Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Нотная грамота (метод проектов)


Проект: «Нотная грамота. В школу мы идти должны, ноты тоже там нужны»

     Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.
     Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» (метод проектов).   Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
     «…Дети любят искать сами, сами находить. В этом их сила», -  писал А. Энштейн, а «…творчество – разновидность поисковой активности», - утверждал В.С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал К.Н. Вентцель.  
     Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
«…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Ф.А. Дистервег).
     Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
     Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.
     Для людей творчески одаренных чрезвычайно важен сам поиск нового, он нередко приносит гораздо больше удовольствия, чем достигнутый в итого творчества результат.
      Для истинного творца созидание ради созидания является оптимальной формой реализации его поисковой активности. А поэтому, с точки зрения психологии, не имеет значения, чем занимается творец: изучает движение небесных тел или законы развития животных организмов, пишет картины или музыку, играет на виолончели или дирижирует оркестром.

Проект
Вид: творческий.
Участники: музыкальный руководитель и дети.
Возраст: 6-7- лет, группа раннего эстетического развития.
Срок реализации: 1 месяц.
Название проекта: «Нотная грамота».
Цель проекта: приобщение дошкольников к классической музыке, знакомство с музыкальной грамотой.

Музыкальный руководитель призван помочь детям войти в мир музыки, понять ее законы, приобщиться к ее таинствам, развивая тем самым мышление и память, что поможет им в школе.
«Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух. Но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства» (К.Глюг).

Задачи проекта:
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
3. Приобщение к музыкальной культуре.
4. Формировать потребность в восприятии музыки.
5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
6. Развитие познавательных и творческих способностей.
7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
8. Обогащение словаря.
9. Развивать желание пользоваться специальной терминологией.
10. Осваивать различные формы приобретения опыта.

Содержание проекта
1. Приобщение дошкольников к классической музыке.
2. Формирование умения классифицировать музыку:
а) инструментальная;
б) вокальная.
3. Знакомство с понятием нота, названием нот.
4. Формирование умения правильно голосом воспроизводить высоту нотных звуков.
5. Знакомство с нотным станом, скрипичным ключом.
6. Формирование умения располагать ноты на линеечках, между линеечек, под линеечками, над линеечками, на добавочных линейках.
7. Приобретать основы музыкально-исторических знаний. Истории и легенды происхождения нот.
8. Рассмотреть расположение, порядок нот на нотном стане  гаммы До мажор.

Основные направления работы с детьми
1. Организованные формы обучения на занятиях.
2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
3. Самостоятельная деятельность ребенка.
4. Экскурсии в  детскую школу искусств.
5. Развитие речи.
6. Художественная литература.
7. Изобразительная деятельность.
8. Игра.
9. Музыкальные праздники и развлечения.

Ресурсное обеспечение проекта
1. Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, домра, балалайка, бубны.
2. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, бубны, духовые, шумовые.
3. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД-диски.
4. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, DVD- проигрыватель.
5. Сотрудничество с детской школой искусств.

Методическое сопровождение проекта
1. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
2. Картотека игр.
3. Подборка музыкальных загадок, стихов о музыке.

Ожидаемые результаты
1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.
3. Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
4. Вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность.
5. Способствовать развитию музыкальной личности, мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Итог:

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного. Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеяв в души благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Конспект познавательного занятия к проекту «Нотная грамота».

Тема: «Где нотки живут?»

Цель:
 Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
- познакомить детей с порядком расположения нот  на нотном стане (звукоряд от ноты «До»);
- закрепить названия музыкальных звуков (нот),  понятие «нотоносец», скрипичный ключ;
- работать над интонационной выразительностью во время исполнения звукоряда от ноты «До» легким естественным звуком;
- побуждать детей к активной деятельности;
- развивать воображение, инициативу.
Оборудование:
магнитофон;
диски;
нотоносец;
музыкальная лестница (7 веселых нот, 7 грустных нот);
заготовки нотного стана и нотных знаков для «фотографии», два вида смайликов.

Предварительная работа:

на предшествующих занятиях дети учат названия нот, разучивается звукоряд от ноты «До» (проговаривается порядок нот), также проводится работа с нотоносцем по теме: «Расположение нот на нотоносце» (на линеечках, между линеечек, под линеечкой, на добавочной линейке).

Ход занятия.

Дети входят в зал спокойным шагом и встают на приветствие.

1 часть. Организационный момент.
Давайте пройдем на стульчики, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательным, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.
2 часть.
- Послушайте, я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны быть внимательными и отгадать ее.
На листочке, на страничке –
То ли точки, толи птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

На пяти проводах отдыхает стая птах.

