Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Практическое освоение инструмента с помощью теоретических знаний (баян)


Практическое освоение инструмента с помощью теоретических знаний

Открытый урок по баяну с учащимся 3 класса  Камаловым Айдаром

Цели урока:

Воспитательная: формирование творческого подхода к инструменту и к теоретическим предметам (сольфеджио, слушание музыки).

Образовательная: подача теоретических сведений, закрепление их на примерах музыкальных произведений.

Развивающая: развитие мышления обучающегося, понимание законов музыки и содержания произведения                

Задачи  урока:

Направить прочное усвоение теоретических знаний на скорейшее усвоение музыкального материала на  баяне,  уверенного   и  яркого исполнения.

 Музыкальный материал:

1) В.Самойлов – «Этюд».

2) В. Пономарёв – «Танец зайчат».

3) А. Доренский – «Рыжий ковбой».

4) Татарская народная мелодия   «Апипа» в обработке А.Ключарева.                       

Оборудование:

Баяны, пюпитр, нотная литература.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Игра упражнений с последовательным разбором интервалов, определением размера, длительностей.
  4. Игра мажорных гамм, арпеджио, аккордов с 3-х рядов.
  5. Исполнение музыкальных произведений.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов занятия.

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Просмотр  тетради учета времени домашних занятий, рабочей нотной тетради с письменной работой - построение интервалов, аккордов и  их обращений.

Игра упражнений правой рукой в 3х позициях:

а) « хроматическое» в 1-ой позиции с названием звуков в 3 октавы триолями.

После проигрывания ученик строит и определяет интервалы от разных клавиш.

б) упражнение во 2-ой позиции «лесенка» по малым терциям с 3-х рядов, затем  через клавишу 2-4, 3-5 пальцами уменьшенными квинтами, увеличенными квартами (тритонами). Повторение темы «Аккорды», игра уменьшенных трезвучий и септаккордов.

в) упражнение в 3-ей позиции от «ля» 4-м пальцем,  «соль» 3-м пальцем, от «фа»2 пальцем. Построение больших секунд в нисходящем движении.                                                            

Игра упражнения «Цыганочка»  левой рукой с применением  5-го пальца, построение малых и больших терций.

Игра мажорных гамм : с первого ряда  До мажор в 2   октавы, со 2-го  ряда Соль мажор, с 3-го  ряда Фа мажор.

Вопросы  по темам: построение мажорной гаммы, гармонического вида, определение знаков при ключе.

Исполнение  музыкальных произведений:                                               

  • В.Самойлов  Этюд.
  • В. Пономарев « Танец зайчат»
  • А. Доренский « Рыжий ковбой»
  •  Татарская народная мелодия « Апипа» в обработке А.Ключарева.

 Каждое произведение анализируется учеником по строению, жанру, стилю. Определяется тональный план, гармонические и  ритмические особенности, музыкальные образы, динамическое развитие, темпы и темповые изменения.

6.  Информация о новом  домашнем задании:                      а

Выполнение письменной работы в тетради, построение интервалов,  аккордов, игра кадансовых оборотов в заданных тональностях на баяне.

Игра упражнений, гамм, арпеджио и аккордов с целью развития большей двигательной активности пальцев, а также совершенствования качества звука при помощи ведения меха, точного ритма, штрихов и динамики.Работа над этюдом и  пьесами.

Итог урока:

Каждого  ученика отличают индивидуальные особенности.

Составляя план урока,  педагог должен опираться на уже имеющиеся  навыки учащегося и способствовать их дальнейшему развитию и формированию. Теоретические знания, полученные на уроках сольфеджио и слушания музыки, значительно закрепятся,  если темы будут освещаться и обрабатываться на примере упражнений произведений на уроках специальности. Ученик, понимающий суть использования теоретических правил лучше освоит инструмент, будет грамотным и думающим исполнителем.

Это видно на примере данного ученика. Айдар с удовольствием работает на уроках сольфеджио и слушания музыки, с интересом  исполняет произведения на баяне. Доказательством верного выбора такой методики преподавания служат  успехи  учащегося   на различных конкурсах и концертах.

 Используемая литература:

  1. В. Семенов – «Современная школа игры на баяне».
  2. Д. Самойлов – «Хрестоматия баяниста»
  3. И. Шарипов - «Плясовые наигрыши для баяна». 
  4. В. Пономарев - « Пьесы для баяна».

Исмагилова А. Н., г. Стерлитамак,

Башкортостан




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (24.11.2015)
Просмотров: 704