Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Особенности работы с детским духовым оркестром


Особенности работы с детским духовым оркестром

Введение

 

Музыка духового оркестра - самый завораживающий и любимый вид искусства. Духовые оркестры в начальный период своего существования использовались, глав​ным образом, в войсках, для игры в похо​дах и участия в различных воинских ритуа​лах. В конце XVI века в России были обра​зованы регулярные войсковые части, в состав которых входили небольшие духовые оркестры ("хоры"), состоящие из малых флейт, гобоев, труб и малых барабанов. В начале XVII века в духовых оркестрах по​являются валторны и фаготы, а во второй половине XVII века вводятся большие флей​ты, кларнеты, бассеты, тромбоны, а также большие барабаны, тарелки, литавры и дру​гие ударные инструменты.

Духовые инструменты прошли сложный путь развития. На протяжении нескольких столетий они подвергались различным конструктивным усовершенствованиям.

Современный духовой оркестр сложился в результате длительной эволюции духовых ин​струментов и совершенствования его состава. В настоящее время духовые оркестры получи​ли широкое распространение в художествен​ной самодеятельности. Исполняя произведения классической и современной музыки, они со​действуют эстетическому воспитанию широ​ких масс во всех странах. Сила эмоциональною воздействия духовой музыки на человека проверена самой жизнью, практикой трудовых будней и бое​вых сражений. Способность ярко звучать вне помещений: на воздухе, на широких площа​дях, улицах, в парках придала деятельности духовых оркестров особую специфичность, демократическую направленность. Вся история развития духового оркестра и духовой музыки тесно связана с историей на​шего государства. Духовая музыка стала носителем всего луч​шего, что было создано в области музыкаль​ной культуры. Одним из крупнейших ее дос​тижений является жанровое разнообразие и идейно-художеcтвенное богатство репертуара духовых оркестров. Особое место в нем зани​мает марш, вокруг которого группируются вес остальные жанры.

Марш - исторически исходная точка ста​новления духовой музыки, тот фундамент, на основе которого началось и продолжается се развитие. Музыка марша оказывает быстрое и концентрированное влияние на человека бла​годаря тому, что она вовлекает слушателя в организованное и коллективное "действие", де​лая его частицей этого "действия", тем самым вводя в образную систему произведения.

В исполнении духового оркестра великолеп​но звучат танцы: полька, мазурка, народные танцы. Концертная духовая музыка развива​ется главным образом в жанрах, связанных с принципами программной музыки: сюиты, рапсодии, фантазии, увертюры.

Но как жаль, что духовых оркестров становится всё меньше. Демографическая обстановка, экономические проблемы - всё это в той или иной степени повлияло на то, что родители меньше стали уделять внимание художественно – музыкальному воспитанию детей. Хотя последние несколько лет в обществе наблюдается тенденция к росту интереса к школам искусств. Проблема ещё и в том, что очень мало молодёжи решают связать свою жизнь с музыкой на профессиональном уровне, и, тем более, работать в детских школах искусств.

.I.​ Методика репетиционной работы с оркестром

Специфика духового оркестра такова, что каждый ребёнок чувствует свою важность и нужность в коллективе. Не все дети могут быть исполнителями солистами в ряде различных причин, но каждый ребёнок- духовик обязан стать оркестровым музыкантом. Подготовка к игре в оркестре занимает достаточное количество времени, так как ребёнок должен почувствовать, что значит играть не одному и быть солистом, а уметь слушать товарища. Конечно, на уроках специальности в классе духовых инструментов происходит такое обучение игре в ансамбле, когда ребёнок работает с концертмейстером, он учится слушать аккомпанемент, интонацию, но всё равно он солист и ведущая партия его.

В оркестре всё происходит по - другому.  Ученик чётко должен слышать, где солирует его группа, а где группа других инструментов. В процессе работы над музыкальными произведениями ученики должны приобрести следующие знания и навыки:

1)​ научиться слышать музыку, исполняемую оркестром в целом и отдельными группами инструментов, различать звучание темы, подголосков, сопровождения;

2)​ выполнять свою партию, руководствуясь требованиями дирижера, понимать его ритмические и динамические жесты;

3)​ аккомпанировать солистам, хору;

4)​ применять в оркестре музыкально-исполнительские навыки, полученные на занятиях по специальности;

5)​  научиться читать с листа.

     Занятия в оркестровом классе преследуют, как правило, учебные цели. Конечно, важную роль в этом играет дирижёр. Важнейшей его задачей является воспитание сознательной, творческой дисциплины в коллективе, без которой невозможно достичь успеха в работе и высокого уровня художественного исполнения. Руководитель оркестра, который должен предельно внимательно относиться к звуковедению оркестра, интонированию, ритмическим, штриховым рисункам, динамическим оттенкам и агогике. Каждый руководитель обязан знать специфику, строй, диапазон инструментов духового оркестра. А так же выразительные возможности и способы звукоизвлечения инструментов его оркестра.

Репетиция начинается с общей настройки инструментов. Для этого используется инструмент, настроенный под камертон, обычно - это рояль. В своей практике мы так же пользуемся тюнером.

