Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Педагогические принципы обучения игре на фортепиано, связанные с позиционной игрой


Педагогические принципы начального периода обучения игре на фортепиано, связанные с позиционной игрой
Реферат

Оглавление:

Введение
1.Особенности  применения методов и приемов развития: музыкальных способностей, пианистических навыков, связанных с  позиционной  игрой, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения

2. Методы и приемы развития: музыкальных способностей, пианистических навыков, связанных с позиционной  игрой, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения

3. Методы и приемы развития: наглядно-образного мышления, связанные с позиционной  игрой, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения

Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Начальный период обучения учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде, является частью общего педагогического процесса, в  нем реализуются  педагогические принципы комплексного развития у учащихся:
-  музыкальных способностей;
-  пианистических навыков;
- наглядно-образного мышления;
- музыкально-теоретических понятий.
Преподаватель по специальности фортепиано, на занятиях применяет  методы и приёмы работы, связанные с позиционной  игрой, вызывающие интерес, учитывающие возрастные особенности учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения.
На основании обзора различных источников, [1-12], подготовлен реферат на тему: «Педагогические принципы, начального периода, обучения игре на фортепиано, связанные с позиционной игрой».      
 Актуальность темы заключается в том, что позиционное мышление  у  учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения, является исходным материалом для развития: музыкальных способностей, наглядно - образного мышления, пианистических навыков.

Проблема исполнения  младшими школьниками, обучающимися игре на фортепиано, на начальном периоде обучения, фортепианных произведений заключается:
- в четком  исполнении  позиционных, однотипных по ритмическому и  техническому строению звеньев;
-  в смене позиций звеньев, в зависимости от фактурных  особенностей произ-ведений;
Имя, Старовойтовой Людмилы Васильевны, московского композитора и педагога, относится к новым именам. Педагогический  принцип этого автора: «Не спешите загружать детей знаниями, спешите открыть в их душе любовь к музыке». Методическая последовательность учебного материала: сочетание музыки со стихами, рисунками, музыкальными играми, загадками, тестовыми  заданиями  - соответствует традициям фортепианной педагогике.
В фактуре фортепианных пьес, из учебно-методических пособий, Старовойтовой Л.В., [8,9, 10], присутствуют позиционные закономерности. Автор выбрал тональности, имеющие при ключе большое количество знаков.
В основу фактуры, вторых партий  фортепианных ансамблей, из  учебно-методического пособия,  Старовойтовой  Л.В., [7], заложен принцип позиционного мышления: три позиции трезвучий в  тональности  Соль мажор:
-Т3, S3, Т3,   тоника – субдоминанта - тоника;
- Т3, D 3, Т3,  тоника – доминанта - тоника.
Цель:
-  Ознакомление с методами и приемами развития, формирования: музыкаль-ных способностей, наглядно-образного мышления, пианистических навыков, связанных с позиционной игрой, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано,  на начальном периоде обучения, с применением учебно-методических пособий,  Старовойтовой  Людмилы Васильевны, [7,8,9,10].     
Задачи:
-  Обучать учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано,  на начальном периоде обучения, приёмам, навыкам  позиционной  игры на фортепиано.
 - Развивать музыкальные способности, наглядно-образное мышление, пианистические навыки, связанные с позиционной игрой, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения.
 -  Формировать музыкальные понятия при помощи: музыкально – игровых технологий, дидактических игр, связанных с позиционной игрой, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано,  на начальном периоде обучения.
- Воспитывать познавательный интерес у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения,  к учебным занятиям, эмоциональную отзывчивость.


1.Особенности  применения методов и приемов развития: музыкальных способностей, пианистических навыков, связанных с  позиционной  игрой, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения

