Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Подготовка к концертному выступлению


Подготовка к концертному выступлению
Открытый урок с учащейся 5 класса (аккордеон)

Цель: Сформировать комплекс знаний и умений для выступления на сцене.
Задачи урока:
Обучающие: приобретение и накопление опыта в концертной деятельности.
Развивающие: развить уровень мастерства игры на сцене.
Воспитательные: воспитать ответственное отношение к подготовке, умение добиваться качественного исполнения.
Тип урока: закрепление полученных навыков.
Форма: индивидуальная.
Метод обучения: словестные, практические, наглядные.
Оборудование: аккордеоны для учащегося, преподавателя, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь.
Критерии оценки результативности работы ученика:
•    высокий – творческая оценка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение поставленных задач и целей, самоотдача;
•    средний – проявление интереса, желание выполнить, добиться нужного результата, однако не все получается, требуется помощь преподавателя;
•    низкий – безразличен к музыкальной деятельности, не проявляет интереса.

План урока:
1.    Организационный момент.
2.    Актуализация опорных знаний.
3.    Применение знаний и умений.
4.    Обобщение занятия, подведение итогов.
Организационный момент:
•    приветствие;
•    оглашение тема урока;
•    знакомство с учеником.

Актуализация опорных знаний:
Концертная деятельность, это неотъемлемая часть обучения ребенка в музыкальной школе. Исполнительство – это сложный, тонкий процесс. Именно публичные выступления являются важным элементом учебного процесса – уже во время обучения необходимо представлять ученикам возможность самореализации в исполнительской деятельности и способствовать формированию у них определенного опыта, накоплению знаний и умений.

Выступление – результат напряженного творческого труда и является ответственным актом стимулирующий дальнейший творческий рост учащегося.

Ход урока:
Страх сцены, сильное волнение перед выступлением очень распространенное явление. Не перестают ощущать остроту этого чувства исполнители в любом творческом состоянии. Сильное волнение на сцене может повлиять на качество исполнения.

Надо учитывать, что выступление это психологический стресс для ребенка и поэтому перед выступлением я стараюсь создать особые условия для уверенной, эмоционально яркой игры на сцене.
Один из способов выработать уверенность перед выступлением – это хорошая подготовка. Если ученик уверен в том, что он знает – свободно владеет текстом – значит, меньше волнуется.

А. Корелли «Прелюдия»

Сначала проигрываем в умеренном темпе те эпизоды, в которых Юля чувствует себя неуверенно по нотам. Это окончание частей, фраз. Обращаем внимание на динамику, смену меха, аппликатуру – это те элементы которые Юля при разборе текста не всегда выполняет правильно, проиграв внимательно слабые эпизоды мы еще раз акцентируем внимание на точном выполнении всех деталей.  Второй этап разыгрывания проигрываем всю пьесу от начала до конца по нотам с соблюдением нужного темпа динамики, характера. При игре Юле нужно сконцентрировать внимание и сосредоточенность на всей пьесе, запомнить все ощущения исполнения в классе. Это позволяет во время выступления наиболее полно, эмоционально ярко сыграть пьесу.
 
Р.н.п. «Садом, садом, кумасенька» обработка Аз. Иванова

Пьеса техническая, состоит из разных вариаций на данную тему. Разыгрывание этой пьесы мы начинаем с проигрывания каждой вариации в умеренном темпе. Чтобы хорошо разыграть пальцы мы добавляем игру разными штрихами, ритмами, темпами. Это дает неоднократное проигрывание текста, обыгрывание сложных мест.

Отдельное внимание уделяю партии левой руки – проигрываем ее по нотам, в разных темпах. Юля часто играет неточный текст, во время игры не слышит фальшивых нот и не исправляется. Проигрывая несколько раз текст левой руки, улучшаем качество исполнения, продумываем каждый ход, улучшаем штрихи, добавляется легкость, ставим под контроль слух.

На последнем этапе работаем над темпом – учитываем все изменения, отрабатываем их при переходах с одной вариации на другую. Обсуждаем выбор темпа с Юлей при выступлении – как правильно в момент волнения проконтролировать себя, взять нужный темп и сохранить его во всей пьесе. Обязательно, проигрывая пьесу в классе, нужно запоминать не только на слух, но и на мышечное ощущение.

Движения пальцев в темпе, нажим, прикосновения к клавишам, при соблюдении ровного метра и точности исполнения штрихов.

Применение знаний и умений.
Любое выступление на сцене требует большой подготовки мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнения. Как настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой?

Показ Юлей пьес в концертном варианте.

Обобщение урока и подведение итогов, запись домашнего задания.
Юля перед показом пьес хорошо настроила себя, сконцентрировалась, постаралась сыграть пьесы выразительно, ярко с минимальными потерями.
По критериям оценки результативности работы Юля относится к среднему уровню – интерес проявляет активно, с желанием выполнить поставленные задачи. Однако не всегда самостоятельно получается достигнуть цели, требуется помощь преподавателя – показ, дополнительное объяснение.
Для Юли в данный период важно научиться вырабатывать в себе чувство уверенности пред выступлением, способность максимально концентрировать внимание, эмоции, волю.

Следует обратить внимание на такие ошибки:
1.    Точный разбор текста – более осознанный подход при работе с текстом к аппликатуре, смены меха, ритму, ровному метру.
2.    В работе над сложными местами, самостоятельность в решении проблемных мест в тексте – уметь правильно ставить перед собой задачи и добиваться нужного результата.
3.    Эмоциональный настрой перед выступлением.

Юле нужно учиться контролировать, беречь эмоции для сцены, выкладываться с полной самоотдачей.
На психологическую готовность к выступлению на сцене влияют и личностные характеристики, воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия. Все это в той или иной мере проявляется на сцене.
Надо дать понять учащемуся, что волнение перед выступлением – это естественное состояние. Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научиться владеть собой перед публикой, нужно воспитывать в себе хорошее внимание и сосредоточенность – контролировать свои действия в любом состоянии.

Есть еще чувство страха – которое сопровождается мыслью о возможном провале, Здесь очень важно подготовить ученика – помочь ему представить предшествующее событие, нарисовать будущее выступление своим воображением.

Буцына Н. В., г. Кизел




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (21.01.2013)
Просмотров: 6003