Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Работа на пьесами "Детского альбома" Чайковского


Работа над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского в классе фортепиано хорового отделения
из опыта практической работы по развитию музыкального   мышления                     

Содержание:
I. Введение.
1. Доступность и органичность детскому восприятию образов "Детского альбома” П.Чайковского.
2. Учитель ученик – соучастники творческого поиска.
3. Развитие музыкального мышления – главная цель обучения.

II. Методический анализ работы над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского. Обобщение опыта работы с учениками по развитию музыкального мышления.
"Старинная французская песенка”.
Первый этап. Показ пьесы педагогом.
Анализ художественных средств выразительности, как "поиск ответов”.
Второй этап. Разбор пьесы.
1. Игра партий левой и правой руки в "ансамбле” с педагогом – интенсивное формирование слуховых представлений.
2. Анализ интонационного строя, фразировки и формы на самых ранних этапах работы.
3. Игра двумя руками с заучиванием наизусть. Работа по частям -  единство средств выразительности.
Третий этап. Решение исполнительских задач.  
1. Главная исполнительская задача – добиться "певучего” легато.
2. Трудность аккомпанемент второй части - стаккато ("пиццикато”).
3. Педализация.
Четвёртый этап. Подготовка к концертному выступлению.
1. Главная задача – эмоциональное восприятие образа.
2. Целостный охват формы.
3. Органичность исполнения, проявления личности.
"Полька”.
Вопросы решения технических задач через образное мышление.
"Утренняя молитва”
1. Принципы работы над пьесой сходные с работой над партитурой.
2. Работа над звукоизвлечением.   
3. Навыки пения в хоре - одновременное гармоническое и мелодическое слышание.

III. Заключение.
"Детский альбом” П.И.Чайковского: высокие художественные достоинства музыки, широкие возможности в постижении искусства владения инструментом, расширение музыкальных представлений ученика.

IV.Список литературы.


I. Введение.
"Детский альбома” П.И.Чайковского – одна из ярких страниц "Золотого фонда” педагогического репертуара. Написанный для детей и о детях: их радостях, горестях, играх и увлечениях, он органичен детскому мироощущению. Мир детства наполнен чудесами и открытиями маленького человека, познающего все в жизни впервые. Очень важно, чтобы одним из таких открытий стал мир музыки. Задача педагога быть чутким проводником, готовым вместе с ребёнком открывать законы музыки, восхищаться её красотой.
    Яркость, доступность образов "Детского альбома” П.И.Чайковского (танцы, песни, сцены из детской жизни) дают возможность педагогу от понимания образа вести ребенка к осмыслению художественных и технических средств, которыми  достигается его воплощение в звуках. Задача педагога не "объяснять”, а подводить ученика к собственным выводам. То, что ребёнок почувствовал, осмыслил сам, он не забудет, не потеряет, а воплотит в своей "трактовке” данной пьесы. Органичность – ценное качество исполнения. Акценты в работе, начиная с разбора и заканчивая концертным выступлением, должны быть расставлены таким образом, чтобы в сознании ученика укрепилась мысль о том, что и технические задачи, и особенности языка пьесы направлены на наиболее полное раскрытие образа, который как бы "расшифровывается” в процессе изучения. Учитель и ученик становятся соучастниками творческого поиска, где старший не навязывает своего видения образа, а лишь направляет младшего, поощряя его попытки мыслить самостоятельно.
    Развитие музыкального мышления – самая главная, большая цель, которая должна ставиться педагогом в работе с учеником. В ходе методического анализа работы над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского: ”Старинная французская песенка”, "Полька”, "Утренняя молитва”, я попыталась обобщить опыт своей работы с учениками по развитию музыкального мышления. Пьесы, взятые мной для анализа, выстроены в динамике, как возрастной, так и усложняющей навыки, приобретаемые учеником в ходе обучения. В этой работе я хочу поделиться методами, которые я использую в работе, с задачами, которые ставлю перед собой и учеником.

