Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Необходимые условия для оптимизации обучения


Необходимые условия для оптимизации начального периода музыкального обучения

 

Содержание

Введение

Глава I. Объективные условия начального периода музыкального обучения:

1.1. Система начального музыкального образования

1.2. Квалифицированное преподавание

1.3. Наличие качественного инструмента

Глава II. Субъективные условия оптимизации на начальном этапе музыкального обучения:

2.1. Взаимодействие музыкальных способностей и природных задатков

2.2. Оптимальный возраст музыкального обучения

Заключение

Литература

 

Введение

Актуальность исследования.

Тема этой работы является очень важной для успешного развития музыкальных способностей. Именно на начальном этапе обучения закладываются навыки, которые в дальнейшем могут перерасти в способности и даже талант.

В области педагогики и психологии необходимо знать возрастные особенности ученика, его темперамент и черты характера, музыкальные данные. Необходимо применять различные формы и способы воздействия на эмоциональную сферу ученика, чтобы пробудить его интерес к занятиям музыкой. Педагог должен обладать высокопрофессиональными знаниями в своей области. Если говорить о музыкальной педагогике, то здесь требования еще более высокие. Музыка – это область человеческой деятельности, напрямую связанных с духовным миром человека, и от педагога требуются компетенции в педагогике и психологии, общемузыкальных дисциплин, и главное, конечно, в исполнительском искусстве. Процесс овладения инструментом требует неустанного творческого труда, поэтому особенно важно приучать ученика трудиться упорно и настойчиво.

В свете вышеизложенных фактов данная работа об оптимизации начального периода музыкального обучения является весьма актуальной и полезной для преподавателей, так как в ней затрагиваются очень важные вопросы и даются весьма ценные рекомендации.

Объект – учебно-воспитательный процесс.

Предмет – оптимизация учащихся в процессе начального музыкального обучения.

Цель работы – анализ условий, необходимых для оптимизации начального периода музыкального обучения.

Задачи работы:

1. Рассмотреть условия оптимизации начального периода музыкального обучения.

2. Определить значимость начального периода в системе музыкального обучения и воспитания.

Методы исследования.

Теоретический: педагогика, психология.

Практический: методика преподавания.

Практическая значимость работы.

Эта работа поможет преподавателям оптимизировать начальный период музыкального обучения. Позволит разнообразить учебно-воспитательный процесс путем использования разнообразных способов и методов проведения урока.

Глава I. Объективные условия начального периода музыкального обучения.

1.1. Система начального музыкального образования.

Начальное музыкальное образование имеет структуру, в которую входят: детские музыкальные школы, детские школы искусств, студии и кружки. Занятия начального музыкального обучения состоят из двух частей – практическая и теоретическая. Практическая включает все, что имеет отношение непосредственно к игре на инструменте, это – разучивание музыкальных произведений, проведение академических концертов, игра в ансамбле, чтение нот с листа, подбор по слуху. Теоретическая включает изучение сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература. Существует и внеклассная форма работы – посещение концертов, музеев, прослушивание и обсуждение аудио и видеозаписей.

Основной формой учебной и воспитательной работы в музыкальной школе является урок. На уроке ученик получает основной объем знаний, умений и навыков. Урок состоит из трех основных частей: подготовительная, основная и заключительная. Подготовительная – это приведение музыкального аппарата ученика в оптимальное состояние, проверка самостоятельной работы ученика. Основная – работа над музыкальным материалом (замечания преподавателя поощряющие, корректирующие, порицающие в качестве положительных и отрицательных подкреплений исполнительских действий учащегося), использование стимулирующих приемов – пение, дирижирование, ритмические движения и т. д. Итоговая часть урока, ориентирующая ученика на дальнейшую самостоятельную работу. Оценка работы на уроке, как важное средство обучения и воспитания, способствует стимулированию дальнейшего обучения.

