В ХОРЕ

     Конечно, музыкальным слухом и музыкальной памятью природа наделила всех по-разному. Одному ребенку достаточно услышать мелодию, и он тотчас же повторит ее. Другому придется сыграть ее несколько раз. Ну, а третий и при таком условии споет мелодию неправильно. Однако впадать здесь в отчаяние нет никаких оснований. Просто у третьего ребенка музыкальный слух не развит. Но часто можно заметить, что многие взрослые и дети быстро и точно определяют искажение мелодии в исполнении других, хотя сами правильно ее спеть не могут. Значит, музыкальный слух у них есть, но надо приложить усилия для его развития. Вот где незаменима помощь хорового пения!
     Исключительно полезно для развития музыкального слуха петь в хоре партии вторых сопрано и альтов. Это вовсе нелегко, ребятам особенно трудно запомнить сложные хоровые партии первых и вторых альтов. Но помогает взаимная сплоченность, дружба, трудолюбие, которые  надо культивировать в коллективе. Шефство более сильных над более слабыми тоже приносит хорошие результаты. И хотя старшие разучивают песню гораздо быстрее, они должны терпеливо повторять трудные места до тех пор, пока не запоет с легкостью весь коллектив.
     Не менее чем проблемы сохранения голоса и развития музыкального слуха, важны вопросы воспитания музыкальной памяти. Нередко руководители хоровых коллективов говорят о своих воспитанниках: «У них прекрасная музыкальная память». Но при этом они имеют в виду память мелодическую.
     Такие руководители с упоением рассказывают, как быстро выучил коллектив по слуху ту или иную песню. На самом деле пользование одной так называемой мелодической памятью приводит к одностороннему развитию музыкальных данных ребенка. Пение по слуху антипедагогично во многих отношениях.

     Повторить голосом несложную мелодию совсем не значит иметь хорошую музыкальную память. Лишь на первый взгляд может показаться, что пение по слуху способствует воспитанию музыкальной памяти и ускоряет процесс работы над песней. На самом же деле с детьми можно и должно проводить очень серьезную и систематическую работу по развитию музыкальной памяти. Весь комплекс связанных с этим приемов и упражнений осуществляется на занятиях хора во время распевания.
     Простейшие упражнения можно давать детям самого младшего возраста. Упражнения носят характер своеобразной увлекательной игры. Дети уже узнали, что имеется семь звуков, они уже поют первые упражнения по руке. Но понятно, что сольфеджировать эти звуки они еще не умеют. Игра строится так: группа садится в ряд, и педагог каждому по очереди бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и бросить его обратно, повторив вслед за педагогом  несложную попевку. Часто мелодия поется с названием нот или даже со словами. Каждый раз мелодию можно варьировать, слова менять, но принцип остается один и тот же: короткая  попевка, состоящая из трех-четырех нот. Неважно, что дети пока повторяют ноты, мало вникая в их смысл. Позднее пение по нотам станет для них почти столь же доступным и простым, как чтение по буквам. А сейчас на первых порах обучения упражнение-игра с введением нот оставит в памяти ребенка прочный подсознательный след.

     Можно поиграть еще в игру под названием «Классы». Сначала упражнения задаются всем детям, и те, кто сумеет повторить заданное быстро и точно, переходят в следующий класс. А кто повторил неточно, остается в первом классе, но из игры не выбывает, а участвует в ней на правах активного члена жюри. Такие ребята обычно решают вопрос о передвижении учеников в следующие классы. Более сложное упражнение задается для перехода в третий класс. Тогда отсеивается еще несколько ребят, пополнив состав жюри. И наконец, в четвертом-пятом классах обычно оказывается двое-трое победителей, которых остальные ребята награждают дружными аплодисментами. С ребятами младшего возраста проводится и такая игра: дается мелодия, которую педагог пропевает сольфеджио, а конец фразы завершается слогом ля, ле и т. д. Ребятам нужно запомнить не только всю мелодию, но повторить ее с названием нот.
 
     Для детей постарше упражнения, естественно, усложняются. На фортепиано играется какой-либо небольшой мотив в простой тональности (до, ре мажор или минор). Дети внимательно слушают. А затем весь хор или каждый по отдельности должны повторить мотив сначала с закрытым ртом или какой-нибудь слог, а затем и с названием нот.
     В подобных упражнениях необходимо чередовать постепенное движение мелодии с интервальными скачками, как бы все время, проверяя свой слух. Чем старше дети, тем сложнее становятся мелодии. Такие упражнения проводятся параллельно с чтением нот с листа, с упражнениями по развитию гармонического слуха и так далее. Важно, чтобы каждое упражнение имело свою, четко поставленную учебную задачу. Например, упражнение на пропевание тонического трезвучия; на неустойчивые звуки; на сочетание звуков неустойчивых с устойчивыми; на скачки от пятой ступени к седьмой и т.д.
     Впоследствии, когда благодаря такой системе упражнений у детей будет развита активная музыкальная память, можно выучить целую песню способом, так называемого устного диктанта.
                                             
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Опыт подтверждает, что песни, выученные таким образом, запоминаются детьми гораздо прочнее, чем песни, выученные по слуху. Кроме того, данный способ разучивания песен создает реальные предпосылки для развития музыкальной грамотности ребенка.
     Запомнив однажды звуковысотное  обозначение мелодии, перейдя в дальнейшем к исполнению такой песни со словами, дети всегда помнят нотное обозначение песни и могут записать ее на доске.
     Одним из действенных средств развития музыкальной памяти является и пропевание мелодии про себя. Хормейстер играет небольшую мелодию, а дети повторяют ее про себя. Руководитель играет вторично, дети повторяют вслед за ним еще раз про себя (беззвучно), причем уже дирижируют, вместе с ним. Затем дети повторяют мелодию с названием нот.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Просвещение, 2000. - 235 с.
2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. - Вып.12.- М., 1977. - 304 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.- 150с.
4. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. - 267 с.
5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. - 378 с.
6. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. - 245 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.
8. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в
начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 14.- М., 1989. - 187 с.
9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 336 с.
10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 367 с.
11. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. -165 с.
Шутова Е. С., 2012,
г. Караганда




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (20.11.2012)
Просмотров: 2757