II. Методический анализ работы над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского. Обобщение опыта работы с учениками по развитию музыкального мышления.
 "СТАРИННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСЕНКА” 2 класс.
Первый этап. Показ пьесы педагогом.
   От выразительности исполнения педагогом пьесы зависит, в какой мере музыка заинтересует ребёнка, даст импульс к дальнейшей активной работе. На этом этапе выясняется характер произведения, особенности языка, формы. Анализ лучше проводить в виде наводящих вопросов и ответов, найденных учеником совместно с педагогом. Такая форма анализа активизирует мышление ребёнка, включает его в "поиск”, заставляет делать самостоятельные выводы. Вопросы преподавателя ведут ученика от общих  выводов к частным. Конспективно подобную беседу можно представить так:
1. Вопрос: Подумай о характере, услышанной музыки. Каков он?
    Вывод:  Музыка грустная (минор).
2. Вопрос: Определи и сыграй тональность, в которой написана пьеса.
     Вывод:  Соль минор (полезно построить на инструменте аккорды T-S-D).
3. Вопрос: Изменяется ли характер музыки на протяжении пьесы?
    Вывод:  В пьесе три части. I и III часть - грустное повествование, II часть –
   драматическое событие. Характер второй части – взволнованный. Герой
   заново переживает воспоминания прошлого. Кульминация всей пьесы -                 
   такты 21-23.
   Далее анализ формы и особенностей языка музыкального произведения целесообразно продолжить после самостоятельного разбора учеником пьесы (по частям). После знакомства с музыкой, разговор о средствах выразительности станет не голословным, а более доступным для дальнейшего осмысления. Ещё раз хочу подчеркнуть, что и в дальнейшем анализ идет, как "поиск ответов”. Педагог должен избегать прямых объяснений, продолжая направлять мысль ученика.
Второй этап. Разбор пьесы каждой рукой отдельно. Игра партий левой и правой руки в "ансамбле” с педагогом. Игра двумя руками с заучиванием наизусть (работа по частям).
   Практика показала, что нецелесообразно разбирать всю пьесу сразу. Лучше это делать частями, так как ребёнку легче охватить небольшой объём текста, объединённый единством средств выразительности. Работа при этом идёт интенсивнее.
I и III часть. Преподаватель обращает внимание ученика на то, что III часть является укороченной, недословной репризой I части, и ведёт далее работу над частями одновременно, выявляя сходства – различия. Сразу ставится цель – осмысление интонации, фразировки, строения частей, что помогает избежать механического заучивания.
   Подробно разбираются особенности интонационного строя: затактовое начало мотива ("тихий вздох”), плавное движение восьмых длительностей к длинной (четвертная с точкой) "стонущей” интонационной вершине. Троекратное окончание мотивов на V ступени – передаёт безысходность, щемящую душевную боль. Думаю, что после такого анализа, ребёнок не станет бездумно "бросать” этот, столь важный для создания образа, звук, а обязательно его дослушает и прочувствует. Целесообразно подчеркнуть интонационную вершину педалью, что поможет точно выдержать длительность (четвертная с точкой), дослушать конец мотива.
    После проигрывания и анализа партии правой руки (мелодии), педагог предлагает ученику сыграть с ним в "ансамбле”, взяв на себя партию левой руки. Это позволяет сразу услышать музыку "целиком”, ускоряет дальнейшие этапы работы.
    Когда ученик играет партию левой руки, обращается внимание на полифоническое изложение. Ребёнку, поющему в хоре, предлагается подумать о том, кто же "поёт” в этом "трио”. Исходя из тембровой окраски, персонифицируются голоса. Бас, почти полностью выдержанный на тонике, – сдержанный, мудрый старик. Тенор, с ласкающей интонацией (IIIступень),–  женщина (меццо-сопрано). И уже проанализированное сопрано, с затактовым ” вздохом” и "щемящим” секундовым окончанием мотива, - ребенок-сирота.          Полезно узнать ученику, что тема песенки была использована Чайковским в опере "Орлеанская дева” (хор менестрелей – уличных музыкантов из второго действия).
   Так постепенно выстраивается образ пьесы. Бродячие музыканты отдыхают. Сирота рассказывает печальную историю своей жизни. Его слушают женщина и старик, которые сочувствуют ребёнку, размышляют о его судьбе.
   Работая над партией левой руки, полезно разделить бас и тенор между руками. Это позволяет лучше прослушать голоса, избежать общей ошибки -  недослушанный или "упущенный” бас. Затем педагог подключается к исполнению с партией сопрано. Ученик, поющий в хоре, лучше представляет тембровую окраску голосов, прослушивает голосоведение.