Инструменты оркестра настраиваются под ноту «си-бемоль» натурального звукоряда. В духовом оркестре инструменты в основном транспонирующие. Это означает, что при настройке кларнеты, трубы, баритоны, саксофоны-тенора, тенора будут играть ноту «до»; альты, саксофоны-альты – ноту «соль»; валторны – ноту «фа»; флейты, тромбоны и басы – ноту «си-бемоль». Настройка происходит с начала по инструментам, потом по группам и, наконец, весь оркестр.

После настройки оркестра обязательное разыгрывание - это гамма. Сначала целыми нотами, половинными, четвертными в разных штриховых комбинациях, восьмыми и шестнадцатыми так же в разных штриховых и ритмических комбинациях, затем арпеджио в таком же порядке. В настоящее время очень часто можно встретить произведения на основе гамм, такие как: «Гамма-джаз», «Гамма-вальс» и т. д. Это не большие легкие в исполнении произведения, помогающие ребятам отрабатывать интонацию и ровность звучания.

После этого упражнения на разные динамические оттенки, работаем по школе оркестровой игры В. М. Блажевича. Ребятам очень нравятся эти упражнения, так как в основу их взяты произведения классических и джазовых композиторов разных времён. Есть любимые упражнения, которые они играют с наибольшим удовольствием.

После разыгрывания переходим к основной части репетиции. Ещё в начале учебного года определяются основные произведения репертуара, над которым предстоит работать оркестру. К началу непосредственной работы над пьесой педагог знакомит учащихся с краткой биографией композитора, который ее создал, характером его творчества. Более подробно нужно остановиться на художественном материале, который должен быть выполнен. Такая вводная беседа систематизирует эстетические представление детей, расширяет их кругозор. Руководитель оркестра должен раскрыть содержание музыкального произведения и характер его основных тем, обратить внимание на форму, предупредить о возможных трудностях, наметить пути их преодоления.

Работа происходит поэтапно:

1)​ разбор произведения;

2)​ работа с отдельными группами;

3)​ работа по цифрам;

4)​ работа над штрихами и нюансами.

Это основные этапы работы. Помимо этого работа над интонацией, над синхронностью исполняемых штрихов, звукоизвлечением, дыханием и звуковедением.

Когда отрабатываются произведения, которые находятся в стадии завершения работы над ними, переходим к читке с листа. Это позволяет отрабатывать навыки читки, улучшает внимание, реакцию ребёнка. И завершающий этап – это повтор произведений из репертуара, которые больше всего нравятся ребятам.

Огромную роль в работе оркестровых музыкантов имеют самостоятельные занятия, разучивание партий. Работа над оркестровыми трудностями носит индивидуальный характер, и проводится самостоятельно, либо с помощью педагога по специальности. Эти занятия имеют неоценимую роль в процессе подготовки музыканта духовика.

Чтобы добиться эффективных результатов дирижёр, как мы уже говорили, очень хорошо должен знать инструменты оркестра, специфику каждого инструмента, но кроме этого он должен уметь чётко донести до каждого оркестранта поставленные задачи, чётко выполнять свои указания. Сыгранность, т. е. слаженность групп первых и вторых голосов, стройность ее звучания, чувство ансамбля (умение слышать друг друга в совместном исполнении) и, наконец, умение «понимать руку» дирижера и правильно реагировать на его указания - все это предопределяет полноценную работу коллектива в целом.

Концерт - это логическое завершение учебного процесса, подведение итогов проделанной работы. Праздник для всего коллектива, и вместе с тем экзамен на творческую зрелость. Успех которого зависит от каждого члена коллектива и также совместное взаимодействие дирижёра со своим оркестром. Концертные выступления помогают сблизить коллектив, обострить чувство внимания, взаимопонимания, помогают ребятам сдружится.

II.​ Задачи руководителя детского духового оркестра

Руководитель детского духового оркестра, прежде всего, должен быть педагогом. Одной из основных его задач является воспитание сознательного, творческого коллектива, дисциплины, без которой невозможно достичь успеха в работе и высокого уровня художественного исполнения.

На репетициях оркестра основное внимание руководителя должно быть сосредоточено в работе над чистотой интонации оркестрового звучания. Преподаватель должен добиваться выполнения единого ритма в оркестре, воспроизведение учащимися одинаковых штрихов и динамических оттенков, стремиться к использованию единой аппликатуры и позиций, работа над техникой должна быть подчинена достижению выразительности передачи музыкальных произведений.

 Руководитель детского духового оркестра должен лаконично рассказать детям о композиторе, ознакомить их с темой, идеей, формой и стилем пьесы, которую предлагает изучить.

