Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Нетрадиционные формы обучения в фортепианном классе


Нетрадиционные формы обучения в фортепианном классе

Начальный период обучения игре на фортепиано представляет значительную трудность для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 

Освоение нотной графической записи, ритмического рисунка, организация пианистического аппарата в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на интерес к музыкальным занятиям. Преподаватели  стремятся к введению нетрадиционных форм обучения в практику детских музыкальных школ. 

В педагогике накоплен огромный опыт по формам организации обучения. Основной формой обучения является урок, то есть законченный в смысловом, временном и организационном отношениях элемент учебного процесса. 

Различают традиционный и нетрадиционный уроки.

Традиционным называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, предусматривающую повторение старого материала, изучение нового, применение нового на практике, домашнее задание. Комбинированные уроки широко применяются в фортепианной педагогике. Обычно на уроке фортепиано работа над произведением строится вокруг одной ведущей задачи. В каждом произведении могут ставиться разные задачи, например,   ритмические особенности, артикуляционные обозначения, педализация и т.д. Разновидностью комбинированного урока является тематический урок (М.Э.Фейгин) или урок сообщения новых знаний. На таких уроках изучается одна тема в произведениях разных стилей и жанров.

Уроки, не имеющие четкой структуры, называют нетрадиционными. В настоящее время наметилась тенденция обогащения нетрадиционных уроков за счет форм внеклассной и внеурочной работы. Так, Г.К.Селевко описывает целый ряд нетрадиционных уроков с использованием фантазии – урок-сказку, урок-сюрприз, урок-фантазию, урок-игру и др. Интересную классификацию форм воспитательной работы приводит Б.В.Куприянов. В ее основу положены виды совместной деятельности и времяпрепровождения русской общины – труд, молитва, ярмарка, празднование и т. д. Куприянов подразделяет формы внеклассной работы на 3 группы:

– статичный (концерт, конкурс, спектакль и т.п.), 
– статично-динамичные (игра, путешествие, ситуационно-ролевая игра),
– динамично-статичные (игра-путешествие, экскурсия и др.).

Нетрадиционные уроки можно практиковать и в процессе фортепианного обучения.  Вот несколько примеров.

Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов. 

Урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении. 

Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное или ритмическое лото для освоения нотной записи). 

Урок - ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее заданные роли в вымышленной ситуации. 

Урок-фантазия – сочинение мелодий, подбор по слуху простых аккомпанементов. 

Урок-сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения музыкальных произведений. 

Урок-сказка – сочинение на заданный сюжет, фабулу. 

Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику. 

Урок-консультация – проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения. 

Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения. 

Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.). 

Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов. 

Урок-«погружение» - изучение творчества одного композитора на примере разных сочинений или «погружение» в эпоху, представленную различными авторскими школами.

Помимо сказанного выше, в педагогике различают формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальные, групповые, фронтальные (коллективные). Фортепианный урок проводится в индивидуальной форме с каждым учащимся; включает работу над репертуаром, эскизное изучение произведений (Л.В.Осипова, Г.М.Цыпин), самостоятельную работу, чтение с листа. Групповые формы организаций деятельности учащихся успешно внедряются в урок-игру, урок-конкурс, урок-фантазию, урок-сюрприз. Фронтальные формы организации деятельности учащихся могут быть использованы на уроках-зачетах, уроках-концертах.

Использование нетрадиционных форм обучения в фортепианном классе с учащимися младшего школьного возраста показывает рост познавательной активности, развитие коммуникативных качеств учащихся. Нетрадиционные уроки становятся сотворчеством педагога и учащегося, служат совместным представлением, совместным исследованием, способствует духовному взаимодействию участников. 

Головкина В.А., г.Ирбит




Категория: Методическая страница | Добавил: Moderator (02.03.2015)
Просмотров: 2636