Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Подготовка к публичному выступлению


Подготовка к публичному выступлению

Ученица:  4-й класс (10 лет).
Цель урока:   научить  избавляться от негативных моментов сценического волнения, рассказать о комплексе психотехнических приемов, способствующих коррекции эстрадного волнения, выявить конкретные поэтапные задачи достижения эстрадной готовности.

Введение:
 Участие в концертах – важная составляющая обучения юных пианистов.
 Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, волю, творческую фантазию и воображение, воспитывает эстрадную выдержку, глубину эмоций, артистизм.  Но практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывают  учащиеся.
Большинство психологов и педагогов – практиков сходятся в том, что впервые волнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, у кого-то позже, у кого-то раньше. Но в среднем эта возрастная веха считается типовой.

Ход урока:
Важный элемент - разыгрывание, оно нужно для разминки мышц. Ученица играет гаммы, упражнения и медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски.

    Приступая  к основной теме занятия, прежде всего,  хочу задать ученице вопросы:
1. Назови свое самое лучшее, самое запоминающееся выступление?
2. Самое неудачное? Почему?
3. Хотелось бы переиграть? Повторить?
4. В каком зале, перед какими слушателями хотелось бы сыграть?
5. Чего не хватает тебе сегодня для отличного выступления?
 6.Когда волнение сильнее – за день, за час, в момент выхода на сцену?
7. Любишь ли ты выступать?

        Одна из причин   волнения - боязнь  забыть текст. Поэтому произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%.  Само  ощущение «чистой совести» исполнителя принесет ему уверенности в себе и наоборот.
       Но даже когда программа выступления  кажется идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение, для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем:

1. Девочка завязывает на глазах повязку. В медленном или среднем темпе, уверенным, крепким туше с установкой на безошибочную игру исполняет отобранное произведение. Следует проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.

2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радио на среднюю громкость и попытаться сыграть программу.

3. Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение. Выявленные ошибки затем  устраняем на уроке тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.

    Важнейшее значение для выступающего имеет умение сконцентрировать внимание. Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Необходимо воспитывать у исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление.

Этапы достижения эстрадной готовности:
а) играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте;
б) репетировать перед специально приглашенными слушателями;
в) не играть программу два раза подряд, так как второе проигрывание лучше первого, и создает неверное представление о готовности.

Советы перед выступлением:
- Выходя на сцену - сделать несколько глубоких вдохов и выходов, сердцебиение приходит в норму появляется спокойствие.
- Важно приспособиться к инструменту.
- Выступление можно загубить высоким или низким стулом.
- Высокие каблуки мешают пользоваться педалью.
- Необходимо удобство в одежде.
- Выходить на сцену не торопясь, ступать  - легко.
- Перед тем  как начать играть,  надо мысленно проиграть самое начало про себя.

Вывод:
       По своим характеристикам публичные выступления музыкантов относятся к стрессовым ситуациям.  Поэтому многие исполнители нуждаются в коррекции  сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений.
    Подготовка к концертному выступлению превращается в наиважнейший этап формирования музыканта-исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произведений, но и от уровня его психологической готовности к общению с публикой.

Список используемой литературы:
1.Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.:Музыка
2.В.И.Петрушин «Музыкальная психология»: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997
3.Бузони Ф. «О пианистическом мастерстве» - В кн: Исполнительское искусство зарубежных стран,
4.Гольденвейзер П. «О фортепианном исполнительстве. Вопросы музыкально – исполнительского искусства» вып.2
5.Коган К. «У врат мастерства» М.; Музыка, 1969,

Абакарова И.Д.




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (10.10.2013)
Просмотров: 3566