Работая с учащимися, необходимо постепенно знакомить их с музыкальными понятиями и терминологией. Задача – воспитать грамотного музыканта. Необходима связь занятий по специальности с музыкально-теоретическими и историческими дисциплинами, а часто и некоторое их опережение, диктуемое самим ходом работы. Одна из важнейших проблем – взаимосвязь урока и домашних занятий учащегося. Развивая интерес ученика к музыке, педагог должен научить его заниматься, привить любовь к самому процессу игры на инструменте. Цель – обеспечение сознательного отношения учащегося к занятиям. От этого и зависит умение ученика заниматься самостоятельно. Длительное время следует показывать ученику, как надо работать над произведением, прививать необходимые навыки, следить за тем как он занимается, отмечать каждый положительный момент работы. Постепенно учащийся приучается к постоянному слуховому самоконтролю, вырабатывается интерес к самостоятельным занятиям.

Для того чтобы привить учащемуся любовь к работе и целеустремленность, очень важно, чтобы у него было желание работать именно над данным произведением, своими показами, беседами об авторе, о самом произведении, прослушиванием записей педагог стимулирует интерес учащегося.

В процессе музыкального воспитания следует активно проводить внеклассную работу с учащимися. Одной из форм является прослушивание и обсуждение аудиозаписей. Вместе можно попробовать проанализировать услышанное, дать возможность ученику высказать свое впечатление, обратить его внимание на динамические оттенки, тембр, характер мелодии. Следует знакомить учащихся с выдающимися композиторами и исполнителями. Так же необходимо посещать концерты, которые позволят ученику в большей степени окунуться в звуковую палитру музыки, прочувствовать атмосферу концертного выступления, уловить настроение исполнителя. Такое знакомство с музыкой подарит новые, яркие впечатления, послужит стимулом к самостоятельным занятиям. Это расширит их познания в области классической музыки, вызовет душевные переживания, которые в дальнейшем помогут в понимании исполняемой музыки. В процессе работы над произведением, можно предложить ученику, в качестве домашнего задания, выполнить рисунок, который отобразит его музыкальные впечатления. Также к внеклассной работе можно отнести проведение классных музыкальных вечеров, в рамках которых у учеников есть возможность общения друг с другом. Все это разовьет их интерес к музыке и новым познаниям в обучении.

1.2. Квалифицированное преподавание.

Преподаватель должен иметь соответствующее образование, которое состоит из нескольких этапов. Первым этапом музыкального образования является музыкальная школа, где закладываются знания, умения и навыки, происходит развитие музыкальной культуры и музыкальных способностей учащихся. Второй этап профессионального обучения – музыкальное училище. Получаемая квалификация – преподаватель, руководитель творческого коллектива, артист оркестра, ансамбля. Третья стадия – высшее учебное заведение (академия, консерватория, институт). Совершенствование знаний, умений и навыков, полученных на начальном этапе профессионального обучения.

Следующим критерием квалифицированного преподавания является хорошее владение инструментом. Преподаватель должен уметь профессионально исполнить произведение, которое играет ученик, так как личный пример является основным в процессе обучения. Важно знать все особенности инструмента, способы звукоизвлечения, пути достижения хорошего, благородного звучания. Важно, чтобы учащиеся слышали и стремились к качественному исполнению. Педагог обязан воплощать в себе все те идеи и стремления, которые он хочет воспитать в ученике.

Заинтересованность ученика в большей степени зависит от умения педагога сделать уроки понятными, интересными, разнообразными. Успех работы определяется не только способностями ученика, но и теми условиями, которые создает педагог в процессе обучения. Это кропотливая работа, требующая терпения, эрудиции, а главное настоящей любви к этому самоотверженному, благородному труду – труду педагога-воспитателя.

