Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Природа в музыке. Воплощение образа Зимы


Природа в музыке. Воплощение образа Зимы в музыкальных, художественных, литературных иллюстрациях

Познавательный аспект: 
1. Научить учащихся самостоятельно добывать знания: определение темы урока, характера музыки, значений слов. 
2. Формировать навык эмоционально-оценочного отношения к музыке.
3. Формировать умение различать тембры инструментов на основе уже имеющегося багажа музыкальных впечатлений, различать жанры музыки: инструментальная, вокально-инструментальная.
4. Познакомить с новыми музыкальными жанрами: концерт, кантата; 
5. Познакомить учащихся с новыми композиторами: А. Вивальди, К. Дебюсси, Г. Свиридов.

Развивающий аспект:
1. Побуждать детей к оценке музыки – эмоциональной и словесной.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление детей: осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра.
3. Учить детей анализировать музыку, выделять главное (умение слышать солирующие инструменты, умение сравнивать: одноплановые или контрастные образы), связывать образы со средствами музыкальной выразительности (характер, темп, тембр, штрихи и т. д.)
4. Развивать сенсорную сферу: тонкость различения цвета, света, формы, звуков, оттенков речи. Подбор литературных фрагментов, художественных иллюстраций соответствующим музыкальным картинам.

Воспитательный аспект:
     1. Воспитывать в учащихся эстетическое отношение к красоте природы, через знакомство с высокохудожественными образцами музыки, литературы, живописи.
     2. Формировать чувство товарищества через использование совместных творческих заданий, позволяющих более качественно выполнить поставленную учебную задачу.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Ход урока:

I этап: организационный.

- Здравствуйте, ребята! 

- Здравствуйте! 

- Тема нашего урока называется: «Природа в музыке».

II этап: этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.                                                                                                                      
- А что такое природа ?

- Это - птицы, звери, насекомые; явления природы, времена года…

- Правильно, молодцы! Вы, конечно, понимаете, что на одном уроке обо всём этом не рассказать. Поэтому, я вам предлагаю игру, из которой вы поймёте, о чём на уроке сегодня пойдёт речь.  
Учащиеся делятся на две команды. Детям предлагается задание: кто быстрее соберёт разрезанное на строчки и перемешанное стихотворение.
У матушки четверо было детей. (немецкая народная песня)
У матушки четверо было детей – 
Весна, Лето, Осень, Зима жили с ней.
Весна своей маме дарила цветы.
А Лето – душистой малины кусты.
А Осень везла виноград золотой,
Зима приносила наряд снеговой.

- Итак, речь у нас пойдёт о временах года. А о каком времени года, конкретно, вы поймёте из «…….(Зимней) сказки» Л. Чарской: «Царевна-……(зима) распустила белую мантию по полю, по лесу, по дворам и дорогам. В алмазной мантии – дрожат, горят, переливчато усмехаются звёздочки-снежинки…

………(Зима) шалит, тешится, балуется. Гирлянды плетёт из пёстрых огней. Бросает искры по снегу, искры от солнца, холодного, январского. Красавица-шалунья в алмазном кокошнике то ветром поёт, то свистит метелицей, то лешим аукнется, то молчит и, как сейчас, сверкает.

Дивно, празднично сверкает хитрым убором, прекрасная. ………(Зима), белыми доспехами опоясанная надела на холодные руки пухлые, тёплые рукавички, на серебряные кудри – лебяжью с горностаем шапочку и покатила на лихой тройке белоснежных коней с посвистом, с гиканьем, с песенкой лихою…».

Учащиеся верно определяют, вместо пропущенных слов название времени года (зима)

- Как вы думаете, ребята, какие краски больше всего походят для создания образа Красавицы-Зимы?

- Фиолетовые, синие, серые, белые и т. д…

- Правильно, вы называете оттенки, которые относятся к холодной цветовой гамме.

- А теперь, другой вопрос: как называется наш предмет?

- «Слушание музыки».

III этап: этап усвоения новых знаний.

- Да, я  предлагаю вам прослушать музыку итальянского композитора XVIII века – Антонио Вивальди (портрет). А вы знаете, что Вивальди сочинил 465 инструментальных концертов (из них полсотни – так называемые «concerto grossi», словосочетание «concerto grosso» означает «большой концерт»). Ну, а самый популярный его концерт так иназывается «Времаена года» и он включает в себя 4 концерта, которые так и называются: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». А что такое концерт? Вы наверно слышали это слово, а  также встречались с этим словом, когда сдавали экзамен. Как он называется? Правильно, академический концерт. Так что это такое?

- Концерт – это выступление музыкантов.

- А все ли музыканты выступают одинаково хорошо?

- Нет, некоторые играют с ошибками, останавливаются, забывают нотный текст.

- Да, правильно. Каждый выступающий играет по-своему. Если это великий исполнитель, то он награждается аплодисментами слушателей, а если это ученик школы, то обычно ему ставят оценку. То же самое происходит и у спортсменов, только вместо оценки они получают медали и награды. Я не случайно назвала спортсменов, а за что они получают медали? 

