Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Организация работы над упражнениями и этюдами


Организация работы ученика над упражнениями и  этюдами   

     Работа над упражнениями необходима для двигательно-технического развития ученика.  Игра упражнений позволяет обращать внимание на ловкость, точность, беглость движений  и на выполнение простейших красочных заданий: ровного звучания, усилений, ослаблений, звуковых контрастов. Упражнения могут помогать также   выработке устойчивой ритмики и усвоению основных приемов педализации; посредством упражнений  вырабатывается и техническая выносливость. Игра гамм, арпеджио, аккордов не только двигает вперед технику, но и помогает развитию музыкально-теоретических преставлений и свободной ориентировке на клавиатуре. А.Б.Гольденвейзер в своей книге «Мастера советской пианистической школы» писал: «В старину для каждого исполнителя считалось необходимым хорошее  владение  гаммами и арпеджио. Потом был период, когда это было совершенно заброшено. Отрицание этих упражнений я считаю большим заблуждением. Музыкант-педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами и арпеджио, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и романтиков, вынужден учить эти пассажи каждый раз  как частный случай. А для тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными...».
     Несмотря на тщательное проведение начального периода обучения, у многих обучающихся через  некоторое время  появляются различные двигательные дефекты. Причин несколько. Первая причина: педагог успокаивается на достигнутых в начале обучения результатах и перестает обращать достаточное внимание на игровые движения ученика. Вторая причина состоит в том, что педагоги далеко не всегда умеют наладить  самостоятельную работу ученика над нотным текстом, аппликатурой, ритмикой. В данной ситуации необходимо усилить работу над качеством звучания, параллельно исправляя и движения. Надо пройти с учеником  в медленном темпе несколько совсем для него не трудных этюдов для того, чтобы сконцентрировать внимание на звучании и движении. Очень часто  такие замечания, как: «не тряси рукой», « не поднимай запястье», « не скрючивай пятый палец», «не заваливай первый палец» и т.д., обычно не дает положительных результатов. Поэтому необходимо прибегнуть к некоторым  специальным упражнениям для устранения двигательных дефектов.

    1.Н е п р е р ы в н а я  п р и п о д н я т о с т ь  п л е ч е в о г о  п о я с а .                              
В этом случае полезно играть несложное пятипальцевое упражнение, то приподнимая, то опуская плечевой пояс.
2.И н е р т н о е,  п а с с и в н о   в и с я щ е е  и л и   с к о в а н н о е  п л е ч о.
Ученику в данной ситуации нужно сидеть  дальше от инструмента, что повышает активность плеча. Полезно играть упражнения на далекие  скачки,переносы.
                                                                                                                                  
    3 Т р я с к а    р у к и – н е у с т о й ч и в о с т ь   з а п я с т ь я  п р и   и г р е      л е г а т о.
     а)  вернуться к начальным упражнениям для выработки легато: короткие линии на одном движении руки;
     б) проработать несколько упражнений с выдержанными клавишами, например: 1-й и 4-й пальцы удерживают клавиши, а 2-й. 3-й и 5-й играют какую-либо фигуру. Существует другое упражнение:   все пять пальцев ложатся на клавиши , но не углубляют их. Затем каждый  палец несколько раз углубляет свою клавишу, извлекая, без лишнего напряжения, посильный звук. Остальные пальцы по возможности не должны делать при этом никаких движений. Нельзя торопливо  извлекать повторные звуки, а нужно вслушиваться в каждый из них. Данное  упражнение  способствует развитию  управляемости и независимости пальцев;
      в) на время отказаться от  «опертой» игры и исполнять быстрые линии не глубоким, а легким легато;

    4. С к о в а н н о с т ь   к и с т и,   ч р е з м е р н о   в ы с о к о е   и л и  ч р е з м е р н о   н и з к о е   п о л о ж е н и е   з а п я с т ь я.
      а)  играть   небыструю трель, все время то плавно поднимая, то плавно опуская запястье;
      б) связно играть  широкие фигуры  для данной руки. Эти фигуры  без гибких движений  кисти и без перемещения запястья и локтя неисполнимы;
       в)  работать над кистевым стаккато ( на терциях, на секстах);

5. Н е д о р а з в и т о с т ь    п р о н а ц и о н н о-с у п и н а ц и о н н ы х  д в и ж е н и й  п р е д п л е ч ь я.
  Хотелось бы  несколько подробнее остановиться на этом разделе. Что такое  пронация и супинация? Прежде всего это вращение предплечья вокруг собственной продольной оси без его перемещения. Пронация – вращение внутрь, супинация – вращение кнаружи. При игре на рояле пронация предплечья приближает к клавиатуре  1-й палец и удаляет  5-й, а супинация удаляет  1-й  и приближает 5-й. Недоразвитость этих движений мешает при исполнении кантилены и  быстрых  зигзагообразных фигур. Поэтому полезно:
     а) проделывать быстрые пронационно-супинационные движения вне клавиатуры;
     б) применять их при игре ломаных терций, секст и т.д.
Для развития пронационно-супинационных движений могут быть использованы упражнения из 2 раздела «Подготовительные упражнения» Е.Ф.Гнесиной.