«История зарождения и развития клавишных инструментов,  до появления современного фортепиано, показывает, что, постепенно, трансформировали клавиатуру, интуитивно, стремясь  к  максимальному приближению её к строению руки.
     Всего несколько десятилетий  назад, среди пианистов бытовало мнение о том, что «вот, мол, создан     (изобретен ) отличный инструмент,  фортепиано, а рука, к сожалению, плохо приспособлена к нему: если бы все пальцы были одинаковыми»…Какое наивное утверждение, в котором все вывернуто наизнанку: если бы все пальцы были одинаковы, то и конфигурация клавиш была бы другая» [1, с.  57].  
«Ф. Шопен, интуитивно, чувствовал родство человеческой руки и фортепиано. Начинающим пианистам, своим ученикам, он давал, необычное по тем временам, упражнение: три средних пальца ставить на три черные клавиши,  крайние большой и мизинец – на белые - фа-си или  ми-до. Примечайте: черные клавиши выше белых, средние пальцы выше, длиннее крайних. Удобно? Да, именно природа, природа человеческой руки отразилась на конфигурации клавиш фортепиано» [1, с.  56].    
«Три длинных средних пальца возвышаются над крайними короткими. Посредине трех – один возвышается над всеми. Он - центр  для трех и для всех пяти.  Симметрия.
 Три черных высоких клавиши возвышаются  над двумя белыми
 (соль-ля).  А всех  - пять, как и пальцев. И там и здесь  симметрия.  Средняя,  черная  в группе трех,  является прототипом  среднего длинного пальца: она не выделяется ни  высотой, ни длиной среди других «чернушек»  [1, с.  57].  
«Распределение определенных клавиш  фортепиано, между пятью пальцами руки исполнителя, фортепианных произведений, без переноса руки, называется позицией. Обычно, в позицию входят от одной до пяти соседних клавиш фортепиано.  В таких случаях, за каждой клавишей, входящей в позицию, закреплен свой палец. Встречаются исключения:
- в позицию входят  не соседние клавиши  фортепиано;
- в позицию входят более пяти клавиш, в этом случае, один и тот же, палец может попадать на несколько клавиш фортепиано.
Когда звуки мелодий, фортепианных пьес, расположены так, что их нельзя исполнить в одной позиции, необходимо менять позицию. Самый простой способ смены позиции – это перенос руки» [2, с. 24-26]. Также, применяются, аппликатурные принципы, «подкладывание», «перекладывание», при смене позиций.
 Учебно-методические пособия, Старовойтовой Людмилы Васильевны, [7,8,9,10], адресуются учащимся, младшего школьного возраста, обучающимся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения. В них представлены: музыкально-игровые технологии, дидактические игры, фортепианные пьесы, упражнения, ансамбли, связанные с  принципами позиционной игры. Музыкальный материал, учебно-методических пособий, Старовойтовой  Л. В., [8,9,10], представлен:
-  позиционной игрой, охватывающей не более пяти нот, без перемены позиций;
-  аппликатурными принципами,  «подкладывание», «перекладывание», при смене позиций.
В   фактуре фортепианных ансамблей, из учебно-методического пособия, Старовойтовой  Л. В., [7],  встречаются аккорды, относящиеся к элементам   крупной техники. Это простейшие кадансы в тональности  Соль мажор:
-Т3,S3,Т3,  тоника – субдоминанта - тоника;
 -Т3,D 3,Т3,  тоника  - доминанта   -  тоника.
Психолог,  Немов Роберт Семенович, представляет характеристику возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста.
«Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 лет до 10-11  лет.  Хронологически, социально – психологические, границы этого возраста, в жизни ребенка, нельзя считать неизменными.  Границы этого возраста могут сужаться и расширятся,  в зависимости, от применения методов обучения»  [5,  с. 127].
«С поступлением  ребенка в школу, в число ведущих, наряду с общением и игрой, выдвигается  учебная деятельность. В  развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения» [5, с. 133-134].            
 «В педагогике, до настоящего времени, нет более важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория  «метод обучения».    
Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать, наиболее рациональным и оптимальным образом при решении соответствующих задач»   [6,  с.  271].
