Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Проект «Музыкальные эксперименты»


Проект «Музыкальные эксперименты»

                                                 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
                                                 Приобретают способности сами ставить
                                                  вопросы и получать на них фактические
                                                   ответы, оказываясь на более высоком
                                                    умственном и нравственном уровне
                                               в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е.Тимирязев.

« Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, 
                                как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде».

Ключевский В.

Актуальность.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей их  действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития школьника, так и дальнейшем успешности его обучения . Интерес ребенка к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в Детской школе искусств, где академические основы обучения и метод репетиционного, то есть, многократного повторения осваивания материала необходим и обоснован, я  всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального и творческого развития обучающихся. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства музыкального  обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское музыкально-исполнительское экспериментирование.

В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе детского образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.  Необходимость давать отчет об увиденном и услышанном, дает ребенку возможность формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи, а также расширяет как общий, так и, если ребенок экспериментирует в данной области, музыкальный и общекультурный  кругозор.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных и исполнительских  приемов и операций, которые рассматриваются как умственные и исполнительские  умения. Детям любого возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

Детское музыкальное  экспериментирование как специально организованная деятельность способствует освоению основ культурного познания им окружающего мира.

Итогом проведенной работы стали освоение новых навыков игры на цифровом пианино, обогащение музыкального кругозора обучающихся, возможность самостоятельного экспериментирования и разработка и апробация академического репертуара ДШИ в новом звуковом качестве, создание условий для организации музыкально-экспериментальной деятельности.

Применение современных педагогических технологий позволяет повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика. Использование ИКТ, привлечение учащихся к участию в конкурсах, к исследовательской и проектной деятельности, постановка проблемных вопросов в ходе занятий способствуют росту познавательной активности и творческому развитию детей, т.е. вырабатывают в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, желанию сделать что–то свое, новое, лучшее. Учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.

Поэтому основной целью работы с учащимися считаю развитие творчества, создание нестандартных уроков, а именно урока – концерта, урока – игры, урока – конкурса в рамках учебной  программы. 

Общая характеристика проекта.

Вид: творческо-экспериментальный
Участники: учащиеся класса специального фортепиано под  руководством преподавателя Толстиковой С. В.
Возраст: 7-14 лет.
Срок реализации: 2-е полугодие 2013-2014 учебного года.
Название проекта: «Музыкальные эксперименты»
Цели проекта:

  • 1. Создание условий для формирования  целостного восприятия музыкального произведения  средствами самостоятельного опытного эксперимента.
  • 2.  Составить систему творческих заданий способствующих развитию творческих способностей;
  • 3.  Вызвать познавательную активность и интерес детей к созданию нового; активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
  • 4.  Развитие коммуникативных способностей детей, возможности самовыражения.

Задачи проекта:

  • 1. Формировать потребность в восприятии музыки.
  • 2. Обогащать музыкальные впечатления учащихся и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  • 3. Развитие познавательных и творческих способностей.
  • 4. Способствовать развитию мыслительной деятельности, музыкальной памяти, слуха, фантазии.
  • 5. Осваивать различные формы приобретения исполнительского опыта, а также опыта концертного исполнительства. 

Содержание проекта

1. Индивидуальная работа над репертуаром (прослушивание новых произведений в исполнении преподавателя или аудиозаписи, продолжение работы над пройденным материалом).  Список репертуара см. в приложении № 1.

2. Работа над разучиванием нотного материала отобранных  произведений:
(определение формы и жанра, выбранного произведения; разбор и заучивание текста; работа над фразировочными и ритмическими особенностями произведения, проработка динамики и эмоциональной окраски произведения). Работа над произведениями выполняется на обычном фортепиано в рабочем порядке на уроках специальности.

3. Работа над образом произведения с помощью просмотра видеоряда, рисунков детей, жанровым и историческим экскурсом происхождения того или иного произведения.  Например  «Менуэт» Л. Моцарта (работа Стародубец Карины 2-ой класс) – прослушивание аналогичных примеров на клавесине, видеоряд с интерьерами, костюмами того времени, просмотр видео с костюмированными сценами из балетов и танцевальных постановок.

4.  Дать детям представление о клавишных музыкальных инструментах- орган, клавесин, клавикорд, электроорган, электророяль, синтезатор и др.; историческое прошлое, внешний вид, способ звукоизвлечения, сходства и различия., с использование видео-презентации и непосредственно цифрового пианино. Подбор презентаций и видео см. в приложении №2 на электронном носителе (диске).

5. Обучение, освоение и правила пользования цифрового пианино.

6.  Подбор творческих заданий для учащихся:
а) определить какое из двух произведений учащийся исполнит на концертном рояле, над каким в дальнейшем продолжаем работу на цифровом пианино. 
б) самостоятельная творческо-экспериментальноя работа по подбору характерного звучания для выбранного произведения, исходя из его образа и характера. 
в)  экспериментально-творческое исполнение произведения в других звуковых вариантах и обоснованный выбор окончательного варианта.

7. Подготовка к итоговому-отчетному концерту класса для прподавателей и родителей: (репетиционные проигрывания в классе и в зале, доработка произведений в техническом, темповом, динамическом плане,педализация. Составление программы концерта). Программа отчетного концерта см. в приложении № 3.

