Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Работа над техникой гитариста в гаммах и этюдах


Работа над техникой гитариста в гаммах и этюдах.
Открытый  урок  с  ученицей  4  класса.   

Цель:  выработать  и  развить  у  учащегося  технические   исполнительские  умения  и  навыки  игры  на  гитаре  в  конкретных  видах  техники.

Задачи:   
- Образовательная:  определить  значение  гамм,  этюдов  в  занятиях  на  шестиструнной гитаре,  научиться  быстро  находить  ноты  в  позициях  на  грифе,  расширить  представление  о  разных  видах  техники  и  использовании  их  в  этюдах  и  пьесах. 
- Воспитательная:  воспитание  сознательного  отношения  к  игре  гамм  и  этюдов,  интереса  к  данной  работе,  активацию  творческого  мышления,  умение  контролировать  себя  в  процессе  занятий,  а  также  формирование  потребностей начинать занятия с работы над гаммами и этюдами.
- Развивающая:  развивать  и  укреплять  беглость  пальцев,  четкость артикуляции,  ощущение  струн  пальцами,  быстрое  нахождение  нот  в  позициях.  Вырабатывать  у  ученика  навыки  игры  в  конкретных  видах  техники.

 

Тип урока:  тематический.
Форма  урока: индивидуальная.
Методы  обучения:  словесные,  практические,  наглядные.
Учебно-материальное  оснащение: пульт,  гитары,  подставки  для  ноги, нотные  сборники, рабочая  тетрадь,  дневник  ученика. 

План  урока
1. Организационный  момент.  
2. Актуализация  опорных  знаний.
3. Применение  знаний  и  умений.
4. Обобщение  занятий,  подведение  итогов.

Организационный  момент:  
- приветствие, 
- представление  ученика, 
- сообщение  темы  урока.

Актуализация  опорных  знаний:

Работа над гаммами включает в себя знание ключевых знаков, нот в позициях на грифе, беглость пальцев правой и левой руки, их синхронность.

Работа над этюдами чрезвычайно многообразна. Она включает в себя знакомство с произведением, разбор нотного текста, а в дальнейшем над звуком, ритмом, преодолением технических сложностей и постепенная подготовка произведения к исполнению на техническом зачете.

Разбор – главный этап в работе над этюдом. При разборе ученик на первых же уроках получает представление о том, какой должна быть пьеса в готовом виде. Мы намечаем ее характер, разбираем форму, границы фраз, находим ноты в позициях, осваиваем выработку рациональных движений на запоминание физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата.

Далее начинается собственно работа над произведением.

Предлагаемый урок можно разделить на 2 части:
       1. Работа над гаммами до–мажор, соль–мажор, ре–мажор, фа–мажор.
       2. Работа над этюдом ре–минор Ф. Сора.

Точность аппликатуры, контроль  за  качеством звука, за постановкой правой и левой руки, историческая справка об авторе исполняемого произведения, знание текста, тональности, правильности исполнения в плане ритма.

Ход  урока

Применение  знаний  и  умений:

Исполнение  гамм является одним из средств развития техники обеих рук. Под техникой в широком смысле подразумевается вся совокупность приобретенных знаний и навыков в области звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления трудностей исполнения различных музыкальных произведений и выявление индивидуальности исполнителя.

Гаммы следует выучить на память и играть их двумя пальцами правой руки – i, m и m, a, считая на 2, 3, 4. Надо стараться, чтобы в левой руке были главные переходы из позиции в позицию. Начинать играть гаммы надо с медленного темпа и прибавлять пределы своих возможностей.

Двух и трехоктавные гаммы исполняются на гитаре в позициях. Позиция – это положение левой руки. Она определяется местонахождением указательного пальца на одном из ладов. Таким образом, каждая позиция – это четыре лада.

Чтобы научиться плавности перехода из одной позиции в другую, не допускать вынужденных пауз при переходах, нужно рационально использовать аппликатуру левой руки.

Плавности  перехода  из  одной  позиции  в  другую  можно  добиться следующими способами:

1. Используя открытые струны – это значит, что во время звучания открытой струны можно левую руку перестраивать в любую позицию.

2. Посредством скольжения одного пальца, двух, трех и четырех. Этот способ заключается в том, что при переходе из позиции в позицию всех пальцев поднимать не следует, а нужно каким-нибудь одним из пальцев скользить по струне до следующего лада, не прерывая мелодию. Чем больше пальцы скользят по струнам, тем легче и удобнее переход. Перед скольжением пальцы немного ослабляют и потом передвигают.