   Кода ученик добился осмысленного и свободного исполнения партий правой и левой руки, можно переходить к игре двумя руками. Причём, сложившиеся при игре в "ансамбле” слуховые представления, помогают ускорить и процесс заучивания наизусть. Таким образом, освоение материала идет параллельно с заучиванием наизусть, что делает работу интенсивнее.
 II часть. Целесообразно начать работу над второй частью на следующем уроке, разделив освоение и осмысление частей временной дистанцией и проверив, что предыдущий материал (I и III часть) учеником усвоен хорошо.  Я убеждена, что ограничение объёма частью формы, даёт выигрыш в интенсивности обучения. Вероятно, это связано с особенностями детского восприятия.
   Анализ второй части начинается с поиска ответа на вопрос:                 Какими средствами добивается композитор изменения характера музыки? Почему нам здесь слышится воспоминание о "драматическом событии”?
Выводы: Изменился характер аккомпанемента. Длинные лиги сменило короткое стаккато ("прерывистое дыхание”). Мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. В первой части, поступенное движение мелодии вверх, опевание V ступени передают спокойное течение рассказа. Во второй части, мелодия приходит к кульминации (такты 21-23) только после "волевого” квартового скачка II-V ступени и "подъёма” на VI ступень ("из последних сил”). Волевое начало этого "подъёма”, затруднённое движение, преодолевающее "остановки и препятствия” (четвертные, четвертные с точкой), сменяются "усталым” поступенным спуском           (VII-II ступень). Вторая часть заканчивается на доминанте. Перед кульминацией уместно небольшое замедление и цезура, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала реприза.
 Третий этап. Решение исполнительских задач.  
   В процессе игры, на любом уровне сложности, перед учеником ставится главная исполнительская задача – добиться "певучего” легато, ведь он исполняет пьесу с названием "песенка”. Практика показала, что учащиеся хорового отделения, зачастую, справляются с этим лучше, чему способствует внутреннее пропевание, ощущение протяжённости каждого звука. В последних трёх тактах пьесы, необходимо позаботиться о качестве легато при соединении аккордов, не только с помощью запаздывающей педали, но и пальцев.
   Кроме того представляет трудность аккомпанемент второй части. Стаккато ("виолончельное пиццикато”) исполняется легким, объединяющим движением руки, цепкими кончиками пальцев ("щипком”).
    Педализация пьесы разнообразна: первая часть – интонационная педаль;                 вторая часть – ритмическая на первую долю; конец третей части – запаздывающая гармоническая.
Четвёртый этап. Подготовка к концертному выступлению.
   Готовясь к концертному выступлению, необходимо избавиться от излишнего "логического груза” начального этапа работы, переключив внимание ученика на целостный охват формы, с её внутренней динамикой развития. Главная задача – эмоциональное восприятие образа. За одну – две недели до выступления, педагог должен ограничить себя в желании "оттачивать детали”, жертвуя частным ради общего. Образ должен "отстояться” в сознании ученика, вызвать эмоциональный отклик, его индивидуальное восприятие, без чего исполнение теряет органичность. Преподаватель обязан бережно относиться к любым проявлениям личности в игре юного музыканта.
"ПОЛЬКА” 3 класс.
    Общие принципы и методы работы, описанные ранее: интенсивное формирование слуховых представлений ("ансамблевая игра”); глубокий анализ интонационного строя, фразировки и формы на самых ранних этапах работы (разбор) - помогают мне не только сократить период освоения музыкального материала, но и сконцентрировать мышление ученика, чему способствует прохождение произведения частями (от разбора до заучивания наизусть).
   Опуская подробности анализа интонации и фразировки, остановлюсь на вопросе решения технических задач через образное мышление.
   Наряду со своим показом, в начале работы над "Полькой”, я знакомлю ученика с оркестровой записью этой пьесы ("Композиция по Детскому альбому П. Чайковского” оркестровка В.Суслина, оркестр п/у Ш.Каллоша). Исполнению предшествует стихотворный эпиграф, удачно раскрывающий образный строй музыки, вызывающий аналогии с балетами-сказками П.И.Чайковского:
                           
