Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Организация домашних занятий


Организация домашних занятий

Методические рекомендации юному музыканту

 

Введение

Первые шаги юного музыканта. Какие они? У одного - уверенная поступь, у другого - робкие шаги с оглядкой. Каков будет в дальнейшем путь в освоении музыкальных вершин - зависит, в первую очередь, от правильной организации домашних занятий, Правильно организованные домашние занятия не только повышают эффективность образовательного процесса музыкального развития, но и являются причиной дополнительной само мотивацией ребенка к обучению.

Конечно, педагог обязательно проводит беседы с учеником и родителем о том, как организовать дома рабочее место, как правильно заниматься, проводит показательные репетиции домашних занятий на уроке. Но...

Как часто слышишь: "забыл", "упустил из внимания", "не услышал", "помешали жизненные обстоятельства" и т.д. Результат - в пустую потраченные силы и время педагога - ученика - родителя.

Было принято решение – составить «рекомендации ученику» и вручать их каждому вновь поступившему в класс юному музыканту. Мной разработана данная «памятка музыканту», текст которой представляю ниже.

ТВОИ ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ

Домашние занятия - это закрепление знаний и навыков, полученных на уроке.

Для организации домашних занятий полезно использовать Режим Дня, который должен составляться в соответствии со способностями и возрастом ученика.

Вот несколько важных правил организации домашних занятий:

Рациональная организация рабочего места. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Свет должен падать из-за спины. Чистые руки, свежая голова. Опрятность, хорошее состояние инструмента (инструмент хранить в чехле). Бережное отношение к нотам.

Занятия проводить ежедневно и, по возможности, в одно и то же время. Малышам целесообразно заниматься два раза в день, второй раз в присутствии родителей.

Порядок выполнения домашних заданий:

Первое: каждодневно проигрывать комплекс упражнений, различных по назначению (например, гаммы, упражнения на различные виды техники, а также отдельные трудные пассажи из намеченных к изучению пьес)

Второе: Открыть дневник и изучить требования (задания), записанные
учителем.

Третье: Работа над домашним заданием - выполнять по пунктам, записанным в дневнике. Отдельно проработать трудные места, которые не получаются или получаются с трудом. Исправляй ошибки. Трудный музыкальный отрезок следует внимательно повторить в медленном темпе по нотам не менее 10 раз (а может и больше), пока данный отрезок не станет для тебя привычным и легким.

Если требуется выучить наизусть - несколько раз внимательно по нотам «пройди» (сыграй) весь текст, затем один раз сыграй без нот (а не наоборот) – и так несколько раз.

Если требуется увеличить, ускорить темп - сыграй текст несколько раз внимательно и очень медленно и как бы тяжело, запоминая исполнение каждого пальца левой руки, затем один раз сыграй без нот, легко, как можно быстрее и стремительнее (а не наоборот) - и так несколько раз.

Четвертое: Анализируй свои домашние занятия, и если возникают вопросы, то записывай в тетрадь и в классе, с учителем, их разрешай.

Пятое: «Выступление» - проверь «свою работу» - сыграй заданное произведение родителям (друзьям и т.д.) или представь, что выступаешь в большом зале, перед аудиторией (в классе перед учителем и т.д.) - оцени свою игру. Подходят ли к ней эпитеты: красиво, здорово, классно и т.д. Самое главное - твое исполнение должно нравиться тебе. Чем больше тренируешь пальцы - тем лучше получаются произведения (независимо от стиля и жанра).

После занятий убрать нотную литературу в папку. Протереть струны, инструмент положить в чехол.

Дальнейшее совершенствование мастерства:

1) Необходимо, для поддержания и совершенствования техники каждодневно проигрывать комплекс упражнений, различных по назначению (например, гаммы, упражнения на виды техники, а также отдельные трудные пассажи из намеченных к изучению пьес).

2) Разнообразить свой репертуар пьесами разных стилей, эпох и жанров.

3) Больше играть в обществе, чтобы развить самообладание и привычку подчинять себе аудиторию и изжить часто наблюдаемое у начинающих волнение.

4) Исполнять исключительно художественный материал.

5) Непрерывно пополнять свой музыкальный багаж, посещая оперы, концерты, слушая радиопередачи и отмечая при этом те пьесы, которые могли бы быть переложенными на гитару. При этом помнить мудрый совет, что «…на надо играть те пьесы, которые способны ее возвысить…».