- Они соревнуются, состязаются.

- Верно: слово  «concerto»  в переводе с латинского означает почти то же самое – «состязаюсь». У Антонио Вивальди  концерт – это состязание солиста и оркестра. А как вы думаете, сколько частей в концерте? Количество частей совпадает с количеством месяцев в каждом времени года. 

- Три.

- Правильно. Мы послушаем с вами две части. А после – вы ответите на некоторые мои вопросы. 

(Для того, чтобы ребята правильно охарактеризовали две контрастные музыкальные части, предлагаются слова-характеристики. Их нужно разделить на два столбика, соответственно настроению каждой части. Слова-характеристики: I часть – «Метель», минор, холодная, активная, взволнованная, стремительная, бурная, энергичная, порывистая. II часть – «Капель», мажор, тёплая, ласковая,  лирическая, мягкая, песенная, сердечная, светлая.)

- Вы точно определили характер каждой части. Какие же инструменты были солирующими? 

- Скрипка! 

- Молодцы, вы правильно услышали и назвали солиста. 

- А кто сопровождает солиста? 

- Оркестр.

- Да, но это необычный оркестр. Он называется камерным. «Camera» в переводе с итальянского -  означает «комната». Камерный оркестр – это небольшой по составу, коллектив, исполняющий произведение в небольших помещениях. У Вивальди камерный оркестр – это небольшой состав смычковых инструментов во главе с солистом. Это может быть виолончель, виоль дамур, продольная или поперечная флейта, гобой, фагот, труба, и даже мандолина или шалмей. А в роли солиста чаще всего выступает скрипка. А сейчас, я вам предлагаю прослушать два литературных фрагмента. Вы выберете, какой из них более всего созвучен музыке Вивальди.

I. Э. Шим: «Звонкий спор».

«Нынче поутру взяла силу Зима. Так она застудила землю, что на лужах стал лопаться лёд. И на дворе и на дороге – отчётливо слышался этот треск, словно стучали по льдинкам крохотные молоточки. Потом выглянуло солнце, молоточки кончили стучать и ушли. Тогда другая музыкантша – капель – начала пускать бульки. Это была уже песенка весны. Сначала звучали бульки редко и глуховато, - капли падали прямо на снег. Когда же внизу скопилась вода, бульки стали звонкими и пошли чаще. Получились трели…»

II. С. Аксаков: «Буран». 

«Снеговая белая туча, огромная как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задёрнула густой пеленою. Вдруг настала ночь…, наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес.… Всё одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной ночи! Всё слилось, всё смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил всё, что ему ни попадалось. Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы…»

- Первый фрагмент подходит для второй части концерта Вивальди, второй – для первой части.

- Да, молодцы! А теперь я предлагаю художественную иллюстрацию (название не объявляется). Для какой части концерта Вивальди она подходит? Почему?

- Она подходит для второй части. Потому что она светлая, солнечная, нет метели, снег лежит спокойно.

- Верно. Называется эта иллюстрация: «Февральская лазурь» И. Грабаря. А что такое лазурь? 

- Это цвет неба – голубого, чистого, высокого.

- А теперь,я предлагаю отгадать загадку,  в которой,  вместо вопросов необходимо поставить слово, которое и будет темой нашего диалога:
Тихо, тихо ?… идёт:
Белый ?… мохнатый.
Мы расчистим ?… и лёд
На дворе лопатой.

Детям предлагается музыкальная иллюстрация: маленькая канта  Г. Свиридова: «Снег идёт…» на сл. Б. Пастернака – I часть, репродукции: «Рябина в снегу» Н. Ромадина, «Первый снег» А. Пластова, «Иней», «На севере диком»  И. Шишкина, поэтическая иллюстрация: стихотворение М. Лермонтова: «Сосна».

Итак: о каком зимнем природном явлении идёт речь?

- О снеге.

- Да. А вы любите наблюдать за тем, как падает снег? Разглядывать узоры снежинок, которые падают вам на ладошку? Давайте послушаем, как С. Аксаков описал «Падение снега»:
«Я всегда любил смотреть на тихое падение или опущение снега… чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной…» 

Ну а Ю. Куранов описал нам «Музыку снегопада»:
«Как опускаются на сугроб снежинки? Они опускаются почти невидимо. Ты просто чувствуешь, что в воздухе снегопад. А снежинки, они садятся в сугробы как неприметные тончайшие звуки, возникшие прямо из воздуха. Так они одевают звучанием сараи, житницы, тропинки, медленный печной дым из трубы, который далеко распространяет вокруг запах сухих весёлых поленьев. Над избами снежинки поют. И голоса их явственно слышатся, их задумчивое звучание…Снежинки тяжелеют и уже далеко различимы в темнеющем воздухе сумерек… Снегопад стеною закрывает дали, все ближние неслышные предметы и как стелется, стелется, стелется.
Зима в дремучий сон погружена,
Зима молчит, зима покою рада,
Когда звучит как пенье тишина
В сиреневом круженье снегопада»
Как вы думаете: какой бывает снег?

- Блестящий, мокрый…

- Правильно. А когда мы лепим снеговиков?