      6. С у п и н и р о в а н н о е   п о л о ж е н и е   п р е д п л е ч ь я .
В этих случаях рука как бы валится на 5-й палец. Помогут упражнения при  преувеличенно отведенном локте и преувеличенно пронированном предплечьи.

      7. Н е у с т о й ч и в о с т ь  2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в  пястно-фаланговых суставах.
     Этот дефект часто называют «продавливанием косточек». Для исправления дефекта нужно играть  портаменто одним пальцем, преувеличенно круто ставя палец, а также пятипальцевое упражнение с поддержкой ладони снизу  указательным  пальцем другой руки.
                                     
     8. Н е у с т о й ч и в о с т ь  2-го, 3-го, 4-го, 5-го   пальцев  в концевых суставах.
Этот дефект называют  « продавливанием кончиков пальцев». Здесь необПрименяется упражнение на скольжение: два пальца ставятся на интервал секунды, терции или кварты, а затем производится скольжение  «от себя» и  « к себе» - при сохранении неизменной формы пальцев.

     9. Н е д о р а з в и т о с т ь движений пястной кости большого пальца. Пястная кость большого пальца – это та часть его, которая примыкает к запястью. Это пястная кость, обладающая значительной подвижностью, но при ее недоразвитости   затрудняется охват широких интервалов, а также игра арпеджио. Поэтому необходимо делать упражнения большим пальцем  вне инструмента, то приближая конец большого пальца  к основанию пятого, то предельно удаляя большой палец от остальных.

    10) Н а п р я ж е н н о с т ь  незанятого пятого пальца.
Излишняя напряженность приподнятого 5-го  пальца, или напряженность в сгибании в среднем и концевом суставах, отрицательно сказываются на работе  остальных пальцев. Л В.Н и к о л а е в  рекомендовал следующие упражнения:
      а) играть связные фигуры 3-м, 4-м,5-м пальцами;
     б) медленно играть связные фигуры 1-м, 2-м, 3-м, 4-м пальцами, стараясь держать 5-й палец у самой клавиши.

      11. Н а п р я ж е н н о с т ь незанятого большого пальца.
Иногда, большой палец, не занятый в игре, переходит в напряженное состояние ( подводится под ладонь или, наоборот, напряженно отводится). Л.В.Н и к о л а е в  предлагает играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м, 5-м пальцами и при этом выводить большой палец за пределы клавиатуры, свободно опуская его.

      12. З а п о з д а л о е   п р и п о д н я т и е  пальцев при игре легато.
В таком случае педагоги говорят, что у ученика «пальцы склеиваются». Причиной данного дефекта бывает чрезмерное давление на клавиатуру.
Для устранения этого дефекта К.Ч е р н и  предлагал играть  разными парами пальцев трель в посильно  быстром темпе и считал трель одним из основных технических упражнений.
     При изучении технических приемов выдающаяся французская пианистка      
 М а р г а р и т а  Л о н г    предлагала учитывать следующие моменты:
     1) упражнения играются без педали;
     2) не напрягать руку, утомившись отдохнуть или поменять тип упражнения;
     3) при работе в медленном темпе  форте или пиано палец погружается глубоко в клавишу;
    4) сосредоточить внимание не только на ударе пальцем, но и на его подъеме. Для того чтобы добиться легкости исполнения полезно в начале работы преувеличивать четкость артикуляции. Сила звука уменьшается при постепенном ускорении темпа.
    5) контролируйте большой, второй пальцы и не опрокидывайте руку к мизинцу, чтобы последний сохранял способность к собственному удару;
     6) постоянно нужно контролировать   гибкость руки. Она должна быть свободной от плеча до кисти. Не играть с поднятыми  «жесткими» плечами;
     7) работать в медленном темпе, постепенно ускоряя;
    8) считать, в упражнениях сильные доли являются точками опоры и исходящими точками разбега пальцев. А к ц е н т и р у й т е ! Четкость ритма способствует четкости пальцев.