Чтобы преподавать, учителю необходимо владеть методикой преподавания данной дисциплины. Нужно в совершенстве знать весь процесс обучения и способы воспитания каждого навыка. Считается необходимым обращаться к вопросам физиологии и психологии для правильного понимания основ обучения: «Необходимо помнить, что игра на инструменте, все движения, выполняемые в процессе игры, есть проявление высшей нервной деятельности, направляющей и контролирующей этот процесс». Задача состоит в том, чтобы правильно поставить руки, обеспечив свободное, естественное исходное положение для игровых движений.

Преподаватель должен быть в курсе современных тенденций развития музыкального искусства. Это поможет повысить уровень преподавания, откроет новые пути к достижению успеха.

1.3. Наличие качественного инструмента.

Хороший инструмент также необходим с первых шагов в овладении музыкального искусства. Ученик должен привыкать к качественному, чистому звучанию инструмента с самого начала. Инструмент, обладающий приятным звуком, отвечает на приложенные усилия и вдохновляет ученика.

Приступая к обучению игре на музыкальном инструменте, преподаватель должен, прежде всего, ознакомить учащихся с особенностями, строением и характером избранного инструмента. Знание устройства инструмента важно главным образом для того, чтобы учащиеся лучше понимали специфику звукоизвлечения, осознавали преимущества и недостатки инструмента при овладении техникой исполнения, знали особенности инструмента и его возможности при интерпретации художественных произведений.

На примере гитары, при выборе инструмента, принимают во внимание в первую очередь звук, удобство игры, качество струн и соответствие размера инструмента росту ученика – это будет благоприятствовать исполнению.

Звуковые качества лучшего инструмента поблекнут, если на нем будут натянуты посредственные струны. Современные технологии изготовления синтетических струн позволяют добиться яркого, протяжного и красивого по тембру звука. Можно порекомендовать струны SAVARES, на которых сейчас играют ведущие гитаристы мира, а также D`Addario, Hoffner, SAVA.

Струнные инструменты необходимо защищать от сырости и пересыхания. Хорошо высушенное дерево, находясь длительное время во влажном воздухе, набухает и увеличивается в объеме. Глютиновый клей, применяемый при изготовлении инструментов, также жадно впитывает влагу, набухает и теряет свои свойства. Все это может привести к вспучиванию, растрескиванию и расклеиванию инструмента.

Чаще всего отклеиваются подструнники на гитарах, появляются трещины на деках, в местах склейки клепок на домрах, балалайках.

Вредно сказывается на инструментах также чрезмерная сухость в помещении и хранение при высокой температуре: дерево пересыхает и дает трещины.

Лучше всего переносить и хранить инструменты в жестких, хорошо закрывающихся футлярах, оклеенных внутри мягкой тканью. Они предохраняют инструменты от вредного воздействия атмосферы и защищают от механических повреждений.

Надо также оберегать инструмент от пыли: пыль не только портит внешний вид, но, накопившись внутри, может ухудшить звучание. Удалять пыль следует куском фланели, бархата, или другим материалом.

После занятий необходимо тряпочкой протереть струны и гриф от следов пота, остающихся от рук: струны и лады не будут окисляться и прослужат гораздо дольше, чем при небрежном хранении. Чтобы колковый механизм работал безотказно, надо время от времени смазывать его машинным маслом.

Если инструмент будет храниться длительное время без употребления, то натяжение струн надо ослабить. Это предохранит гриф от прогибания, а деку от проседания.

Глава II. Субъективные условия оптимизации на начальном этапе музыкального обучения:

2.1. Взаимодействие музыкальных способностей и природных задатков.

Успешное обучение музыке невозможно без наличия способностей. Под способностями понимаются психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые умения, знания, навыки и использовать их в практике.

Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

На каком-то этапе своей жизни у ребенка начинают проявляться музыкальные склонности: то ли это слушание музыки, то ли пение, то ли интерес к тому или иному инструменту. Эта склонность к музыке есть предпосылка музыкального образования, которая в дальнейшем может перерасти в музыкальную способность и одаренность.

