Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Работа над полифонией в классе фортепиано


Работа над полифонией в классе фортепиано
Открытый урок


Тема урока:
Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
Цель урока: Технические способы изучения полифонических произведений на примере методико-исполнительского анализа маленькой прелюдии Фа-мажор И.С. Баха.

Ученица 4 класса ...

1. Организационная часть
 а) приветствие;
  б) сообщение темы и задачи на текущий урок.

2. Основная часть урока:
а). Теоретическая часть;

Для проведения урока использую компьюторные технологии (презентация фильма И.О. Бах  «Маленькие прелюдии».   Заметки педагога. Комментарии Заслуженного работника культуры РФ А.Л. Бурштейна.)  
б). Маленькая прелюдия Фа мажор (№ 9 из 12мал. прел).

3. Заключительный этап.
а) подведение итогов урока с выставлением оценки;
б) домашнее задание.

Основная часть урока.
Теоретическая часть
Бах был одним из первых немецких композиторов, в творчестве которого нашла выражение новая  эпоха, характеризующая интересом к человеку, к человеческой личности. Это прежде всего видно в его темах - ярких, выразительных, насыщенных трепетными интонациями. Среди пьес, используемых в педагогической практике, сочинения И. С. Баха принадлежат к самой старинной музыке. К педагогическим сборникам Баха относятся  «Нотная тетрадь Анны  Магдалены Бах», «Маленькие прелюдия и фуги», «Инвенции и синфонии» (так Бах называл свои трёхголосные инвенции) «Маленькие прелюдия и фуги» давно заняли прочное место среди шедевров педагогического репертуара.
Причина популярности сборника заключается в том, что замечательная красота музыки идёт здесь рука об руку с технической несложностью. Кроме того, «Маленькие прелюдия и фуги», несмотря на свой полифонический характер, в высшей степени доступны для детского уха, так как полифония сочетается  в них ясным гармоническим языком.

Во многих клавирных сочинениях нашли отражения черты бытового музицирования  и круг образов, связанный с новым светским галантным стилем. Искусство галантного музицирования заключалось в тонких подвижных изменениях звуков, в мелодической выразительности.
Богатство звуковых изменений вызывало у слушателей ассоциации с человеческой речью (один из современников Баха говорил: « нужно смотреть не на пёстрые ноты, а на говорящие звуки»). Интересно заметить, что самого Баха, по-видимому, очень занимала мысль о сравнении музыки с речью.
Бах многократно подчёркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки. Вспомним его требование « добиться певучей игры», изложенное в заголовке инвенций. Певучая манера игры произведений Баха как раз свойственна нашей пианистической школе.
Каким должно быть певучее исполнения? Слово певучесть понималась музыкантами впервой  половине 18 века, как справедливо замечает И. Маттесон: «лёгкость, ясность, приятность и текучесть». Особое внимание следует обратить на лёгкость - здесь подразумевается не легковесность содержания, а лёгкость движения.
И.Н. Форкель - пропагандист баховской музыки, автор первой книге о Бахе (1802г), выделяет ясность (чёткость) в качестве одного из важнейших признаков мелодии. Правильное исполнение требует « высшей степени ясности в извлечении звуков и в произнесении слов»- то есть, он считает здесь очень важным правильное артикулирование мотивов и фраз.
В своих предисловиях, в трактатах об искусстве игры на клавесине авторы, всегда, прежде всего, рекомендовали красоту, тонкость и точность. Сам Бах в своих усовершенствованиях инструментов стремился достичь не форсированной звучности, а тембра, гибкости, как только возможно. Вспомним, что говорили об игре самого Баха: « Когда он хотел выразить сильные аффекты, он это делал не так, как многие другие - путём преувеличенной силы удара - а …внутренними художественными средствами».
При разучивании наиболее пригодными оказываются различные градации piano- с хорошим ощущением кончиков пальцев. При этом легче услышать каждый голос и не утомляет слух.

Причина популярности сборника заключается в том, что «Маленькие прелюдии и фуги» в высшей степени доступны для детского уха т. к. полифония в них сочетается ясным гармоническим языком. Во многих клавирных сочинениях нашли отражения черты бытового музицирования круг образов, связанный с новым светским, галантным стилем. Искусство галантного музицирования заключалось в тонких подвижных звуков, в мелодической выразительности , причём, особенно важной считалось способность к изменению силы звука.

Богатство звуковых изменений вызывало у слушателей ассоциации с человеческой речью. Наверно самого Баха очень занимала мысль о сравнении музыки с речью.
Бах многократно подчёркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки. Это совсем не значит, что надо играть сплошным нерасчленённым легато или тяжёлым глубоким звуком.
Начинаем  с небольшого экскурса в те времена, когда жил и творил Иоганн Себастьян Бах.
Рассказываем об инструментах той эпохи, о звуковом извлечении. Поскольку И. Бах сам занимался своими детьми, то он записывал только ноты, украшения и не оставил никаких указаний по поводу динамики. Но когда мы смотрим в ноты , мы видим лиги, стаккато, tenuto.
Ф. Бузони посвятил много внимания анализу форм, структуре каждого произведения, тем самым облегчив нам задачу в плане понимания стиля произведений И. Баха. Обязательно анализируем форму инвенции. Ученику важно понять, что тема – ядро всего произведения. Она может иногда прозвучать  тише остальных голосов, взависимости от динамического плана, но должна быть всегда выразительной и значительной. Пусть ученик выберет характер звучания.
Преподаватель рассказывает об эпохе когда жил и творил Бах, об инструментах  того времени (клавесин, клавикорд, орган ), о составе симфонического оркестра. предлагает услышать в теме, в противосложении в секвенциях  оркестровые краски.