6) Желательно изучить основы гармонии и историю музыки, так как это разовьет его кругозор; а если у него имеются к тому же творческие данные, то при этих условиях его способности могут быть наилучшим образом направлены и применены. Стараться увеличить свой репертуар путем переложения различных музыкальных, пьес, начиная с более легких и кончая более трудными.

При выступлениях необходимо считаться с акустическими условиями помещения; начинать программу с менее трудных пьес, помнить, что при концертном исполнении трудность исполняемых пьес должна соответствовать
имеющемуся уровню технических навыков, а лучше — быть даже несколько ниже его.

Уделять внимание совместной игре — в оркестре, в ансамбле (в том числе и с другими инструментами).

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ МУЗЫКАНТАМ

Самое продуктивное время занятий дома – утро. Свежие силы способствуют развитию техники и разучиванию произведений.

Самые лучшие условия — это когда учащийся занимается в отдельной комнате, и никто ему не мешает.

Главное в занятиях — умение заставить себя сосредоточиться. Все внимание должно быть подчинено разучиванию нового произведения либо работе над произведением, куда входят ритм, динамика, звукоизвлечение, различные приемы и так далее.

Проигрывание гамм, арпеджио, этюдов — все это требует огромных усилий и большого внимания.

Работая дома самостоятельно, ученик является учеником и педагогом одновременно; он должен быть беспощаден к себе и самокритичен. Нельзя успокаиваться на достигнутом, надо искать пути к дальнейшему развитию. При такой системе работы можно очень много сделать за довольно короткое время — три-четыре часа. При рассеянном внимании можно работать и восемь, десять часов в сутки, а пользы будет меньше, да и к тому же будет переутомлено внимание.
Таким образом, внимание и умение сосредоточиться — это самое главное.

Планировать занятия ежедневно нужно так, чтобы не было однообразия. Например, в первый день начинать с гамм, упражнений, этюдов, а на следующий день начинать с этюдов или разучивания новых произведений. Вариантов здесь может быть сколько угодно.

Ни в коем случае не играть очень долго однообразные гаммы или пассажи; это может привести к переутомлению мышц, а затем и к профессиональному заболеванию.

Учащийся дома привыкает к своему месту, ко всему, что его окружает во время занятий. Но стоит прийти ему на урок к педагогу, он начинает волноваться, у него рассеивается внимание, и когда он проигрывает педагогу заданный урок, то получается гораздо хуже, чем дома.

Есть два рода волнения. Актеры именуют их «волнение в образе» и «волнение вне образа». Первое—это такое состояние, когда исполнитель взволнован чувствами и мыслями того, кого он играет.

Волнение «вне образа» имеет место тогда, когда исполнитель волнуется за себя, за то впечатление, какое он произведет на зрителей или слушателей, за то, как выйдет у него какое-либо трудное место или пассаж. Против такого волнения восставал Станиславский.

Когда все в музыкальном произведении выучено до мельчайших тонкостей: пассажи, кантилена, всевозможные приемы, оттенки, динамика, ритм, агогические оттенки, исполнитель сосредоточен, тогда он чувствует свободу и уверенность.

Ко всему сказанному следует добавить, что мастерство приобретается не только большим трудом и выступлениями перед публикой, но и всесторонним развитием интеллекта; надо читать много художественной литературы, посещать концерты солистов-музыкантов, симфонические концерты, театры, слушать граммофонные пластинки и магнитофонные записи, уметь из всего извлекать для себя большую пользу — учиться у больших мастеров большому Искусству.

Заключение

Опыт показывает, что методика выдачи данной «Рекомендации» в помощь родителю и ученику работает замечательно.

Во-первых, дома можно не спеша изучить и вникнуть в особенности музыкальных занятий в домашних условиях, расставить приоритеты, грамотно организовать время и рабочее место.

Во-вторых, большая категория категория родителей, а также и учеников, воспринимают письменный материал лучше и серьезнее, нежели словесные и практические рекомендации педагога.

Во-вторых, полностью исключается возможность высказываний типа: «забыл», «не знал», «не успел» и т.п. Полученная от педагога «памятка» является, своего рода, неформальным договором, при соблюдении которой успешность и эффективность образовательного процесса гарантируется.

Используемые материалы:

А. Александров «Школа игры на трехструнной домре»

В. Чунин «Школа игры на трехструнной домре»

Е. Ларичев «Школа игры на шестиструнной гитаре»

А. Иванов – Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»

В.И. Петрушин «Музыкальная психология».

Ю. Кузин «Азбука гитариста»

Геворгян Е.

2015 г.




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (18.10.2015)
Просмотров: 927