     «Итак, методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – методы  учения  (В. И.Андреев). Методы преподавания - это разработанная  с учетом дидактических закономерностей и принципов, система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное, применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых  в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.
    Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное, применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.
    Данные  определения  требуют разведения понятий  «метод»  и «при-ём»,  «приём»  и   «правило».   Ф.Ф.Королев и  В.Е. Гмурман  отмечают, что границы между понятиями  «метод» и «приём» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь приём как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы, наиболее рациональных, действий.    
    По отношению к методу приёмы носят подчиненный характер. Приём и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приёма решается только часть педагогической  или учебной задачи. Одни и те же методические приёмы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приёмы.
    Методы обучения и методические приёмы тесно связаны между собой, могут совершать   взаимопереходы,  заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как  самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как приём, имеющий частное назначение»  [6, с . 273].
    «Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований,  отражающих аспекты их изучения» [6, с . 274].
«При  гностическом  подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся,  согласно которому  методы обучения подразделяются на  информационно-рецептивные,  репродуктивные, проблемного изложения,  эвристические, исследовательские  (И.Я. Лернер,  М.Н.Скаткин)»  
[6,  с.  275].
 Преподаватель по специальности фортепиано, на занятиях, с учащимися, младшего школьного возраста, обучающимися игре на фортепиано, на начальном периоде обучения, применяет методы работы: информационно-рецептивные, репродуктивные.
    «Общепедагогические принципы доступности, постепенности, наглядности особенно близки практике  обучения начинающих пианистов. Из   методов и приёмов,   наиболее действенных в начальном фортепианном обучении особенно  отметим следующие: подготовка к восприятию новых для учащегося художественных и пианистических явлений и задач; исполнительский показ; прочное  закрепление приобретаемых  навыков и знаний;  наведение;  словесное пояснение;  приём вычленения простого элемента в сложном» [3, с.13].
«Исполнение педагогом произведения целиком (не проигрывание, как это бывает, а подлинно художественное исполнение) является началом подготовки ученика, к восприятию новой музыки» [3,  с.13].
«Поэтому,  руководствуясь методическим приёмом, вычленения простого из сложного, можно облегчить восприятие музыки, временно, фиксируя внимание ученика на одних заданиях и допуская при этом лишь приблизительное выполнение других.
  Выше упоминалось о показе-исполнении, необходимом для ученика до начала работы над музыкальным произведением. Однако, такой целостный показ переходит далее в стадию расчлененного показа отдельных художественных и технических деталей » [3, с.14].
«Подчеркивая значение показа произведения в классе, следует остано-виться и на роли, связанных с ним, словесных пояснений, как, необходимого дидактического, приёма обучения. Их гибкое сочетание даёт, наиболее эффективные, результаты в развитии исполнительских навыков ученика и устранение недочетов »[3, с.  15].
«Особенно существенна роль показа, в соединении со словесными ком-ментариями при выработке у ученика технических навыков. Наиболее наглядным для детей является приём показа - «вторжения» в движение руки и манеру прикосновения к клавиатуре. Целью такого «вторжения» является естественное оформление пианистического движения при его непосредственном воздействии на качество фортепианного звучания.
Наряду с показом, решающая роль, в развитии двигательных навыков у учащихся младших классов принадлежит закреплению  продемонстрированного и постепенно оформляющегося технического приёма » [3, с.  16].
 «В приеме наведения могут быть использованы близкие детям конкретно-образные сопоставления  данного нового задания с ранее уже усвоенным»
[3, с.  16].
«…в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся  практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися, показанных учителем действий  и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков» [11,  с.  185].