                           Мышка, мышка, спляшем польку,
                           Подадим гостям пример?
                           Я сплясала бы, да только,
                           Мышке кот – не кавалер!
Оркестровая запись, с разнообразием тембров различных инструментов, пиццикато струнных, помогает с первых шагов найти нужные краски. Образы стихов – добиться легкого, изящного звучания в первой и третей части ("танец мышки”), тембровой окрашенности звука во второй части ("танец кота”). Ученик сможет услышать присутствие "капризной мышки” и в аккомпанементе второй части. Точно найденный образ сразу даёт ключ к решению технических задач. Первая победа – отсутствие тяжеловесности и неуклюжести при игре стаккато.
I и III часть -"Танец мышки”.  Форшлаги в мелодии необходимо проучить отдельно, добиваясь изящного исполнения. Надо обратить внимание ученика на параллельный хроматический ход (начало долей) в мелодии                     (ре, ми-бемоль, ми-бекар, фа) и в басу (си-бемоль, до, до-диез, ре), попросить сыграть его. Бас - "кот” сопровождает мелодию - "мышку”, но та держит его на далеком расстоянии (децима). Осмысление этого двойного хода способствует образности исполнения, быстрому заучиванию.
   Особое внимание уделяется работе над аккомпанементом. Надо предложить ученику "собрать” разложенные аккорды, проанализировать их, услышать и запомнить гармоническую последовательность. Затем, играя аккорды в первоначальном разложенном виде, обращаем внимание на то, что бас и оставшаяся часть аккорда должны извлекаться разным прикосновением: бас – "уколами-толчками” от клавиши; остальные звуки аккорда – легким стаккатиссимо ("пиццикато”). Помощью в этом, опять же, будут музыкальные представления, полученные при прослушивании оркестровой обработки. Полезно на этом этапе работы подключить "точечную” ритмическую педаль на бас сильной доли.                                                   
  Трудность в запоминании представляют три различных окончания одинаково начинающихся фраз в первой и третей части. Необходимо, путем сопоставления и анализа сходств-различий, точно определить их место в музыкальной форме (окончание-1 – первая фраза I и III части; окончание-2 – вторая фраза I части; окончание-3 – вторая фраза III части "реплика кота”).        Очень интересной для понимания образа является "реплика кота” (в басу), на которой "примиряюще” заканчивается пьеса. Чтобы ученик успел переключиться, и "реплика” была произнесена чётко, необходимо небольшое замедление в двух последних тактах.
II часть - "Танец кота”.  Трудности  координации (мелодия в левой руке, аккомпанемент – в правой) необходимо преодолевать через образность. Густое, плотное звучание мелодии рисует образ "вальяжного, лоснящегося кота”, а легкое пиццикато аккомпанемента – "коготки мышки”. Трудность представляют октавные повороты кисти при смене обращённых интервалов в аккомпанементе. Выход – игра в одной позиции, без смены пальца на общем звуке, чего нет в аппликатуре многих редакций.                                             
   Переход к третей части – "весёлая погоня кота за мышкой” по звукам доминанты (на начало долей). Необходимо обратить внимание ученика на недопустимость смещения акцента на слабую часть доли, совпадающую с аккомпанементом, так как это делает игру тяжеловесной, мешает "разбегу погони”. Педаль также мешает выстраивать единую линию перехода, дробя её на такты, поэтому лучше её здесь не брать.
 "УТРЕННЯЯ МОЛИТВА” 4-5 класс.
    Ученикам хорового отделения изучение этой пьесы приносит большую пользу. Навыки пения в хоре, прежде всего, одновременное гармоническое и мелодическое слышание, помогают ученикам избежать многих трудностей при её исполнении. Одним из предметов, изучаемых на хоровом отделении, является игра хоровых партитур. Принципы работы над данной пьесой сходны с работой над партитурой. Кроме того, её светлый, спокойный характер требует большой работы над звукоизвлечением.   
   Рассмотрим пьесу "Утренняя молитва” с точки зрения исполнительских задач. Начинаем работу с мелодии. Определяем интонационный строй, фразировку, кульминацию всей пьесы (такт 12), выстраиваем динамический план. Затем учим нижний голос, а также играем нижний и верхний голос вместе. Два голоса в одной руке играем, разделив их между собой, двумя руками. Обращаем особое внимание на длинные звуки в одном из голосов. Часто ученики, исполняя два голоса одной рукой, не дослушивают эти выдержанные звуки, теряют при этом двухголосие. Необходимо, в таких случаях, научить ученика слушать "вертикально” -  интервалами, которые образуются от сочетания двух голосов. Все эти приёмы необходимо сочетать с постоянным контролем за звуком. Ученики часто выталкивают короткие длительности после длинных, не чувствуя тяготения слабых долей в следующую за ними сильную долю.
    Выстраиваем аккордовую фактуру, не теряя при этом мелодический верхний голос. Необходимо, чтобы на уровне звучности пиано, был отчётливо слышен каждый из четырех голосов. Выравнивание звучности аккорда достигается путем слуховой тренировки. Одно из упражнений: арпеджировать аккорд, внимательно вслушиваясь в звучание каждого звука. При взятие аккорда, движение руки напоминает "кошачью хватку” (фиксация кончиками пальцев, при свободном запястье), что предохраняет руку от зажимов. Рекомендуется, наряду с верхним голосом, выделять ещё и тенор, что улучшает акустическое звучание аккорда, придаёт ему стериофоничность. Важно при этом, чтобы ладонь образовывала "купол” – резонатор.
    С самого начала работы нужно, чтобы ученик почувствовал фразировку, научился создавать звуковую линию "большого дыхания”, объединяя  мотивы в большое предложение из восьми тактов, с кульминацией в седьмом такте. Частой ошибкой является аккордовое "вертикальное” мышление, избежать которое помогает достигнутое ранее свободное владение мелодией, ощущение тяготения слабых долей в  следующую за ними сильную долю ("горизонтальное” мышление). Кульминация второго предложения должна прозвучать ярче, благодаря употреблению аккорда DD7 в параллельном миноре (e-moll) на сильном времени (такт 12). Часто ученики недослушивают длинные звуки в конце мотива, не чувствуют "дыхания” перед новой фразой. Полезно мысленно заполнять длинные звуки более мелкими длительностями (пульсация внутри длинного звука), что дает ощущение непрерывности мелодической линии, объединяет мотивы в предложении.
  Анализируем форму пьесы: период повторного строения с дополнением.      Напряжённо звучит дополнение на органном пункте (тоника - звук "соль”). Этому способствует пониженная VI ступень в теноре, тритон в верхних голосах на интонационной вершине. Трудность у ученика вызывает многократное повторение баса, который должен исполняться одной краской, одинаковым прикосновением (максимально близким к клавиатуре  движением пятого пальца, без замаха). Для выделения при этом тенорового голоса, можно использовать лёгкое погружение сверху в клавишу боковой поверхностью первого пальца.
   Педаль в пьесе "Утренняя молитва” - запаздывающая на каждую новую гармонию, со снятием на паузах и секундовых ходах подголосков.

