Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Посмотри, как живут ноты!


Посмотри, как живут ноты!

Учебная дисциплина:  музыкальный инструмент
Специальность: фортепиано
Класс: подготовительная группа – отделение раннего развития детей.
Тема урока: «Посмотри как живут ноты!»
Вид занятия: Урок закрепления знаний, умений, навыков.
Форма проведения: открытый урок
Продолжительность занятия: 20 минут

Цели занятия:

Обучающая – научить анализировать пройденный материал в обобщении и показе.
Развивающая – научить воображать, фантазировать, проявлять инициативу через интересную игру – играть на фортепиано.
Мотивационная – стимулировать высокую оценку своего умения играть на фортепиано, посредством ранее полученных знаний и навыков.

Учебное оборудование занятия:
1. Пианино, рояль.
2. Нотная литература.
3. Нотная азбука «Крохе музыканту» И. Корольковой I и II части.
4. Нотная тетрадь, альбом, фломастеры.
5. Видеозапись презентации «Цветные ноты».

План урока (хронометраж):
       1. Вступительное слово учителя – 1 мин. 1 слайд.
Исполнение пьес учащихся на черных клавишах, 5 слайдов (игра на черных клавишах) – 4 мин.
       2. Исполнение пьес на белых клавишах. Презентация «Цветные ноты», 5 слайдов – 5 мин.
       3.  Исполнение пьес (басовый ключ, знаки альтерации), 5 слайдов – 5 мин.
       4. Работа над ритмом: показ – исполнение, 2 слайда – 3 мин.
       5. Завершение урока. Заключительное слово. – 2 мин.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:
Дети приходят в школу с намерением сразу начать играть на инструменте. Педагог, прежде всего, ставит перед собой главную  задачу – развить любознательность ребенка, воображение, фантазию через увлекательную, интересную игру – играть на фортепиано. Задача педагога сделать эту игру непринужденной, легкой, интересной, чтобы ребенок воспринимал домашние задания, как нечто желательное и привлекательное.
Целесообразным началом, после знакомства с клавиатурой (белые, черные клавиши, разные регистры), является игра на черных клавишах. Подобные песенки : «У кота», «Ходит зайка», «Мяч», «Антошка» играются в позиции предложенные Ф. Шопеном. Три пальца – 2,3,4-ый правой и левой рук смотрят и играют на трех черных клавишах, 1,5-эй смотрят на белые клавиши.
Исполнение пьес учащейся на черных клавишах (работа по альбому).
Песенки оформлены с учащейся в записи коротких и длинных палочек (кратких и долгих звуков) с указанием поочередного исполнения аппликатуры. Для усвоения и закрепления очень важна связь «вижу - слышу». 
Игру на фортепиано нужно начинать  non legato, которая воспитывает ощущение опоры пальца – цепкого кончика, который поддерживает всю руку. От чувства опоры, контакта пальца к клавиши зависит окраска звука. Надо научить ученика слышать звук, выполнять точные движения   non legato:
А) не допускать лишних движений
Б) пластичность, не ради пластичности, а ради звука.
В) взятие звука с ощущением опоры на клавишу.
Учение non legato сразу начинать обеими руками.

2. Исполнение пьесы учащейся на белых клавишах (нотная азбука для самых маленьких – I часть, «Крохе – музыканту» И. Корольковой).
Тексты песенок образны и доступны по содержанию. Иллюстрации к песенкам в сборнике помогают разбудить фантазию маленького ученика. Сочетание мелодии, слов и рисунка -  вот импульс для начала творчества. Исполнение партии учителя служит гармоническим дополнением к мелодиям. Целесообразно изучать ноты по цветам. На первом уроке, в в первое знакомство с учеником учитель объясняет: До – ми- соль – красные
                                                                                Фа – ля – желтые
                                Ре – си – зеленые
(работа по альбому). Одновременно записываются ноты – точки на нотном стане (нотная тетрадь), а ученик цветными фломастерами определяет разноцветные штили                      До – ми – соль – красные
Фа – ля – желтые
Ре – си – зеленые
Работа по нотной тетради – игра нот по цветам.
Чтобы стимулировать любознательность маленького ученика игра «Цветной калейдоскоп».
Учитель записывает на  нотном стане ноты – точки (перепутались), а ученик определяет и проставляет цветными фломастерами разноцветные штили, называя имена нот. 