2. Методы и приёмы развития: музыкальных способностей, пианистических навыков, связанных с позиционной  игрой, у учащихся, младшего школьного возраста,  обучающихся игре на фортепиано,  на  начальном периоде обучения

Нотные тексты, фортепианных произведений, из учебно-методических пособий, Старовойтовой Людмилы Васильевны, [8,9,10], выглядят непривычно для начинающих обучаться игре на фортепиано. В фактуре произведений, прослеживается тенденция к позиционной игре. Встречаются диезы и бемоли, хроматизмы, кластерные аккорды. Кластерные аккорды  - это созвучия, состоящие не менее  чем из двух секунд.
 Рисунки художника, Иодиса Яна Яновича, к детским пьесам, музыкальным играм, загадкам, упражнениям создают яркий, зрительный образ музыкальной мысли. Использование черных клавиш,  fis  (фа  диез),  gis(соль  диез), ais(ля   диез), создает естественные условия для правильной постановки рук у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения, не позволяет «сползать» второму, третьему, четвертому пальцам  ладони  руки  на край клавиатуры фортепиано. «Сползание»   указывает на то,  что плечо  рук учащихся   пассивно висит  и не принимает участия в игре.
 Например:
-  « Формула   Ф. Шопена».     
Приёмы работы:
- кисть руки учащихся, закруглена, в форме свода, пальцы слегка согнуты, образуя   полукруг;  
- второй,  третий, четвёртый пальцы, ладони,  руки,   закруглены    и   «берут»  черные клавиши,  fis  (фа  диез),  gis(соль  диез), ais(ля диез),  мякотью  подушечек  пальцев;
- пятый палец, как более короткий,   почти выпрямлен на клавише «си», линия,   пятого, пальца  продолжает боковую линию плеча, предплечья руки;
- первый  палец  согнут, в концевом суставе. Ногтевая фаланга, первого пальца, слегка, согнута в направлении  клавиши «ми»;
-  во время игры, локоть должен быть в отведенном положении.