Семь ребят на лесенке заиграли песенки.

- О чем эта загадка? (о нотах) Значит, о чем мы сегодня будем говорить? (о нотах)
-А точнее как правильно расположить их на нотном стане.

3 часть. Вспоминаем пройденное.

- Ребята,  давайте вспомним название нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
- Ребята, давайте вспомним, а где живут нотки (нотный стан)
- А сколько линеечек в домике у нотного стана?(пять).
- А какая линеечка первая? (попросить выйти ребенка и просчитать линеечки, начиная с нижней линейки).
- А каким ключом мы открываем домик, где живут нотки? (скрипичным).

4 часть. Основная часть.

- Ребята, посмотрите, нотки заблудились и стоят в стороне, посмотрите, какие они печальные, и скрипичный ключ им не помогает, давайте им поможем найти свой домик, поможем скрипичному ключу расставить их по местам. Я попрошу выйти сюда ребят и помочь ноткам найти свой домик (дети выстраивают лесенку).
Молодцы ребята, но посмотрите, нотки у нас остались печальные, наверное, мы что- то сделали не так, наверное это не их домики.
- Ребята скажите, а нотки живут каждая в своем домике или где захотят? (ответы детей).
Очень, очень давно, еще в 18 веке все музыканты договорились, что у каждой нотки будет свое определенное место на нотном стане, свой домик, в котором будет жить только она. И сегодня мы с вами узнаем, где, на какой линеечке живет каждая нотка.
Давайте поможем ноткам найти свой домик.
Вот прослушайте:

Начинаем с ноты До.
Где у этой ноты дом?
Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке. (дети выставляют нотки сами)

Мы поднимемся чуть выше,
Ре мы под линейку впишем.

Смотри, запомни и пойми
На первой строчке нота Ми.

Нота Фа между первой и второй линейкой заскучала,
На свое место она побежала.

На второй линейке Соль,
Ее особенная роль.

Между второй и третьей
Нота Ля сидит, заметьте.
Познакомьтесь, вот она
Смотрит словно из окна.

А на линейке третьей – Си
Поет, когда не попроси.

Вот и ноты встали в ряд,
Получился звукоряд.

Молодцы, ребята, мы помогли нотка, посмотрите,  как они нам улыбаются, а сейчас давайте мы пропоем наш звукоряд (пропеть гамму).

5 часть. Работа в группе.

Давайте подойдем к столу, разделимся на группы и сделаем импровизированную фотографию нотной семьи и подарим ее нашим гостям.

6 часть. Музыкально-двигательная, на развитие творческого воображения.


Ребята, скрипичный ключ благодарит вас за помощь и дарит вам свое изображение (надеть на шею скрипичные ключики), ой ребята,  какой скрипичный ключ хитрый, он превратил вас в нотки.
Ребята, а зачем ноты нужны? (чтобы музыку писать).
Ребята, вспомните, а кто пишет музыку? (композитор).
Ребята, а для чего нужна музыка?  (слушать, танцевать).
Давайте мы выйдем и станцуем наш танец, а когда мы будем танцевать, мы послушаем,  какая музыка звучит (грустная, веселая).
Ребята, а что бы вы хотели делать под эту музыку?  (спать, танцевать, кружиться).
Ребята, а кого можно изобразить под эту музыку?  (зайчика, волшебницу, куклу).

7 часть. Итог занятия.

Что нового мы с вами узнали на занятии?
А что вам было трудно выполнять?
А для чего мы с вами учили ноты?
Оцените свою работу, перед вами два вида смайликов, выберите смайлик с улыбкой, если вам понравилось на уроке, и вы работали хорошо. Выберите другой смайлик, если вам не понравилось на уроке и у вас что-то не получилось.
Ребята,   давайте прощаться со скрипичным ключом и строимся на поклон.
Поклон.


Литература
1. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников».
2. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов».
3. Т.Н. Вендрова, И.В.Пигарева «Воспитание музыкой».
4.Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества».
5. Н. Колосов «Здравствуй, музыка».
6. Д.Б. Кабалевский «Про трех китов и про многое другое».
7. Г. Левашова «Второе рождение музыки».
8. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка».
9. Д. Бин, А. Оулдфилд «Волшебная дудочка».
10. Н.А. Метлов «Музыка – детям».
11.Т.А. Ракитянская «Воспитание звуком».
12. Л. Михеев «Музыкальный словарь».
13. М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей».
 
Л.Г.Антонова, Оренбургская обл.




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (17.02.2013)
Просмотров: 6344