      Хотелось бы несколько подробнее остановиться  на разделе  - пальцевые упражнения. Основная цель этого этапа – независимость и артикуляция пальцев. Для этой цели служат упражнения с задержанными нотами для пяти пальцев. Задержанные ноты, во-первых, организуют руку, придают ей  стабильность, во-вторых, приучают каждый палец  постепенно переходить от легкого нажима к сильному удару и, в-третьих, приучают пальцы к коллективной дисциплине, которая обеспечивает ровность механизма. В своей практике я использую следующие упражнения для укрепления «свода»: из положения квинты ( до-соль) задерживаем  1-ым пальцем ноту до, а 3-м,4-м,5-м пальцами, без напряжения в запястье и кисти, играем триоли; или другое упражнение из положения кварты  (до-фа) – задерживаем ноту «до», 4-м и 5-м пальцами играем  хроматическую группировку  5-й палец по белым клавишам, а 4-й – по черным. Эти упражнения  играем с одним условием: не используя  растяжение пальцев и контролируя свободу 2-ого и 3-его пальцев. В развитии двигательных навыков особое место занимает воспитание координации и самостоятельности обеих рук. 

     Е.Ф.Гнесина в «Подготовительных упражнениях» в качестве способа подготовки  к  легато  использует подмену пальцев для переноса опоры с одного на другой, точно  указывая  при этом на временную организацию движений. Большую роль в воспитании двигательных навыков играет владение временем, т.е. работа мышц ритмично чередуется с отдыхом.

     Рука освобождается после взятия звука на определенную долю времени. Очень полезно упражнение на опевание устойчивых ступеней в устойчивые.
     Данное упражнение можно играть  в разных тональностях, закрепляя теоретический материал. Маргарита Лонг считала, что работа над комплексом упражнений создает устойчивую и естественную руку.
     Большой палец, плотный и сильный, помогает перемещению руки вдоль клавиатуры, формируется стабильность мизинца, важного в аккордах и мелодических линиях. Безымянный  помогает устойчивости руки. Третий и второй пальцы уравниваются по силе, причем указательный палец становится, по мнению Лонг, «рулем, управляющим рукой». В сборнике «Фортепианная школа упражнений» большое внимание уделяется работе над указательным пальцем. Пассажи и арпеджио обычно не удаются  не из-за четвертого пальца, а вследствие недостатков указательного. Полезно поиграть какую-нибудь гамму, желательно с несколькими знаками, одним указательным пальцем разной динамикой. Палец растет на всю свою длину от косточки. Обязательно нужно контролировать свободу в локтевом суставе.
     Одновременно подключаем  упражнения на развитие аккордов, октав, скачков. Октавы всегда играем мягкой эластичной кистью и крепкими пальцами, причем артикулируем, поднимая собранную ладонь. Как в пятипальцевых упражнениях артикулирует каждый палец, так и в октавах как бы артикулируется кисть. Работа начинается с легких октав кистевым стаккато с несколько закругленными  и фиксированными вторым и третьим пальцами, что изолирует и укрепляет играющие первый и пятый пальцы. Мягкость и эластичность кисти, необходимая в легких октавах стаккато, полезна и в октавах форте. Полезно уметь играть октавы в прямом и в противоположном движении, а также обеими аппликатурами:

а) применяя пятый палец на черных клавишах;
б) применяя четвертый палец на черных клавишах.
       Очень важно уметь играть «ломаные» октавы – на гаммах, на арпеджио, а также уметь играть хроматические гаммы октавами легато.
       В работе над аккордами надо следить за  «включением и выключением»  веса руки. Здесь важно обращать внимание  на мышечное ощущение, возникающее в процессе  игры: умению  ощущать движение плеча, предплечья, кисти и пальцев. Нужно контролировать вес всей  руки,  предостерегать давление  на клавиатуру, особенно после того, как взят звук.
       В работе над аккордами могут помочь  и другие упражнения, сущность которых заключается  в проработке каждого звука в отдельности, в укреплении каждого пальца в широком расположении, а также позволяют развивать сразу комплекс навыков: вырабатывают независимость пальцев,
воспитывают  точность пальцевого удара, развивают крепость руки.
        При организации работы ученика над упражнениями следует иметь в виду следующие моменты:
     а) играть упражнения каждый день: эпизодическая работа над ними приносит мало пользы;
    б) ежедневные упражнения должны быть разнообразными, должны охватывать все виды технической фактуры, с упором на те разделы, в которых развитие техники данного ученика отстает;
     в) каждое упражнение должно через некоторое время заменяется   новым, по возможности более сложным. Основные  формулы следует играть разными способами;
      г) некоторые упражнения нужно уметь играть долго, без перерыва, развивая этим выносливость руки и пальцев;
      д) упражнения нужно играть красивым, красочным звуком, с разными
нюансами и штрихами;
      е) упражнения нужно играть очень ритмично.
Но одними упражнениями ограничиваться нельзя. Их естественным продолжением и развитием  должны быть этюды.