 Пьеса,  «Цапля»,  способствует приобретению   навыка, координации движений,   при чередовании левой и правой рук,  формированию  понятий: регистры, названия октав.
Музыкальные понятия,  постепенно, вводятся,  в обиход и работа, над их осознанием, проходит несколько этапов.
- Пьеса «Цапля»
Для  развития навыка исполнения, одноголосных мелодий, используется игровой прием: чередования рук, в позиционном изложении. Игра,  одним пальцем, позволяет сконцентрировать внимание на правильном извлечении звука.
-  Пьеса: «Зеркало».
Аппликатурные обозначения, для усвоения основных пальцевых после-довательностей, должны  быть выдержаны  в  пределах  одной позиции.  
- Пьеса: «Зеркало»
      Отличительная черта фактуры детских  пьес: позиционное расположение звуков мелодий детских  пьес, с использованием черных клавиш, fis  (фа  диез),  gis  (соль  диез),  ais(ля диез),  клавиатуры фортепиано. Мелодии детских  пьес учащиеся, младшего школьного возраста, обучающиеся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения,  исполняют при помощи приёма звукоизвлечения, нон  легато, правой, левой  руками отдельно, в пределах позиции  руки.
 Приёмы работы:
- учащийся опускает руку, с опорой, на  подушечку пальца;
- учащемуся, необходимо, найти ощущение упругости всей руки, в запястье, локте и плече;
- запястье руки должно пружинить, при сцеплении подушечки  пальца с «черной»  клавишей клавиатуры фортепиано;
- начиная с легкого запястья, снимается вся рука.
-  Пьесы: «Мышки», «Будильник», «Стайка голубей в небе», «Замок в лучах заката», «Честное слово»  
Постепенное освоение интервалов, в пределах позиции  руки, от секунды до квинты, позволяет укрепить свод  кисти руки учащихся, обучающиеся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения. Формируются  понятия: реприза, вольта.
-  Пьеса  «Тра-та-та» 
Отрывистый звук при игре, стаккато,  получается не от того, что учащеся, младшего школьного возраста,  обучающийся  игре на фортепиано, на начальном периоде обучения, будет отдергивать палец и руку от черной клавиши, а оттого, что рука, вместе с пальцем, легко, столкнувшись с поверхностью черной клавиши,  отталкивается от неё, чтобы «взять» следующую клавишу. Кисть и предплечье  руки составляют единое целое, извлекают звук активные кончики пальцев.
 Приемы работы:
-  взятие звука от  черной  клавиши;        
- легкое, активное движение пальца;
- освобождение кисти при движении руки, вверх.        
-  Пьесы: «Под   дождем», «Был сапожник», «Что ты, ёж  такой колючий», «Кто-то роет ямки», «Эхо», «Играющие  на раковинах», «Стали мышки танцевать», « Про кузнеца»
Формируется, на основе позиционного мышления,  у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения,  приём   звукоизвлечения: легато. Легато - связный, плавный переход одного звука в другой, причем, плавность возможна, при внимательном вслушивании.
-  Упражнение:  «Секрет гусеницы», способствует налаживанию объединяющих движений, кисти руки 
В основе фактуры пьесы, «На качелях», лежит исполнение лиг, по две  ноты. Опорный звук  берется сверху, весом руки,  с ощущением, «пружинки», в запястье, кисть руки, опускается вниз. Второй звук, лёгкий, берется на снятии руки, кисть поднимается вверх. При этом, пальцы «переступают», без толчка, с одной  черной клавиши на другую. Формируется  понятие: лига.
-  Пьеса   «На качелях» 
На основе пяти нот ,  e    ( ми ),  fis    (фа  диез),  gis   (соль  диез),  ais  (ля   диез),  h (си), с опорой длинных пальцев (2, 3, 4) на «чёрные» клавиши,  написаны автором, детские пьесы.
 Приемы работы:
-  взять, в руку, все звуки каждой позиции, для этого, раскрыть ладонь и пальцы;
-  избегать толчков  на черных клавишах и не поднимать кисть руки;
- целесообразно, чуть вытянутое положение пальцев и касание клавиатуры подушечками пальцев.
-  Пьесы:  «Кукушка», «Светлячок», «Цветок под луной», «Бесконечные про-сторы»   [Приложение 9].
На фортепиано, непрерывная звуковая, линия передается от одного пальца к другому,  из одной руки в другую,  важно следить за, плавным,  перемещением руки в позициях.
-  Пьеса: «Воздушный змей»
Учащиеся, младшего школьного возраста, обучающиеся игре на форте-пиано, на начальном периоде обучения,  транспонируют песенные мелодии,  в ближайшие тональности, в пределах, позиции руки, с сохранением  аппликатуры оригинала. Формируются  понятия:  тон, полтона.
- Пьесы: «Храбрецы», «Тра-та-та»
При выходе за пределы, пятипальцевой,  позиции,  применяется,  более  сложный,  способ смены позиции, который называется, подкладывание первого пальца.
Первый палец грубее остальных, в силу его строения и прикрепления к кисти, что заставляет, при  нажатии  им клавиши, включать предплечье, так как его, естественное, движение не вертикальное, а  горизонтальное, это проявляется при подкладывании. Подкладывать и перекладывать пальцы следует плавно,  без толчка, отводя руку, в сторону движения звуков мелодии.

