Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Работа над крупной формой в ДМШ


 Работа над крупной формой в ДМШ
(на примере разбора Рондо В.А.Моцарта из Сонатины До мажор)

Открытый урок в классе фортепиано
               

Цель урока: Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи:

    образовательная: дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведения крупной формы, закрепление ранее пройденного материала;
      воспитательная: формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;
      развивающая: формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения.

Тип урока: тематический

Оснащенность:
фортепиано, нотные сборники
                                         

Ход урока.

Вводная часть.
 
1.  Организационный момент: (проверка готовности к уроку - ноты, дневник, посадка)
2.  Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.

Основная часть.

1. Сведения о различных видах произведений крупной формы, которые включаются в репертуар учащихся ДМШ: вариации, рондо, сонатина, соната, фантазия, концерт. Общие черты и различия. Педагог рассказывает, что понятие крупная форма предполагает в первую очередь протяженное развитие, глубину замысла, безусловное наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские задачи, а именно: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым взглядом все произведение целиком.

2. Работа над конкретными задачами, возникающими при разучивании рондо:
-   понимание ученицей структуры рондо и характера каждой партии- рефрена и эпизодов: данное рондо состоит из трех проведений рефрена (характер рефрена – жизнерадостный, приветливый, галантный) и двух эпизодов (первый эпизод – довольно драматичный по характеру, минорный, изобилующий синкопами, напряженными гармониями, требующей тщательной работы над сложным трехголосием; второй – вначале очень лиричный, нежный и даже безмятежный, как бы «флейтовый», требующий глубокого певучего звука, выразительных интонаций и, по возможности, связного исполнения повторяющихся звуков, но дальше в эту необыкновенно красивую кантилену неожиданно вклиниваются настойчивые и тревожные реплики – вопросы, перекликающиеся по эмоциональному содержанию с первым эпизодом. Завершает произведение кода, построенная из фрагментов рефрена и эпизодов - драматичная, контрастная, с чередованием грозных и жалобных интонаций – и приводящая  в конце к оптимистичному итогу;
-   работа над каждым фрагментом в отдельности: точным выполнением штрихов, фразировкой, короткими лигами, выдержанными звуками, синхронным звучанием аккордов и ясным образным содержанием;
-   работа над цезурами: стараемся полностью выдерживать цезуры и максимально наполнять их содержанием. Кроме того, очень большую роль играют цезуры при переходах с одного образа на другой (с «вопроса» на «ответ» и наоборот, с рефрена на эпизод и т.д.) Подчеркнуть значение отдельных разделов, в частности, первого, «драматичного» эпизода или «тревожных» реплик во втором эпизоде можно как раз за счет  предварительной «настораживающей» цезуры;
-   формирование «мобильности», умения переключаться при смене ярких контрастных образов; кроме умения ясно передавать характер каждого раздела в отдельности необходимо уметь моментально перестраиваться с одного характера на другой, находясь в определенном образе буквально с первой ноты  до последней, без смазанных, невнятных по характеру постепенных переходов. Учим эти переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время на внутреннюю «перенастройку», затем исполняем их точно по времени и в том же темпе;
-   работа над темпо-ритмической  устойчивостью, точным выполнением всех деталей текста; сосредотачиваемся на всем, что касается времени: точно выдерживаем, высчитываем паузы, длинные звуки, вовремя снимаем концы лиг, выдерживаем единый темп;
-   продуманное отношение к динамике в произведениях В.А.Моцарта: с учетом «оркестральности» стиля В.А.Моцарта осуществляем «дирижерский» подход к интерпретации данного рондо: расставляем приоритеты в звучности каждого голоса, работаем над легкостью звука в «аккомпанирующих» голосах, подчеркиваем линию баса в каденциях, делаем умеренное forte в аккордах «tutti», отдельно работаем над интонациями «вздоха» в коротких лигах, особое внимание уделяем дослушиванию длинных звуков и гармоническому плану произведения;
-   завершающий этап работы над формой произведения: хорошо продуманные цезуры, уточнение динамического плана, темпа.

Заключительная часть:

 1.Подведение итогов урока (проверка усвоения знаний)
 2.Домашнее задание
 3.Подведение преподавателем итогов своей работы
Вывод:
     Предполагаю, что результатом урока является прочное усвоение знаний. Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащейся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.
     Активность ученицы можно оценить как высокую.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащейся, и организовать ее активную работу  на уроке. Считаю, что урок цели достиг.

Список использованной литературы:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978
3.     Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982
4.    Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Классика-XXI, 2001.

Панфилова О. И., 2013 г.,
г. Алатырь



Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (03.07.2013)
Просмотров: 7159