III. Заключение.
   Анализ, приведённых здесь, пьес ещё раз доказывает, что высокие художественные достоинства музыки "Детского альбома” П.И.Чайковского дают широкие возможности в постижении искусства владения инструментом. Ребёнок приобретает множество навыков: это и певучее легато, и разнообразное по звукоизвлечению стаккато; это навык танцевального аккомпанемента и полифонии; это и разнообразная по задачам педализация. Черты симфонического мышления Чайковского проявляются в пьесах "Детского альбома” в штриховом разнообразии, в богатстве тембровой палитры, что расширяет музыкальные представления ученика, делает его игру многомерной.
    Каждому педагогу хочется сделать работу ученика творческой, избежать схоластического заучивания, воспитать в нём думающего и чувствующего музыканта, и "Детский альбом” П.И.Чайковского даёт в этом неисчерпаемые возможности.

 "Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением артистической души”.
П.И.Чайковский.
IV.Список литературы:
  • С.Айзенштадт "Детский альбом П.И.Чайковского” М.:”Классика –XXI” 2006.
  •  Н.Г.Гильченко "Слушаем музыку вместе” – СПб: ”Композитор”, 2006.(тема "Музыка и детство”)
  • З.Е.Осовицкая, А.С.Казаринова "Музыкальная литература” Первый год  обучения. Учебник для ДМШ. - М.: ”Музыка”, 2004.(раздел Музыкальные формы. "П.И.Чайковский Детский альбом”)
  • Н.М.Владыкина – Бачинская "П.И.Чайковский” – М.: "Музыка”, 1975.
  •  Г.А.Прибегина "Петр Ильич Чайковский” - М.: "Музыка”, 1982.
Лосева Л.Н., 2009 г.,
Санкт-Петербург




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (18.02.2013)
Просмотров: 13602