Способ исполнения:
-  Первый палец, как и все другие пальцы, должен быть закруглен и опускаться на клавишу, ближе к её концу, закругленным концом, без толчка и опоры на него, всей рукой, в то время, как остальные, пальцы, должны играть ближе к черным клавишам.
-  Подкладывание первого пальца, дугообразным движением, ниже уровня клавиатуры, затрудняет подготовку новой позиции, поэтому надо подкладывать его, незаметно, не меняя уровня кисти.
-  Пьеса: «В цирке» 
Удобно менять позиции, позволяют сильные  мышцы, первого и  пятого пальцев, которые дают возможность, сближаться и раздвигаться, собирать пальцы, после подкладывания и перекладывания.
При смене позиций, первый и  пятый пальцы, надо держать, почти, па-раллельно,  второй, третий, четвертый  пальцы  «перекрещивают» первый палец.  Кисть руки делает  плавное,  боковое  движение в сторону того пальца,  который переносится.
«Из  соображений, чисто физического удобства, расположения пальцев на клавишах, их касательного  движения лучше Ф. Шопена,  пожалуй, ничего  не придумаешь: как известно, начинающим пианистам он давал для правой руки нисходящий  Н  (Си мажор), соответственно для левой – восходящий  Des  (Ре бемоль мажор)»   [1, с. 78].
- Упражнение:  «Игра в боулинг» 
Задачами, при изучении гамм учащимися, младшего школьного возраста, обучающимися игре на фортепиано, на начальном периоде обучения являются:
-  практическое, овладение системой квинтового круга, мажорных и параллельных минорных  тональностей, со всеми изучаемыми в данном классе, техническими формулами.
 К первоначальным требованиям относятся:
- формирование аппликатурных навыков;
- чёткость,  ровность  исполнения;
-  преодоление технических трудностей внутри позиции;
-воспитание гибкости, пластичности при перемещении от одной позиции к другой;
- воспитание аппликатурной дисциплины.
Такое исполнение зависит от: «подкладывания», «перекладывания» первого пальца, при смене позиций, плавного легато внутри позиции.
При  исполнении учащимися, младшего школьного возраста, обучающимися игре на фортепиано, на начальном периоде обучения,   гаммы, выбранной из квинтового круга, мажорных и параллельных минорных  тональностей, в восходящем движении правой рукой, в нисходящем движении левой  рукой, смена позиций аппликатуры, подведение первого пальца, происходит плавно, первый палец оказывается в удобном положении для «подкладывания».
     При исполнении учащимися, младшего школьного возраста, обучающимися игре на фортепиано, на начальном периоде обучения,   гаммы, выбранной, из квинтового круга, мажорных и параллельных минорных тональностей, в нисходящем движении правой рукой, в восходящем движении левой  рукой, третий, четвертый пальцы, подводятся   к клавишам быстрым,  но спокойным движением.  В момент взятия, предыдущей, клавиши первым  пальцем, они должны быть над своей клавишей, третий, четвертый пальцы оказываются, в удобном положении, для «перекладывания».
- Упражнение 5.  