3. Исполнение пьес учащейся с использованием нот в басовом ключе, со знаками альтерации (диез и бемоль). (Нотная азбука для самых маленьких – I, II части «Крохе музыканту» И.Корольковой).  
Изучение нот в басовом ключе аналогично по цветам: До – ми – соль – красные
                                Фа – ля – желтые
Ре – си – зеленые,
но в другом регистре.
Знаки альтерации (диез и бемоль) называем волшебные знаки, превращение белой клавиши (цветной)  в черную «королеву» (ребенок прорисовывает штили фломастером черного цвета).
Материал в нотных азбуках (I,  II  части) выстроен от простого к сложному, поэтому легко осваивается ребенком.
II часть данного пособия знакомят маленького ребенка, в доступной для него форме, с азами нотной грамоты, с исполнением нового движения  и звука legato («Лодочка»). Ребенок должен уяснить, что legato не просто соединение, а  средство выразительности.
Legato – это плавный переход одного звука к другому, запястье гибкое, движение пластичное. Важным условием является развитие у ученика ощущение опоры с одного звука на другой. В работе над legato обратить особое внимание на 1 палец. Играть он должен к концу клавиши, в игре быть закруглен, опускаться без толчка и без опоры на него всей руки, легкое прикосновение «кончика пальца» надо сочетать с хорошей активной работой основания пальца. Упражнения «Марширующие гномы», «Паучок» (Т.И. Смирнова «Методические рекомендации») помогут в организации 1 и 5 пальцев.
Упражнения «Надутый шарик», «Кукла – плюшевый мишка», «Ромашка – подснежник» помогут в организации и постановки руки, правильной посадке. Работа над аппликатурой должна быть логичной, осознанной. На начальном этапе необходимо разъяснить как живут ноты в мелодиях: рядом, скачкообразно и из этого аппликатурные закономерности:
Ноты подряд – пальцы подряд
Ноты через одну – пальцы через палец и т.д.

4. Работа над ритмом: «Учись считать!»
Предлагаемые ритмические упражнения данных сборников (I и II части «Крохе – музыканту» И.Корольковой) ведут к основанию ритма длительностями                          ,а
новый ритмический рисунок      объясняется как пример
Автор предлагает – считай и хлопай, но, как альтернатива этому «вагончики»  можно выполнять – считай и играй (на одной клавише играется ритмический рисунок, вслух просчитывается ритмическая пульсация четвертями, либо восьмыми).
Исполнение пьес со счетом.
Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, видеть и выполнять аппликатурные правила, видеть и слышать legato, non legato мощно развивает многоаспектное внимание ребенка в изучении новых пьес.

5. Организация домашнего задания.
Завершение урока: «Ребенок приходит к преподавателю музыки с сияющими глазами и именно от преподавателя зависит, как он может распорядиться этим запасом восторга. Придя в школу, ребенок впервые испытывает очарование музыкой, закладывается целая обширная область переживаний и именно это может влиться в обучение игре на инструменте».  

 Ян Достал.

Список литературы

1. Л. Булатова «Педагогические принципы» Е.Ф.Гнесиной. Издательство «Москва» 1976 г.
2. Т.И.Смирнова «Методические рекомендации». Москва 2003 г.
3. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва. Всероссийское издательство «Советский композитор» 1985 г.
4. О.Бахмацкая «Здравствуй малыш!». Москва. Всероссийское издательство «Советский композитор» 1985 г.
5. Л.Баренбойм, Н.Перунова «Путь к музыке». Ленинград. Всероссийское издательство «Советский композитор» 1989 г. 

                                               Долинина Елена Дмитриевна
г. Бакал, 2011 г.




Категория: Методическая страница | Добавил: Moderator (02.12.2014)
Просмотров: 2339