Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Образы моря в литературе, живописи, музыке


Образы моря в литературе, живописи и музыке
Урок музыкальной литературы в 6 классе 

Цель:  ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а)  образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, перед вами – картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
˂слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. ˂слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами).  Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?
Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. - Свободная стихия
Л. -˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃
Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. – Олицетворением ˂слайд №9˃
Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?
Д. - Романтизм. ˂слайд №11˃И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет  значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂слайд №12˃Назовите их
Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая˂слайд №13˃
Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник  не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂слайд №14˃Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли…   
Д -  маринистами.
Х. -  можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. - это художник Айвазовский.
Х. - ˂слайд №15˃Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии.  Русские вельможи  наперебой заказывали ему картины.   Знакомство и дружба с Пушкиным  наложили  отпечаток   на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание  поэзии и музыки  выплеснулось в живописи   великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве.  Мы сейчас будем знакомиться с его работами и анализировать их. Но у живописи свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их.                                                         
Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃
Х. - Давайте  вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.
(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃,  «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).                                                                  
Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах  художник хотел передать:  мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе.  И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.                    
Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) - к литературе
М. - а произведение живописи?
Д. - к изобразительному искусству
 М. - симфоническое произведение?
Д. - к музыке
М. -  из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". ˂слайд №21˃Николай Андреевич  Римский-Корсаков  в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими  и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М.- Шехеразада - героиня каких сказок?
Д. - восточных
М. - Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃
Д. - "1001 ночь"
М. -  ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада  -  жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?
Д. - тиран.
М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М.- Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?
Д. - мощное звучание
М. -  соло или оркестровое tutti?
Д. - tutti
М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?
Д. - медные духовые
М. - регистр темы
Д. - низкий и средний
˂слайд №24˃Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых  и реальных  результатов.
Если обобщить всё, вами сказанное, то получится такая таблица ˂слайд №25˃, из которой понятно, что образы Моря и Султана охарактеризованы почти аналогичными средствами.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий  художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.
-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?
Д. - о близости характеров
М.-Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?
Д. - чтобы указать на тождество их
М. -Почему?  Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.  
М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.  
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. - Смиренный парус рыбарей,
       Твоею прихотью хранимый,
      Скользит отважно средь зыбей:
      Но ты взыграл, неодолимый,-
      И стая тонет кораблей.
Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шехеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
 Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Внимательно анализировали репродукции, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин).
Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.

Домашнее задание:  выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «К морю». Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

Использованные материалы

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.
2.  Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. -  Москва: Просвещение, 1973.
3. Альбом  Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.
4. Кандинский А.И., Орлова Е.М.  Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.
5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва:  Музыка, 1984.
Интернет-ресурсы
http://www.peoples.ru/art/painter/aivazovskiy/aivazovskiy_ivan.jpg
 http://img.labirint.ru/images/news/5541_1281090358.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-Mtsyri/0002-002-Skhodstvo-M.JU.-Lermontova-i-ego-geroja-Mtsyri.png
http://www.stihi.ru/pics/2012/12/01/9948.jpg
http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=3/38/Zhukovsky_1815.jpg/800px-Zhukovsky_1815.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/187/48187205_GYUGO.jpg
http://bookerslive.ru/wp-content/uploads/-182878_35036337.jpg
http://www.livejournal.ru/static/files/themes/quote/11880_g01.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/474/24474617_photo64.jpg
http://gorodlip.ru/klient/ecology/31o1+.jpg
http://www.proza.ru/pics/2009/03/11/431.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/673/46673951_1248380293_00044149.jpg
http://ajvazovskyj.ucoz.com/_ph/1/914766058.jpg
http://vse-skazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/a/arabskie/Racckaz_ob_Ync-al_2.jpg
http://newshot.ru/uploads/posts/2012-02/1329830650_noch.jpg
http://100oper.ru/wp-content/uploads/2012/07/rimsky-korsakov.jpg
http://900igr.net/datai/geografija/Iskusstvo-Armenii/0006-005-ZHivopis-i-skulptura.jpg
http://www.tarihnotlari.com/wp-content/uploads/2011/10/Dokuzuncu-Dalga.jpg
http://www.artrussia.ru/pic_w/w079_400.jpg
 http://cs4409.userapi.com/u67083590/-7/x_6883ebfb.jpg
  http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=83091257-12-72&n=21



Рахимова Римма Рашидовна,
учитель литературы,
Ковалёва Светлана Анатольевна,
преподаватель  ИЗО,
Кузнецова  Марина Геннадьевна,
преподаватель теории музыки.
г. Караганда
2013




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (22.02.2013)
Просмотров: 2609