  Для  развития навыков, «подкладывания», «перекладывания»,  при смене позиций, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения,  полезны, симметрично расположенные, технические фигуры в партиях обеих рук, исполняемые, совпадающей  аппликатурой.
- Упражнение 6. 

Фундаментом, для формирования чувства ритма, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения,  является, эмоционально-образное, восприятие равномерной, позиционной последовательности,  одинаковых длительностей   нот. Ритм, как выразительное средство исполнения музыкальных произведений,  воспринимается с особой непосредственностью.

 Приемы работы:
-  применять на занятиях дидактические игры, загадки, упражнения для формирования умений, навыков метрической ровности.
Например:
-  Упражнения: «Раз! Два! Все в ряд вперед отряд»,  «Ветер по морю гуляет»,  «Вырасту, буду летчиком смелым»,  «Спать пора» 

3. Методы и приёмы развития наглядно-образного мышления, связанные с позиционной  игрой, у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано,   на начальном периоде обучения

Наглядно-образное мышление - вид мышления, опирающийся на  восприятие предметов и их преобразование. Эмоционально-образное восприятие учащимися, младшего школьного возраста, обучающимися игре на фортепиано, на начальном периоде обучения, музыкальных произведений связано с вниманием, наблюдательностью.
  Произведения из сборника, Старовойтовой Л.В., [7], предлагают музыкальные путешествия. Учащиеся, младшего школьного возраста,  обучающиеся  игре на фортепиано, на начальном периоде обучения,  знакомятся с языком разных народов, с жанрами средневековой, современной музыки, играют с ритмами произведений.
В основу фактуры, вторых партий,  фортепианных ансамблей, из  учебно-методического пособия,  Старовойтовой  Л.В., [7], заложен принцип позиционного мышления: три позиции трезвучий, в  тональности  Соль мажор, Т3, S3, Т3,   тоника – субдоминанта - тоника; Т3, D 3, Т3,  тоника- доминанта- тоника.
 Характерные черты музыкальных жанров представлены в «Музыкальном словаре   Гроува» [4].
Приемы работы:
-  через, позиционные, возможности ритма, фортепианных ансамблей, учащиеся, младшего школьного возраста, обучающиеся игре на фортепиано, на  начальном периоде обучения,  воспринимают образное содержание произведений.
Например:
     Веселая лошадка. (Галоп).  
«Галоп (франц., англ.galop, итал.galoppo, нем. Galopp). Быстрый бальный  танец в размере 2/4. По характеру музыки  близок  канкану. Происходит, по-видимому, из Германии;  в 19в. распространился  по всей Европе »
[4,  с.  219].  
Молитва.  (Хорал).
«Хорал (нем. Coral). Духовный гимн, исполняемый прихожанами лютеранской церкви. Тексты и напевы многих ранних  Х.  взяты из гимнов и антифонов, созданных до Реформации, из популярных светских песен и др. До конца 16 в. был опубликован ряд сборников гимнических песнопений (т.н. канционалов), составивших основной корпус лютеранской духовной поэзии и музыки и способствовавших утверждению Х. в  качестве главного музыкального компонента лютеранского богослужения»  [4, с. 959]  .       
 Петрушка с погремушкой. ( Полька).
«Полька (чеш.polka). Оживленный парный танец  чешского происхождения в размере 2/4. К середине 19 в. распространился  по  всей Европе, как бальный танец. Для ритма  польки характерно подчеркивание третьей восьмой  такта»
 [4, с. 682].                     
 На параде оркестров.  ( Марш).
«Марш (от франц.marcher- идти, шагать; итал. marcia, англ. march, нем.Marsch).  Музыка  диктующая ритм, синхронному и единообразному движению множества людей. В своей основе маршевая музыка есть не что иное, как дополнение к размеренному ритму барабана. Подавляющее большинство М. выдержано в четком  размере  2/4,  4/4,  2/4,  6/8» [4, с. 534].   
          Танцовщица. ( Вальс).
«Вальс (франц. valse, aнгл. waltz, нем.Walzer ).Популярнейший  бальный танец 19 в. На раннем этапе своей истории В. был связан  с другими трехдольными танцами, бытовавшими в конце 18 в., - такими,  как дойче и лендлер.  Помимо оживленного темпа  и размера В. объединяла с ними характерная формула аккомпанемента: подчеркнутый бас на сильной доле и два одинаковых, аккорда, на  слабых долях» [4, с. 167-168].
  Музыкальный размер – 3/4, 3/8,  реже 6/8, темп умеренно - быстрый.
 Юла. (Тарантелла).
 «Тарантелла (tarantella, от названия г.Таранто  на юге Италии). Итальянский, народный танец в размере 3/8 или 6/8; характерны отчетливое членение мелодии на фразы равной длительности, чередование мажора и минора, постепенно ускоряющийся темп» [4, с. 846].   
  Выход королевских особ. ( Павана).
«Павана (pavana, возмозжно, от названия итальянского г.Падуя [Padova]). Придворный танец 16-17 вв., вероятно, итальянского происхождения. По хореографии танец  был близок популярной в 15 в., бассаданце или бас-дансу - степенному танцу в двудольном размере» [4, с. 642].    
Вальс - бостон. (Цирковой оркестрик ).
«Бостон (boston, по названию города в США). Американский салонный танец, родственный медленному вальсу (другое  название вальс - бостон). Характерна пауза на третьей доле аккомпанемента. Возник в 1870-х, пользовался особой популярностью в 1920-х»  [4, с.  132].
 Вальс-бостон написан в размере ¾.     
 Дуэт  гитаристов. (Аргентинский напев).
«Аргентинская  музыка достигла своего расцвета в 19 веке. Постепенно, распространяясь из страны в страну, она потеряла исконный инструментальный состав, в основном инструменты индейцев Боливии. Но сочетание триолей с двудольными синкопами сохранилось»  [6, с.  31].
 Аргентинский напев написан в  размере 4/4
Танцевальные страсти с бесстрастными лицами. (Танго).
«Танго (tango). Испанский и латиноамериканский танцевальный и песенный жанр. В современном понимании (сложившемся в 1900-х) - аргентинский городской парный танец. Примерно до 1915 года, обычным для Т. был размер  2/4,   позднее  -   также 4/4,  4/8. Для многих Т. характерен пунктирный ритм на 1-й доле аккомпанемента (как у хабанеры). После 1955 года ритм танго существенно усложнился»[4, с. 842].  
 На балу в польском замке. (Полонез).
«Полонез (от франц. [danse] polonaise –«польский [танец]», итал.polacca; в России было распространено название «польский»). Танец-шествие польского происхождения.  Известен, по меньшей мере, с 16в.  Размер трехдольный, затакт, как правило, отсутствует; мелодии обычно просты и складываются из коротких фраз» [4, с.  681].  
Танцуют все. (Буги-вуги).
«Буги-вуги (boogie-woogie). Стиль исполнения блюзов на фортепиано, заро-дившийся  в  начале 20в.: левой рукой пианист, в быстром темпе, повторяет   одно и  то  же  блюзовое  последование,  чаще  всего, ломанными  октавами, а правой импровизирует в свободном ритме» [4, с. 148].
  Музыкальный размер -  4/4.
Шагай, танцуя. ( Фокстрот).
 «Фокстрот (англ.foxtrot, букв. «лисья рысь»). Умеренно быстрый, бальный танец, возникший в США ок. 1910. Произошел от уанстепа,  тутстепа и синкопированного  рэгтайма. После первой мировой войны вошел в моду в Европе»
 [4, с. 917]. Музыкальный размер -  4/4.
 