8. Подготовка видео-презентации программы концерта для интерактивного экрана на сцене большого зала ДШИ (видеоряд подобран по выбору учащихся). Программную презентацию см. в приложении № 4 на электронном носителе.

9. Итоговый концерт «Музыкальные экперименты» учащихся класса преподавателя Толстиковой С.В с участием обучающихся класса фортепиано преподавателя Кирмишевой Т.А. для преподавателей ДШИ и родителей обучающихся. Видео и фото материалы репетиций и концерта см. в приложении №5 электронного носителя.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Музыкальные инструменты: фортепиано,  рояль, цифровое пианино.

2. Наглядный материал: электронные папки с видеорядами для определения образных понятий музыкального репертуара, видео ролики для реконструкций исторических и жанровых примеров происхождения музыкальных произведений, презентации по теме.

3. Технические средства: телевизор, музыкальный центр, DVD- проигрыватель,  переносной компьютер (ноутбук),  проектор и проекторный экран для презентации концертного программного видеоряда.

4. Сотрудничество с преподавателями теоретического отделения ДШИ, родителями учащихся.

Методическое сопровождение проекта.

1. Репертуарные сборники педагогических нотных изданий.

3. Подборка музыкальных загадок, стихов и бесед о музыке.

Ожидаемые результаты

  • 1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке и исполнительском искусстве.
  • 2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической и современной репертуарной  музыки.
  • 3. Готовность воспринимать и исполнять музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  • 4. Вовлечение каждого обучающегося  в творческую деятельность.
  • 6. Расширение и укрепление концертного, эстрадного- исполнительского опыта.
  • 5. Способствовать развитию музыкальной личности, мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей различными исполнительскими  навыками.

 

Итог:

Основной целью данного проекта было через творческо-экспериментальную деятельность учащихся активизировать интерес к занятиям по специальному инструменту, которые часто, особенно в период подготовки к академичнскому экзамену, сводятся к утомительным репетиционным часам. Поэтому учащимся было  предложено одно из своих произведений освоить на цифровом инструменте, который кроме основного фортепианного звучания имеет клавесинное, органное, и др. звучания. Для  музыкального эксперимента применялись следующие принципы:

  • 1. Принцип адаптивности - гибкое применение содержания и методов музыкального развития в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
  • 2. Принцип Цикличности - повторяемость выученного материала на разных  этапах, и в различных звуковых вариантах.
  • 3. Принцип контрастного сопоставления - происходит рождение проблемной познавательно-оценочной ситуации, заостряет внимание детей.
  • 4. Принцип синкретизма - взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности, при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

Учащиеся находились в постоянном творческом поиске. Сначала при выборе концертного репертуара, затем, подбирая произведение для исполнения на рояле или для новом для них цифровом инструменте. Концертный репертуар постоянно пробовался в различных звуковых вариантах, осмысливался в тембровых оттенках и красках.

В результате репетиционный процесс перестал быть утомительным, стал более осознанным и продуманным. Для того, чтобы выбор звуковой окраски не был спонтанным пришлось применить метод межпредметных связей: (история музыки, история происхождения инструментов, художественное искусство, театральное искусство, хореографическое искусство. и др). При помощи средств ИКТ это процесс был доступен  многообразен по количеству используемой информации.

Широкий спектр репертуарного списка при подготовке к концерту (на репетициях) и совместных прослушиваниях обогатила слуховой опыт учащихся, потому что, прослушивая своих одноклассников различных по возрасту и качеству исполнения, происходил неосознанный анализ собственного исполнения, дух соперничества (в хорошем качестве этого значения) подстегнул к более качественному собственному исполнению, так что задания на дом престали быть принудительными. 

Репертуарный список.

1. Американская народная песенка «Собачка потерялась»
2.  Барток Б. «Адажио»
3.  Бах И. С.  «Органная прелюдия» d-moll ( переложение Д. Кабалевского)
4.  Беркович И. «Этюд» g-moll
5. Геллер С. «В солнечной Италии»
6. Диабелли Д. «Мотылек»
7. Егорова О. «На опушке»
8. Кореневская И. «Дождик»
9. Литовко Ю. «Лягушка квакушка»
10.  Мачавариани А. «Караван»
11.  Моцарт Л. «Менуэт»
12.  Рыбицкий «Кот и мыши»
13.  Савельев Ю. «Кот в сапогах»
14. Савельев Ю. «Подснежник»
15.  Савельев Ю. «Вальс мотыльков»
16.  Сильванский И. «Украинская песня»
17.  Слонимский М. «Лягушки»
18.  Томази И. «Король-волшебник»
19.  Украинская народная мелодия «Ехал казак» (ансамбль)
20.  Хачатурян А. «Танец с саблями» (переложение для двух фортепиано)
21.  Хачатурян К. «Грустная песня»

Преподаватель МАУДО ДШИ г. Печоры
Толстикова Светлана Валентиновна




Категория: Методическая страница | Добавил: Moderator (11.10.2014)
Просмотров: 2725