Рассмотрим этюды с первого по седьмой  части первой  Черни-Гермер.
Эти этюды, на мой взгляд, полезно играть на начальном этапе:
      а) отдельными руками, причем только 16-тые и начинать желательно 2-ой
 этюд, так как левая рука  играет хуже именно потому, что ее труднее вести и контролировать слухом;
      б)  изменение штриха, прорабатывая связные линии пальцевым стаккато, с некоторой  вибрацией кисти и всей руки. При этом  достигается: отчетливое слышание каждого отдельного звука; контакт пальца с клавишами; повышается четкость и самостоятельность работы каждого пальца; устраняется излишнее давление руки на клавиатуру. Данный прием полезен при наличии у ученика слабых пальцев и при тенденции к «склейкам»;
      в)  прорабатывать связные линии штрихом  портаменто, так как пальцевое стаккато может привести у малоподвинутых учеников к лишней напряженности руки;
      г) для развития двигательной смелости полезна замедленная игра с высоким замахом каждого пальца;
   д) для повышения рельефности мышечных ощущений полезно проигрывать  рисунок выпрямленными пальцами;
      е) для цепкости кончиков полезно  играть цепляющим стаккато, подбирая концы пальцев, или приемом  скользящим стаккато, подбирая весь палец под ладонь.
Для укрепления мышц спины и хорошей опоры  полезно играть эти этюды в разных регистрах, тональностях и желательно на расстоянии 2-х октав, изменяя метроритмику и окраску.                                                                  

      Рассмотрим этюд 28.
     Главное в этом этюде контролировать плавный, без толчка руки, переход к фа диез. Ученикам я предлагаю самостоятельно  придумать упражнения  для 1-го пальца, который не должен заваливать руку. Все пальцы выстраивают прямую линию. Ученица Лешетицкого  -Мария  Уншульд  Меласфельд предлагала для опертости звука  играть в медленном темпе с придавливанием клавиши после извлечения звука, но это можно делать не на каждом звуке, а лишь на более слабых пальцах. Как раз этом прием поможет во второй части данного этюда.
     Рассмотрим следующий этюд Черни ор. 740 13 В-dur.
У ученицы не удавались арпеджированные аккорды, которые комкались, не исполнялись в строго последовательном порядке каждого аккорда, сильно выделялась верхняя нота аккорда в левой руке  первым пальцем. Ученица  много раз повторяла эти аккорды, но качество исполнения не улучшалось. Тогда мы придумали упражнение: «проговаривание» каждого из этих  аккордов, то есть последовательно производя в темп на каком-либо слоге все звуки аккорда. После этого аккорды начали получаться, потому что ученица  получила  четкое и ясное представление о задаче. Далее предлагались различные упражнения на репетиции 1-ого и 5-ого пальцев.
     Очень важны в работе повторения, без которых не может образоваться технический навык. Но бессмысленное и бесцельное многократное повторение не может идти в сравнение с  «ищущим» повторением.
     Справедливы слова Бузони: «Не путем   многократного повторения  трудностей, а путем  испытания проблемы может удастся ее разрешение».
    Огромное значение для качества технической работы ученика имеет установка уверенности, убежденность в возможности преодолеть затруднения, вера в свои силы, ибо технические возможности у большинства учащихся  гораздо выше того, что они  умеют делать. В заключении хотелось сказать словами Маргариты Лонг: «В фортепианной игре, как и в других областях художественной деятельности, никто не может обольщаться тем, что он обладает абсолютной истиной. Каждый исповедует собственную истину, то есть совокупность принципов, которых он придерживается».

Литература:

1. Г.Г.Н е й г а у з   -  «Об искусстве фортепианной игры»  1989г.
2. Л.А.Б а р е н б о й м  -  «Фортепианная педагогика»   1937г.
3. С. С а в ш и н с к и й  -  «Пианист и его работа»   1961г.
4. А.П.Ш а п о в   -  «Фортепианная педагогика»  1960г.
5. Е.М.Т и м а к и н  -  «Воспитание пианиста»   1989г.
6. К.А.М а р т и н с е н  - «Индивидуальная фортепианная техника»  1966г.
7. А.А.Н и к о л а е в  -  «Очерки по методике обучения игре на Фортепиано»   1950г.
8. М а р г а р и т а  Л о н г  -  «Фортепианная школа упражнений»  1963г.


                                                          Осипова Г.Х.
                                                          Санкт-Петербург, 2011 г.

                                                                       



Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (20.04.2013)
Просмотров: 3466