Немаловажной проблемой в музыкальном образовании является вопрос о воспитании способностей и их наследственности. Еще Платон полагал, что способности человека являются врожденными и все, что человек знает, является как бы воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний. Сторонники генетической предрасположенности в проявлении способностей пришли к выводу, что в структуре успеха 80% составляют генетические факторы. Генетическую основу имеют словесно-речевые способности, память, способности воображения и т.д. 20% зависят от социальных условий, куда входят условия в семье, школе, удача и счастливый случай.

С другой стороны известно высказывание Г. Эдисона, что гений – это 90% пота и только один процент таланта. Признавая огромную роль труда в развитии природных задатков, ученые говорят, что каждый человек может успешно развивать свои способности в процессе упорного и кропотливого труда, но с оговоркой, что развитие способностей возможно только до определенного предела, отпущенного природой. Подняться выше уровня, предопределенного судьбой, невозможно, какие усилия бы человек не прилагал.

В музыке, как и в других искусствах, существует соотношение между общеинтеллектуальным развитием и развитием музыкальных способностей. Интеллектуально развитый человек обладает уровневой психической организацией, способной более тонко чувствовать эстетику музыки, ему вообще свойственны эстетические чувства. Искусство и духовная бедность – вещи несовместимые.

Занимаясь искусством, в частности музыкальным, чаще всего начинают дети из интеллигентных семей, особенно из таких, где в роду были люди, связанные с искусством. Например, у предков И.С. Баха незаурядная музыкальная одаренность проявилась за пять поколений до его рождения. В семье В.А. Моцарта было пять музыкантов.

Способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из его задатков, природных предрасположенностей, находящихся в скрытом потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.

В субъективном плане человек может развивать свои способности почти беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых высот. Такой рост возможен в том случае, когда выбранная профессиональная специализация дает совпадение возможностей и интересов.

Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо сочетание отдельных частных способностей, образующих единство, синтез. В этом синтезе отдельные способности объединяются вокруг определенного, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.

Приблизительно такую же картину мы наблюдаем и с природными задатками. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. Центральными являются врожденные способности слуховых анализаторов, или по-другому музыкальный слух. Другими врожденными задатками, влияющими на музыкальные способности, выступают типологические свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Для музыканта-исполнителя важным задатком является подвижность игрового аппарата. Игровой аппарат – это ничто иное, как рефлекторная дуга, включающая в себя головной мозг, передающие нервный импульс, нейроны в мышцы рук. Каждая составляющая этой дуги должна быть оптимально развита для успешной деятельности музыканта-исполнителя.

Следует помнить, что задатки сами по себе не гарантируют развития способностей. Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он не обладал, не может стать хорошим музыкантом или художником, не занимаясь настойчиво соответствующей деятельностью.

В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков, трудолюбивый и настойчивый человек с сильными устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных успехов.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Эти признаки, несомненно, присущи способностям, но не определяют их в полной мере. Практически любая психическая функция может обладать данными признаками. Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, память не сводится к знаниям, умениям и навыкам. А вот определить, является ли память сама по себе способностью или нет – сложно. Можно аналогично рассмотреть темперамент. Люди различаются по типу темперамента, наличие того или иного темперамента может способствовать или препятствовать тому или иному виду деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, где требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Но очевидно, что темперамент – не способность. Значит, данные признаки необходимы, но не достаточны применительно к способностям, и это нужно учитывать. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук (по психологии) Б.М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врожденная, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врожденный» и «наследственный»; «врожденный» – проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» – формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»1. Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Он не может появиться до того, как начнется осуществление соответствующей ей деятельности. Причем, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими – схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

Еще один термин, употребляемый Тепловым – склонности. Склонности представляют собой определенные отношения человека к деятельности. «… Способности не существуют вне определенных отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определенные способности»2. Приведенная цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определенная деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Одаренность – это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определенной деятельности, то есть одаренность состоит из различных особенностей. Одаренность – это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».

Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и навыков.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, в то время как второе – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа специальных способностей. Изучая конкретно – психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований денной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличие у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и знаний.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

В экспериментальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.

Стадии развития способностей:

1.​ Задатки.

2.​ Способности.

3.​ Одаренность.

4.​ Талант.

5.​ Гениальность.

Обучение игре на инструменте требует целого комплекса различных способностей, к ним относятся: музыкальность, музыкальный слух и ритм, музыкальная память.

Музыкальность понимается как качество личности, находящее свое выражение в ее предрасположенности к общению с музыкой, к эмоциональной отзывчивости на нее, к развитию музыкального слуха, памяти, мышления, к успешности овладения различными видами музыкальной деятельности.

Музыкальность предполагает достаточно тонкое, дифференцированное восприятие музыки, но способность хорошо различать звуки еще не свидетельствует о том, что это музыкальное восприятие и, следовательно, что обладающий ею музыкален. Важно способствовать тому, чтобы ученик больше слушал музыки, и притом в хорошем исполнении.

Музыкальный слух - это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавая их художественное значение.

Если проследить эволюцию понимания сущности и структуры музыкального слуха в психолого-педагогической литературе, то можно отметить, что она шла по линии выделения и изучения его отдельных сторон. К настоящему времени учеными выделены следующие разновидности музыкального слуха: звуковысотный, интервальный, мелодический, гармонический, полифонический, ладовый, ритмический, тембровый, динамический, фактурный, структурный (архитектонический) и некоторые другие. Такая направленность развития, как считают исследователи, была обусловлена пониманием зависимости развития музыкального слуха от содержания и формы практической музыкальной деятельности.

Слух (с точки зрения физиологии) представляет собой сложную многоуровневую систему, которая охватывает все разделы головного мозга, от низших периферийных отделов подкорки, до высших уровней коры. Музыкальный слух, как известно, включает в себя восприятие различных сторон звука – высотности, тембра, динамики. Человек может обладать хорошо развитым тембровым слухом и при этом слаборазвитым звуковысотным, и наоборот.

Для музыканта основной контроль – слуховой, поэтому необходимым условием формирования профессиональных навыков является развитие слуха как органа контроля. Нельзя допускать слуховой небрежности. Поэтому начальный этап музыкального обучения – это воспитание звуковой культуры, поиск красивого – ясного, плотного, чистого, объемного, темброво-разнообразного звука. Это кропотливая работа, в которой правильная технология будет залогом верного звукоизвлечения и, соответственно, качественного звука. Полезно также следить за исполнением музыки по нотам. Для развития слуха нужно слушать оркестр и играть в ансамбле. Слух естественным путем развивается в процессе работы над произведениями, их исполнении благоприятствует транспонирование по памяти знакомых произведений, подбирание и игра на слух, а также сочинение музыки и импровизация.

К качествам личности, интенсивно развивающимся в процессе обучения музыкой, может быть отнесена и эмпатийность.

Под эмпатийностью понимают прежде всего душевность, сердечность, способность к сопереживанию, к сочувствию, к установлению духовного контакта с людьми.

XX век показал, что проблема эмпатийности – способности к сопереживанию, сочувствию, гуманности – стала одной из центральных в музыкальном образовании. Эмпатийность является противопоставлением отчужденности, эгоизму, черствости души – может быть самым распространенным нравственным болезням нашего времени.

Характеризуя развитие эмпатийности на уроке, необходимо уточнить, что оно оказывается в значительной мере опирающимся на весь жизненный опыт учащегося.

Выделяя музыкальность, креативность и эмпатийность как важнейшие качества личности, необходимые для участия в музыкальной деятельности, принимается во внимание то, что каждое из них определенным образом направляет формирование всего комплекса задатков, способностей, потребностей ребенка, и в первую очередь музыкальных.

При этом музыкальность, креативность и эмпатийность можно представить себе в определенной взаимосвязи и иерархической соподчиненности. Ядром этой триады выступает музыкальность, которая определяет специфику проявления как креативности ребенка, так и его эмпатийности в процессе музыкальных занятий.