Заключение
Учащиеся младшего школьного возраста, обучающиеся игре на форте-пиано, на  начальном периоде обучения, включаются в окружающую жизнь, учатся понимать её через знакомство с музыкальным искусством. Развитие: музыкальных способностей, наглядно-образного мышления,  пианистических навыков игры на фортепиано -  сложный и трудоёмкий процесс, требующий от них усидчивой и кропотливой работы.
 Преподаватель,  по специальности фортепиано, организует учебную деятельность  учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде  обучения.  В работе применяет: музыкально-игровые технологии, дидактические игры, упражнения, детские пьесы, ансамбли,  на основе  позиционной   игры, предлагаемые композитором и  педагогом Старовойтовой Людмилой  Васильевной.     
 Созданный преподавателем, по специальности фортепиано, образно-игровой фон,  на протяжении музыкальных занятий, способствует работе учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на начальном периоде обучения, над фактурными, позиционными, закономерностями музыкальных произведений. Принцип, позиционной игры, остается неизменным, несмотря, на различные, мелодические, рисунки детских  пьес.
Учебно-методические пособия, Старовойтовой Людмилы  Васильевны, [7,8,9,10], могут служить, дополнительным, учебно-методическим материалом, и применяться преподавателями,  по специальности фортепиано, в работе с учащимися, младшего школьного возраста, обучающимися игре на фортепиано, на начальном периоде обучения, в сочетании с хрестоматиями, предназначенными для обучения юных пианистов.  
Методы и приемы развития: музыкальных способностей, наглядно-образного  мышления,   пианистических  навыков  у учащихся, младшего школьного возраста, обучающихся игре на фортепиано, на  начальном периоде обучения,  предлагаемые  автором, Старовойтовой Людмилой  Васильевной,  соответствуют педагогическим  принципам, начального периода, обучения игре на фортепиано,  связанным с позиционной игрой.
По словам Тихона Хренникова: «Фортепианные пьесы для детей, Людмилы Старовойтовой, написаны, по – настоящему, профессионально и с большой авторской фантазией».

Список литературы
1. Виноградов Г.В., Красовская Е.М. Занимательная теория музыки.  -  М.: Советский композитор, 1991. -  с. 56 -57., с.78.
2. Катанский В.М. Школа – самоучитель игры на фортепиано. Учебно- методическое пособие. - М.: Издательство Владимира Катанского, 2001.- с. 24-26.
3. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. Методическое пособие. – М.: Издательство КИФАРА, 2008. –с. 12-17.
4. Музыкальный   словарь   Гроува.  Пер.  с англ. Акопяна Л.О. -  М.: Практика, 2001.  -  с.132., с.148., с.219., с.534., с.642.,  с. 681.,  с. 842.,  с. 846.,  с. 917., с.959.
5. Немов Р.С.  Психология: Кн.2. Психология образования.  -  4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2005. -  с.  127-134.
6. Сластенин  В.А., Исаев И.Ф., Шиянов  Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие  для студ. высш.учеб. заведений  / Под ред. В. А. Сластенина:  Ч 1.  -   М.:  ВЛАДОС, 2007. -   с.271-275.         
7. Старовойтова Л.В. Волшебные ритмы. Сборник пьес для освоения ритмов  учениками разного возраста. - М.: Л.Старовойтова,  2008.  - с. 31.
8. Старовойтова Л.В. Практическая тетрадь юного пианиста. Произведения для начинающих. - М.: Музыка,  2002.  - с. 23.
9.Старовойтова  Л.В. Улыбнись, ты уже играешь…Занимательные уроки для начинающих пианистов. - М.: Л.Старовойтова, 2010. - с.48
10.Старовойтова Л.В. Цветок открывается.  Произведения для начинающих.- М.: Музыка, 2002.  - с. 24.
11.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4- изд., - М.: Гардарики,  2007.-  с. 185.
12. Старовойтова  Л.В.   Улыбнись, ты уже играешь…Занимательные уроки для начинающих пианистов   //  Интернет ресурс: www. gazetaigraem. ru
О. И. Попова, 2013 г.
г. Мыски



Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (02.02.2013)
Просмотров: 7231