Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Работа над полифонией


Работа над полифонией

1.    Вступление.
2.    Цели и задачи изучения полифонии.
3.    Виды полифонии.
4.    Этапы работы над полифонией.
5.    Клавирные произведения И.С.Баха.
6.    Редакции клавирных произведений И.С.Баха.
7.    О динамике, артикуляции, темпах.
8.    Педализация в произведениях И.С.Баха.
9.    Заключение.

«Пианистом можно стать без умения
слышать, понимать и исполнять
полифонические произведения, но
музыкантом стать при этом невозможно».
С.Е. Фейнберг


1.  Одной из типичных особенностей фортепианной литературы является ее полифоническая многоплановость. На протяжении истории своего развития литература эта впитала различные свойства вокальной, оркестровой, органной, клавесинной полифонии, что способствовало ее разнообразию как по содержанию, так и по стилевым и жанровым особенностям.

Перед пианистом полифоническая музыка ставит ряд особенно трудных задач. Он должен уметь играть как бы один за многих, должен одновременно вести несколько мелодических линий, несколько голосов, сообщая каждому из них свойственное ему туше, динамический план, фразировку и объединяя вместе с тем эти голоса в единый процесс развертывания произведения в целом.

2.    Изучение полифонии является базой для воспитания пианистов и музыкантов.

Прохождение полифонии ставит следующие цели:
1.    Воспитание умения одновременно вести несколько декламационных линий.
2.    Воспитание полифонической фортепианной техники.
3.    Воспитание музыкального вкуса.
4.    Воспитание звуковой техники.
Исполнение полифонии требует тянущегося звука, иначе линия каждого голоса разрывается, и в ней образуются звуковые провалы и паузы. Поэтому для передачи линеарности полифонической ткани необходимо с детских лет воспитывать в ученике «вокальное», а не «ударное» отношение к фортепианному звуку. Умение извлекать длинные звуки, на фоне которых, не заглушая их, движутся короткие звуки – важная сторона фортепианной звуковой техники вообще, и в частности полифонической.

3.    Значение отдельных голосов различно в произведениях подголосочного, контрастного и имитационного видов полифонии. В основе подголосочного вида полифонии, свойственного в первую очередь многоголосной русской песне и обработкам русских песенных мелодий, лежит развитие главного голоса. Остальные голоса, возникающие обычно как его ответвления, обладают большей или меньшей самостоятельностью.

В отличие от подголосочной полифонии – контрастная полифония основана на развитии таких самостоятельных линий, для которых общность происхождения от одного мелодического источника уже не является характерным и определяющим признаком.
Практически учащиеся знакомятся с контрастной полифонией преимущественно на образных сочинениях И.С.Баха («Нотная тетрадь А.М.Бах», некоторые маленькие прелюдии, сюиты).

Имитационная полифония основана на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического отрывка – темы. Несмотря на то, что в имитационной полифонии в целом все голоса равнозначны, все же в различных построениях отдельные голоса играют различную роль. В фуге и ее разновидностях (фугетта, инвенция) ведущая роль обычно принадлежит голосу, исполняющему тему.

4.    При работе над полифонией важно добиться того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. После тщательного изучения мелодической линии каждого голоса их полезно учить попарно.
При этой работе ученик уже должен стремиться к художественному замыслу. Очень полезно пользоваться образным сравнением, сопоставлениями с тембрами различных инструментов и человеческих голосов.

В процессе разбора полифонического произведения следует подчеркнуть:

а) важность тщательного анализа аппликатуры;
б) точное соблюдение аппликатуры, признанной педагогом правильной;
в) понимание принципов расстановки аппликатуры.

Проблема аппликатуры с особой остротой возникает в полифонической музыке при исполнении двух и большего количества голосов в партии одной руки. Большую трудность представляют построения, где требуется большое легато, когда приходится прибегать к сложным приемам, к беззвучной подмене пальцев, перекладыванию, скольжению.

В 3-х голосной полифонии ученик сталкивается с новой задачей, имеющее непосредственное отношение к аппликатуре – с распределением среднего голоса между партиями правой и левой руки. От удачного разрешения этой задачи нередко зависит точность и плавность голосоведения. Важно особенно тщательно работать над местами перехода среднего голоса из партии правой руки в партию левой и обратно, а также одновременно проведения одной рукой 2-х голосов.