3. Переход удобен во время пауз и в момент, когда пальцы левой руки не растянуты, а собраны все  вместе.

Итак, гаммы необходимо играть для преодоления таких технических трудностей,  как  смена  позиций,  знание  нот  на  грифе, для развития  беглости  и растяжки пальцев. Далее идет работа над этюдом Ф. Сора  (ре-минор).

Этюды – это пьесы, основанные на разработке определенного технического приема игры. Они бывают учебно-конструктивного или концертно-виртуозного плана. Данный этюд является лучшим этюдом Ф. Сора, и, конечно он концертно-виртуозного плана.  Несмотря на богатое художественное содержание, он остается этюдом и имеет целый ряд технических трудностей, которые не так-то просто преодолеть. Простая  трехчастная  форма  благодаря своим возможностям находит широкое применение в музыке разных жанров. В этой форме написано множество танцев, этюдов, романсов и прочих произведений.

В работе над этюдом первая и труднейшая задача – научится петь на инструменте, приближая звучание мелодии к вокальной кантилене через преодоление ударно-щипковой природы звукоизвлечения, вызывающего быстрое затухание звука. Участие слуха в решении этой задачи должно быть подкреплено владением определенными техническими приемами. Главное обратить внимание на двигательные ощущения. Для рук это трудная задача – короткий контакт правой руки со струной надо скоординировать с принципиально иными действиями левой руки. Этот этюд – прекрасный материал для решения данной задачи,  обусловленный  прозрачностью 1-ой части, невозможностью спрятаться за густую фактуру.

Интонационная и динамическая направленность в 1-ом  предложении должна быть направлена к четверти «ля» т. 2 и восьмой «ми» т. 3. В аккордах, завершающих 1-е предложение подчеркиваем ход баса соль, соль-диез, ля.

Чтобы осуществить плавный переход от 1-го ко 2-му предложению, слушаем затухающий звук «ми» и с  того же динамического уровня звука начинаем связующий пассаж. В конце 2-го предложения на восьмой си-бемоль (т. 7), мелодия неожиданно останавливается, что следует особенно подчеркнуть.  Для  этого  нужно  сделать  небольшое расширение.

Залог успешного исполнения 2-ой части – соблюдение точной аппликатуры обеих рук, а также осмысленная  игра  отклонений.

Скачки  в  мелодии  нужно  играть  широко, выразительно – кварта  ля-ре  в т.2, т. 9-12. Скачек  левой рукой  должен  подготавливаться зрением:  сначала  надо увидеть лады,  на  которые  предстоит попасть. Вообще  следует  заранее  зримо представлять  положение  руки  и  пальцев  в новой  позиции, как  бы  лепить новый  аккорд  еще  при  перемещении  кисти.

Для надежности скачка нужно найти общие пальцы: так в т.11 -  2-ой палец, берущий  «до», соскальзывает по 2-ой струне  до 6-го лада, он будет направляющим при скачке.

Последний  звук  перед  сменой  позиций  нужно  играть  очень  легко  и  тихо, тогда  его  укороченное  звучание  не  будет  восприниматься  так  остро.
 
Обобщение  занятий,  подведение  итогов:  
Урок  был  направлен  на  дальнейшее  развитие  беглости  пальцев  и преодоление  технических  трудностей;    для  того,  чтобы  помочь  ученику  дома  работать  собранно,  внимательно,  вспоминая  замечания  педагога.

Дома  она  должна  выучить  этюд  и  гамму  фа-мажор  наизусть  для сдачи  технического  зачета,  отрабатывать  сложные  переходы  из  одной позиции  в  другую  плавно  без  пауз,  уверенно  знать  аппликатуру.  Из содержания  урока,  объяснений  педагога,  ученице  должна  быть  понятна  важность  систематических,  вдумчивых  занятий  над  гаммами  и  этюдами  для развития  беглости  пальцев,  для  дальнейшего  изучения  других  музыкальных  произведений.   

Список  литературы
1. А. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре.
2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной  гитаре.
3. А. Николаев. Любителю-гитарису. Вып. 1.                                             

Тупикова  И. А.,

г. Алатырь.




Категория: Методическая страница | Добавил: Moderator (09.04.2014)
Просмотров: 2863