Ученица играет прелюдию наизусть.

Обязательно анализируем форму прелюдии. Мы слышим небольшой  «кончерто гроссо», оркестровое «тутти» и солирующие инструменты.
Тема изложена одноголосно в Фа мажоре. Ученица выбирает для темы в правой руке- гобой и для темы в левой руке- кларнет.
Как справедливо сказал А.Л. Бурнштейн, она напоминает тему из маленькой прелюдии До мажор,  более спокойной и умиротворенной в сравнении с Фа мажор- ной прелюдией.
В третьем такте слышны восходящие фанфарные мотивы. В пятом такте звучит соло в сопровождении 2-х голосия удивительной красоты.

Вторая часть начинается с «тутти» в Ре миноре. Мы видим интересное движение в восходящих и нисходящих секвенциях, в неожиданных модуляциях, например ( в 17 такте слышим переход из ля мин в соль мин). Здесь звучит один из многочисленных символов Баха- символ жертвенности.
Заключительная часть- торжество мажора. Н.Кувшинников в конце предлагает diminuendo, но характер звучания: синкопированный и пунктирный ритм ведет к финалу с усиленной энергией. Финал должен звучать ярко и празднично.

Затем вернемся к теме. Когда ученица хорошо поняла и усвоила ее, нужно следить за тем, как первый вступивший, закончив тему, переходит к изложению противосложения.

Педагог исполняет один голос, ученица- другой, следит за тем, как первый вступивший голос закончив тему, переходит к изложению противосложения. В данном  случае аккорды - это оркестровое  tutti. В третьем такте  хорошо  надо услышать задержания, которые являются  главным импульсом  развития. Задержание является одной из основ всей  баховской полифонии.  Нужно и важно поиграть с  остановками  на каждой четверти, чтобы убедиться - все ли голоса реально звучат.  Играем каждый голос отдельно, затем двумя руками 2голоса, которые потом  исполняются одной рукой. Важно ясно показать тембровое  различие между этими голосами. Нужно ощущать это различие в руке - поворот или наклон кисти  будет способствовать перенесению опоры на верхний или нижний голос.
Как научить слышать многоголосную фактуру баховских произведений? С первых лет обучения педагог  должен основательно и последовательно на  изучении легких пьес из «Нотной тетради А.М.Бах» развивать понимание баховской мелодии, ее мотивной структуры, фортепианной инструментовки, ее многообразных соотношений с исполнением имитаций.

Можно применить следующие схемы:
1.В трехголосном изложении при исполнении выделяются forte
                             а) верхний голос (остальные  mp)
                             б) средний голос (остальные  mp)
                             в)  нижний голос (остальные mp).
 
2. Один или два голоса играются педагогом, остальные - учеником.
3. Все произведение играется в 4 руки на одном или 2-х роялях. Нижний голос  удваивается октавой.
4. Иногда бывает полезно перенести все произведение в другой регистр на октаву выше. Во времена Баха каждый исполнитель по своему усмотрению мог делать такие переносы.
Такие опыты очень освежают восприятие произведения и помогают найти новые выразительные стороны. Когда ученик вернется к прежней тесситуре, он найдет новые звуковые краски.
Педагог предлагает сыграть прелюдию на октаву выше. Звучание совершенно другое - легкое, серебристо- рассыпчатое

Заключительная часть.
Подведение итогов урока:
-оценка результатов работы ученика;
-разбор допущенных ошибок  и анализ причин, их вызвавших;
-разъяснение возможностей  применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Задание на дом: подробно изучить текст произведения, артикуляцию, характер темы и драматургию её в разных частях прелюдии.
Услышать оркестровые краски в противосложении.
Закрепить полученные знания, умения и навыки на уроке.

Литература:
И. Браудо Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
Н. Кувшинников  Маленькие прелюдия и фуги.
Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано.
И. Назаров Основы музыкально – исполнительской техники и метод её совершенствования.

Владение современными образовательными технологиями и методиками.
1.1. Использование преподавателем в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
В настоящее время в области начального  музыкального обучения существует две тенденции. Первая- связанная с разработкой новых методик и технологий   образовательного процесса- педагогическими инновациями.
Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в совершенствовании начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим тенденциям, т. к. эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.
В отечественной педагогике музыкального образования во второй половине  20- века хорошо известны книги Баренбойма , Артоболевской, Милича и др.
Инновационным подходом   можно считать методику дошкольного музыкального развития детей – Т.Гальпериной «За роялем без слез, или Я  – детский педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова,  школу игры «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского.

На уроках фортепиано используются современные технологии:
- игровые технологии;
- развивающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- информационные технологии;
- компьютерные технологии.

Мутовкина Г.Л., 2012 г.,
Кимры, Тверская обл.




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (05.01.2014)
Просмотров: 7364