- Когда тепло и снег липкий и легко катается в снежки.

- А когда снег блестит на солнце и рассыпается в руках, из него снеговика не слепишь?

- Когда на улице холодно и морозно.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию французского художника-импрессиониста Клода Моне: «Снег в Аржантейле» и послушайте музыку его соотечественника – композитора Клода Дебюсси: «Снег танцует». Какой здесь снег: тяжёлый, липкий или лёгкий, серебристый, рассыпчатый? Какой инструмент Клод Дебюсси выбрал для изображения танцующего снега?

- Инструмент: фортепиано. А снег – мокрый, идёт сплошной пеленой, когда ничего не видно.

- Дорогие ребята! Вы обратили внимание на музыкальное сопровождение, которое шло фоном к загадке, когда мы угадывали ключевое слово в стихотворении и смотрели иллюстрации про снег? Кто из вас был самым внимательным? 

- Снег идёт. 

- А какая эта была музыка: вокальная, для голоса; инструментальная; или голоса звучали вместе с инструментами?

- Звучали женский хор и инструменты.

- Молодцы, правильно! «Снег идёт» - это название маленькой кантаты. А написал её наш российский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Что же такое кантата? Кроме инструментов вы здесь слышали…? 

- Женские голоса. Да. Ведь название «кантата» произошло от итальянского «cantare», что означает «петь» (итал.  «Cantata», франц. «Cantate» , нем. «Kantate»). Значит кантата – это произведение, предназначенное для солистов, хора и оркестра. Вспомните концерт Антонио Вивальди, музыку из которого мы слушали на нашем уроке: сколько там было частей. Правильно - три.  У Георгия Свиридова такое же количество частей в кантате Я предлагаю вам послушать третью часть из этого произведения и сравнить его с первой – «Снег идёт». Как вы помните, там пел женский хор, какой был характер музыки?

- Характер музыки был спокойный, темп медленный. 

- Сохранится ли такое настроение в 3 части? Называется она «Ночь». Обратите внимание на голоса (исполнителей), музыкальные инструменты, которые вам запомнятся, определите характер.

- Здесь звучат детские голоса (хор). Звучит солирующий инструмент флейта.

- Совершенно верно! Но это необычная флейта, её название означает «маленькая».

- Это флейта пикколо, а характер 3 части кантаты весёлый, лад – мажорный, темп быстрый. 

- На что это похоже? 

- На движенье поезда.

- 3 часть, «Ночь» - это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами. Неожиданно заключение, в котором возникает призыв:
Не спи, не спи, художник, 
Не предавайся сну, 
Ты вечности заложник, 
У времени в плену.

IV этап: этап закрепления новых знаний.

- А теперь, назовите тему нашего урока.

- Зима.

- Давайте назовём новые слова, прозвучавшие на уроке:

- Концерт. А что это такое? 

- Состязание.

- Кантата. 

- Произведение для хора и оркестра.

- А какие имена художников, композиторов, писателей  вы запомнили?

- Вивальди, Свиридов – композиторы, 

- Шишкин – художник, 

- Аксаков - писатель.

V этап: этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

- Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами услышали много яркой музыки, интересных рассказов, посмотрели красивые иллюстрации. Но сами всё услышанное не запечатлели. Поэтому, в качестве домашнего задания вы ещё раз всё вспомните, а потом нарисуете рисунок или сочините сказку, стихотворение, музыку по теме «Зима».


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аксаков С. Буран [Книга по духовному воспитанию] / А. Лопатина, М. Скребцова.  – М.: Русский Раритет. – Книга III, 1997. – 576 с.
2. Аксаков С. Падение снега [Книга по духовному воспитанию] / А. Лопатина, М. Скребцова.  – М.: Русский Раритет. – Книга III, 1997. – 576 с.
3. Куранов Ю. Музыка снегопада [Книга по духовному воспитанию] / А. Лопатина, М. Скребцова.  – М.: Русский Раритет. – Книга III, 1997. – 576 с.
4. Ригина Г. Музыка. 2-й класс (I – IV). Учебная литература. 2004.
5. Чарская Л. Зимняя сказка [Книга по духовному воспитанию] / А. Лопатина, М. Скребцова.  – М.: Русский Раритет. – Книга III, 1997. – 576 с.
6. Шим Э. Звонкий спор  [Книга по духовному воспитанию] / А. Лопатина, М. Скребцова.  – М.: Русский Раритет. – Книга III, 1997. – 576 с.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Грабарь И. Февральская лазурь.
2. Моне К. Снег в Аржантейле.
3. Пластов А. Первый снег.
4. Ромадин Н. Рябина в снегу.
5. Шишкин  И. На севере диком.


МУЗЫКА
1. Вивальди  А. Концерт «Зима» -  I и II часть.
2. Дебюсси К. Снег танцует. 
3. Свиридов Г. Маленькая кантата (триптих) «Снег идёт» - I и  III часть.

Мокрушева О.В.
                                                                                   10.02.2014 г.




Категория: Методическая страница | Добавил: Moderator (23.01.2015)
Просмотров: 1196