Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Пластические приемы на уроках музыкальной литературы и слушания музыки


                       Пластические приемы на уроках "Музыкальной литературы и "Слушания музыки"
                   Методическое сообщение
 В сообщении используется опыт, преподавателя курса «Слушание музыки» в музыкальной школе при Тульском колледже искусств Т. В. Рыбкиной, а также примеры из собственной практики.
       Автор статьи предлагает разные способы активизации эмоциональной сферы детей через движение, пластику. Рыбкина считает, что пластическое воплощение музыки разных стилей и жанров применимо к любым разделам курса.
       Музыку невозможно познать, минуя телесные движения. Движение является важнейшим коммуникативным каналом. По изученным данным, объем информации, передаваемый в момент коммуникации вербальными средствами, не превышает 7%, звуковыми – 38%,  тогда как на долю невербальных средств общения приходится 55% информации.
       Об огромной пользе применения двигательных компонентов в обучении детей активно заявляет педагогическая наука. Ограничение индивидуальных творческих (в том числе двигательных) проявлений ребенка в процессе многолетнего обучения, основанного на зазубривании  готовых истин, является фактором задержки интеллектуального (духовного) развития.
Академик В. Базарный, согласно разработанной им программе под названием «Спасем детей – спасем Россию», считает, что угасание психомоторных функций у современных детей является следствием сидячего обучения и прямо ведет к деградации художественных (творческих) способностей.
        Авторитетная система К. Орфа давно проложила дорогу пластическим движениям на уроках сольфеджио, хора, ритмики и специальности. Только музыкальная литература остается на периферии этих процессов.
Речь идет о корректном использовании пластических приемов в процессе слушания и восприятия музыки.

ИНТОНАЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
 - форма работы, которая рассчитана на детей младшего возраста. Ее цель – помочь ребенку научиться понимать содержание музыки путем создания реальных пластических образов. Движения могут использоваться как дополнение или замена словесных определений.
Так, обычное разделение детьми музыки на «веселую» и «грустную» обедняет восприятие, создает штампы.
Эмоция напрямую связана с жестом, поэтому движение целесообразно использовать вместо слов. Но для этого, автор методики считает, что надо уметь находить в музыке сами образы движения.
        Далее предлагается несколько рекомендаций автора  принципов подбора музыкального материала для интонационно-пластических этюдов.
        Безусловное первенство здесь имеет программная музыка, предполагающая предметную конкретизацию. Здесь образы движения очерчены ярко, вплоть до зримых музыкально-пластических иллюстраций.
       Т. Рыбкина приводит различные примеры пластических этюдов, используя музыкальный материал пьес «Мальчик с пальчик» М. Равеля, «Приглашение к трепаку» П. Чайковского «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского и др.
        Мне показались интересными и доступными для детей младших классов музыкальные портреты персонажей из сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Это образы кошки, утки, птички, дедушки и Пети. А также, ученикам не составит особого труда  смоделировать движения животных из сюиты Сен-Санса «Карнавал животных», т.к. сама  изобразительность музыки «просится» пластически реализоваться.
       Из собственного опыта преподавания курса «Слушание музыки» могу порекомендовать темы, где движение может стать составной частью и слушания, и анализа музыкальных средств.
      Например, по теме «Танцы», знакомясь с полькой, вальсом, русской плясовой, ученики сами предлагают движения, используя танцевальную практику детского сада. Движения могут придумываться в процессе обсуждения характера изучаемой музыки.