Конечная цель работы: нахождение нужного ансамбля звучания голосов, тонкая художественная отделка и особое внимание к развитию тем и изменению их выразительного значения.

Работу над простейшими формами полифонического изложения следует начинать на первом году обучения.

В репертуар первых двух-трех лет обучения могут быть включены полифонические пьесы русских и западноевропейских композиторов.

5.    Изучение легких клавирных произведений И.С.Баха составляет неотъемлемую часть работы школьника – пианиста.

Педагогическая направленность клавирных сочинений соответствовала, очевидно, самому укладу музыкальной жизни баховского времени. Педагогическим целям посвящены сборники, составлявшиеся для А.М.Бах, В.Ф.Баха, 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний.

«Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему изобретению, но и привальной разработке; главное же – добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции» - эти слова, обозначенные Бахом на титульном листе инвенций, с ясностью обрисовывают высокие воспитательные задачи, которые ставил себе Бах при их создании.

И.С.Бах, как это было принято в его время, почти ничего не записывал в тексте своих сочинений, кроме самих нот. За исключением единичных случаев в баховских оригинальных текстах невозможно встретить ни темповых, ни динамических, ни аппликатурных, ни каких-либо других указаний.

6.    Уже в начале XIX в. видные музыканты – педагоги поняли необходимость создания исполнительских редакций произведений И.С.Баха, имеющих целью облегчить большой массе педагогов и учащихся путь к овладению трудностями классической полифонии.

Различные редакции баховских клавирных произведений были попытками более или менее подробной расшифровки художественных и технических намерений композитора. Однако, далеко не все редакторы свято соблюдали основной закон редакторской работы над сочинениями: всегда исходить из оригинала, сохраняя в неприкосновенности все, что осталось от автора, до мельчайших, даже разрозненных и единичных замечаний.

Протестом против произвола редакторов, часто искажающих авторский текст, является знаменитая фраза А.Г.Рубинштейна, который на вопрос, по какому изданию он играет, воскликнул: «Кто играет по Кроллю, кто играет по Черни, а я играю по Баху!».

Конечно, развитие способности самостоятельно вникать в авторский текст, самостоятельно его трактовать, является в ряду педагогических задач задачей самой отдаленной и нелегко осуществимой.
Поэтому, к советам редакторов нужно относиться с большим вниманием. Ведь именно редактор является первым помощником в работе.
Однако внимание не должно приводить к безоговорочному выполнению указаний редактора.
В случае несогласия они могут быть изменены.
Это относится в первую очередь к указаниям динамики, артикуляции, темпам.

7.    При учете характерных стилевых черт баховского времени не следует забывать о разнообразных возможностях современного фортепиано. Необходимо сохранение стилевых черт старинной музыки в сочетании с использованием средств современного инструмента, осуществляемом пианистом с большим тактом и чувством художественной меры.

Исполняя произведения И.С.Баха, нельзя забывать о богатейших возможностях динамической нюансировки, а также использовать педаль.

8.    Использование правой педали фортепиано возможно при исполнении клавирных произведений Баха, но не как красочное, колористическое средство. Педаль может служить средством подчеркивания той или иной гармонии, более яркого выделения ритмической структуры фразы; педаль способна помочь в случаях, когда невозможно одними лишь пальцами выполнить легато или задержать в органной транскрипции отдаленный бас.

9.    Музыка И.С.Баха не может быть передана в холодной, бесстрастной манере. Прожив тяжелую жизнь, Бах не утратил жизнерадостности, полнокровного ощущения бытия. В своих творениях композитор отразил богатый внутренний мир и многообразие жизненных впечатлений.

Исполнение произведений И.С.Баха развивает внутренний слух и полифоническое мышление.

Развитие полифонического мышления необходимо рассматривать как часть музыкального воспитания в целом, воспитание художественного вкуса.
Украинская Л. Ю., 2013 г.,
Тверская обл.





Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (20.02.2014)
Просмотров: 3606