    Одним из важнейших условий постепенного усвоения учащимися навыков оркестрового исполнения является работа с отдельными группами инструментов. На групповых занятиях у преподавателя есть возможность тщательнее поработать с каждым учеником над интонацией, штрихами и динамикой, выявить проблемы и указать пути их решения. Полезно также заниматься с небольшими группами учеников, которые выполняют в оркестре ведущие партии. Руководитель оркестра должен выполнять не только педагогическую функцию, которая включает в себя образовательный процесс и воспитательный. Он обязан быть примером для своих воспитанников, как в профессиональном, так и в личном плане. Создавать комфортную атмосферу вокруг себя. Дирижер детского духового оркестра в своем коллективе создает условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, выполняя функции классного руководителя.

    В течение срока обучения педагог должен держать тесный контакт с родителями, организовывать родительские собрания, общаться после ежегодных отчетных концертов, совместно решать проблемы, возникающие в процессе обучения, непременно сообщать семьям учеников об их успехах и достижениях, мелкие недоразумения преодолевать, если это возможно, с помощью самих учеников и коллег-педагогов. В глазах учащихся такой подход к делу только усилит авторитет руководителя оркестра, и непременно положительно отразится на работе коллектива.

     Сотрудничество с преподавателями по специальности является залогом успешной работы детского творческого коллектива в школе искусств. Они помогают руководителю оркестра совершеннее изучить оркестровые партии, решить проблемы с аппликатурой.

III.​ Использование информационно-компьютерных технологий

Наличие информационно-компьютерных технологий в оркестровом классе и определенных навыков у руководителя детского духового оркестра поможет работать гораздо эффективнее. Компьютер, в сочетании с нужной музыканту периферией и программным обеспечением - это камертон, метроном, цифровой магнитофон, проигрыватель CD, DVD аудио и видеодисков, иллюстратор-исполнитель на любых инструментах, виртуальный электронный духовой оркестр, многотомная нотная библиотека, учетчик оркестрового имущества и журнал посещения занятий одновременно. И это далеко не полный перечень возможностей, потребностей и задач, удовлетворить и воплотить в жизнь которые помогают прогрессивному педагогу-музыканту информационно-компьютерные технологии.

Реальную помощь в работе руководителя детского духового оркестра могут оказать профессиональные нотные редакторы для набора нотного текста. Из всего их многообразия первенство сегодня удерживают две программы: Sibelius и Finale. Первая из них, по мнению большинства специалистов, несколько проще в освоении; вторая - не такая привлекательная на начальных стадиях работы, однако открывает значительно большие возможности в работе с нотной графикой.

Программы Finale американской фирмы музыкального программирования Coda Music рассчитаны на использование в операционных системах Windows, Linux, Macintosh.

Нотный редактор Finale позволяет набирать текст (как нотами, так и буквами), изменять его, копировать, перемещать части, форматировать и выдавать в печать (на принтер или типографскую машину), воспроизводить набранный нотный текст любого уровня сложности. Каждый музыкальный инструмент электронной партитуры прозвучит тембром, более или менее похожим в инструмент-оригинал. Тембр, тональность и темп выполнения пользователь может свободно менять. В Finale заложены возможности альтернативной нотации гитарной, цифровой и другой, так называемой, tabulature. Текст, набранный в Finale, можно использовать как иллюстративный материал в других текстовых и графических редакторах.

Сегодня значительное количество нотного материала для оркестра духовых и ударных инструментов попадает в интернет, также набрана в Finale что позволяет, используя программу, корректировать текст, автоматически распечатывать партии, если это партитура, даже делать клавир (хотя по мнению подавляющего большинства специалистов, создание клавира должно быть процессом творческим, а не техническим).

Такие программы компьютерной нотации крайне необходимы аранжировщику, дирижеру, руководителю оркестра, в конце концов - любому музыканту, привыкших выражать и воспринимать музыкальные сообщение с помощью нотной записи. Овладев ими, руководитель оркестра сможет качественно и гораздо эффективнее делать аранжировки, оркестровки, переводы и транскрипции для своего оркестра.

Заключение

Работа с духовым оркестром – это увлекательный творческий процесс, который при грамотной постановке, приносит чувство глубокого удовлетворения всем его участникам: руководителю, оркестрантам и, конечно же, публике. Ведь только слушатели могут по достоинству оценить качество проделанной работы коллектива и дирижёра.

Список используемой литературы:

1. Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра. - М.: Музгиз, 1979.

2. Петров Р. Школа коллективной игры для духового оркестра. – Ташкент,2004.

3. Васильев Э. Зирянов Я. Курс начальной игры в духовом оркестре. - Киев: Музична Украiна.

4.Терлецкий М. Методика работы с духовым оркестром.- Ровно:2000.

5. Волков Н. В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М., 2002.

6. Нежинский О. Детский духовой оркестр.-1989.М,1989.

7. Белунцов В. Компьютер для музыканта / В. Белунцов, Самоучитель – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.: ил.

8. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия ПК / В. П. Леонтьев 2002 – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 920 с.: ил.

9. Сушкевич Н. С. Информационные технологии в системе музы​кального образования: проблемы методического и программно-техни​ческого обеспечения: Монография. – Мн., 2002.

Мельник В. А., Мельник Н. П., 2015 г.,

Дятьково




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (12.10.2015)
Просмотров: 1704