        Из предложенных автором музыкальных сочинений, я решила использовать фрагмент музыки М. Глинки, «Марш Черномора».Двигаясь под музыку, без словесной характеристики дети способны самостоятельно ощутить двойственность персонажа. При показе образа Черномора тяжелые «грозные» шаги первой музыкальной темы, сменяются осторожными, как бы «на цыпочках», шагами  второй темы. Смена пластической лексики вызывает переход в иное эмоциональное состояние.
     Движения, подчиненные музыке, позволяют детям почувствовать, что Черномор, с одной стороны, страшный,  с другой – слабый и маленький.
      Обратимся к сочинению С. Прокофьева «Петя и волк».               
В учебном пособии Осовицкой «В мире музыки» читаем «Появляется Кошка. Кларнет изображает ее крадущуюся, осторожную походку…Она то и дело останавливается, замирая на месте».
          Читаем далее о Птичке «Легкая, ажурная тема флейты…остроумно изображает птичий щебет, а волнообразное движение шестнадцатых – порхание птички»
         То же самое об Утке «В тембре гобоя… так и слышится утиное «Кря-кря». Неровный ритмически рисунок темы, «запинки», создаваемые синкопами…изображают неуклюжую Утку, переваливающуюся с боку на бок».
        О Дедушке «Сердитая и взволнованная речь Дедушки воплощена в угловатой мелодии фагота. «Колючий мелодический рисунок насыщен резкими скачками с назойливыми повторами одних и тех же мотивов».
        И, наконец, о Пете «Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Она звучит в духе веселого марша».
Главная особенность, «изюминка» «Карнавала животных» К. Сен-Санса  в остроумной, по-французски изящной изобразительности.
Ниже предлагаются словесные определения средств выразительности по учебнику Осовицкой, которые могут быть легко пластически выражены.
       «Королевский марш льва».  
«В ритме музыки…ощущается упругая и мягкая кошачья походка…Время от времени, в музыку вторгаются резкие хроматические пассажи (рычание)».
        «Кенгуру».
 «Суетливые прыжки животного изображаются у фортепиано с помощью форшлагов, штриха staccato и пауз. Возникает представление о смешных прыжках неуклюжего кенгуру, то и дело останавливающегося и осторожно озирающегося».
          «Лебедь».
 «Спокойное ритмическое дыхание мелодии «бархатной» виолончели звучит на фоне спокойных фигураций фортепиано, подражающих легкому плеску воды».
Выводы:
Эти словесные описания можно «пластически оживить», тогда средства выразительности окажутся «пропущенными» через эмоционально-физиологическое ощущение.

        Особое место  в невербальном общении занимает дирижирование – своеобразная трансляция музыки через жесты. Дирижер являет собой зримое воплощение музыкального содержания.
         СВОБОДНОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ по мнению автора методики, - «комплекс пластических приемов, использующих разнообразные, свободные от схемы, движения рук. В основе таких упражнений лежит двигательное моделирование элементов музыкальной речи, возможности которого безграничны: от выразительного прохлопывания ритмического рисунка и пространственного изображения мелодической линии в движении рук до более сложных приемов анализа музыки посредством жестов».
Обратимся к музыке Н. А.Римского-Корсакова  «Полет шмеля» из оперы  «Сказка о царе Салтане».     
       Данную музыку можно использовать на одном из первых уроках при изучении темы «Регистр». Вполне убедительным представляется изображение смены высоты музыкального движения при помощи соответствующих передвижений рук вверх или вниз. При этом пластический образ, хорошо знакомый детям из жизни, могут дополнить мелкие движения пальцев рук, подобные трепету прозрачных крылышек насекомого.
       При изучении темы «Мелодия» Рыбкина Т. предлагает обратиться к «Шутке» И. С. Баха из  Оркестровой сюиты h-moll,          
моделируя пластику мелодического движения реальными движениями рук.
     Сначала ученикам предлагается прослушать музыку и обратить внимание на характер стремительной виртуозной мелодии,
      При повторном прослушивании можно хлопками разделить фразы,
     В следующем задании – жестами показать характер движения мелодии в отдельных фразах:
-  в первой – «прыгающие» движения (ладони перемещаются вверх и вниз),
- во второй – «бегущие» (руки движутся вместе со стороны в сторону).
- третья фраза повторяет первую.
- в четвертой появляется новое движение, которое можно передать пружинящими движениями кистей рук, и т. д.
       Слушание музыки, сопровождаемое жестами, способно сделать ее анализ более доступным, а главное – интересным детям.
     Даже в средних классах полезно прибегать к пластическому моделированию, в случае лучшего усвоения музыкального материала. Так, для запоминания основной темы, взлетающей вверх, финала Симфонии Моцарта g-moll,               
при прослушивании можно прибегнуть к жестам:
- на первую фразу поочередно перемещать вверх правую и левую руки.
- на вторую – вращающими движениями кистей рук показать мелодическое движение, связанное с опеванием устойчивых ступеней.
В заключение сообщения следует вывод:
«Восприятие музыки младшими классами должно быть направлено на активизацию эмоционально фактора. Одним из средств чувственного восприятия музыки может стать свободное дирижирование».

Добавила Буркова Л. В., преподаватель,
г. Набережные Челны





Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (31.12.2011)
Просмотров: 3788