Музыкальная память – понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти. Педагог должен изучать свойства памяти ученика, создать благоприятные условия для ее развития, стремиться к тому, чтобы было возможно меньше срывов на сцене, так как они могут нанести травму и подорвать уверенность в себе.

Психологически важно фиксировать внимание не на возможности забыть, а на проблеме рационального запоминания. Повседневная жизненная практика учит, что всё особенно интересующее человека укладывается в памяти быстро и легко, и напротив, всё, к чему равнодушен, что вызывает скуку, запоминается с трудом и быстро забывается. Таким образом, заинтересовывая изучаемым произведением, мы создаем благоприятные условия для его запоминания.

Один из существенных моментов, на который важно систематически обращать внимание ученика, - точное воспроизведение при игре на память всех имеющихся в нотах указаний исполнительского характера. Необходимо бороться с распространенным явлением, приблизительным выучиванием произведения, когда упускаются многие детали.

2.2. Оптимальный возраст музыкального обучения.

Возраст для начала обучения определяется физическими данными ребенка. Для занятий на музыкальном инструменте во внимание принимается рост ученика, его руки, длина пальцев. Все это будет влиять на успешность и продуктивность обучения. Лучше всего начинать учиться с 8-9 лет. В этом возрасте учащиеся более внимательны и усидчивы. Именно такие качества необходимы учащимся для занятий музыкой.

Известный педагог В. А. Сухомлинский призывал начинать музыкальное обучение и воспитание как можно раньше – раннее детство является, по его мысли, оптимальным возрастом. Интерес к музыке должен стать чертой характера, натуры человека. Одна из важнейших задач музыкального воспитания – научить чувствовать связь музыки с природой.

Современные исследователи в области детской психологии и педагогики доказывают, что раннее музыкальное воспитание благотворно влияет на интеллектуальное и психическое становление личности ребенка.

Работоспособность.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (возраст ученика, состояние здоровья), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и др).

Также активность и результаты ученика во многом зависят и от заинтересованности преподавателя. Педагогу необходимо искать различные формы и способы воздействия на эмоциональную сферу учащихся, чтобы пробудить его интерес к знанию и обучению. Чтобы обеспечить оптимальные условия развития каждому из них, нужен индивидуальный подход. Опытные педагоги в своей повседневной практике изучают особенности и характеры своих учеников и на этом основании ищут подход к каждому из них, определяя те оптимальные методические средства, с помощью которых можно каждого ученика научить трудиться с полной отдачей сил.

Заключение.

В этой работе был проведен анализ условий, необходимых для оптимизации начального периода музыкального обучения. В ходе которого, все условия разделены на две группы: объективные и субъективные. В первую группу вошли: система начального музыкального образования, квалифицированное преподавание, наличие качественного инструмента. Ко второй группе относятся: взаимодействие музыкальных способностей и природных задатков и оптимальный возраст музыкального обучения.

Начальный этап обучения всегда был и остается самым трудным и ответственным этапом в работе. В этот период закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать.

Грамотный подход в работе с учащимися должен способствовать эффективной организации учебной деятельности детей, развивать их стремление к достижению поставленных целей. Целью обучения, стимулом к нему, должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы. Это стремление педагог должен как можно раньше пробудить у ученика и всячески поддерживать в ходе занятий.

Задачей педагога является постоянное совершенствование организационных форм обучения, разработка вопросов, связанных с эффективным построением учебно-воспитательного процесса.

Все эти знания помогут преподавателю улучшить процесс обучения игре на музыкальном инструменте. Сделают его более интересным, разнообразным и продуктивным.

Литература

1.​ Абдуллин Э. Б., Э. Б. Николаева Э. Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.​ Алякринский Б. С. О таланте и способностях. – М., 1971.

3.​ Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.

4.​  Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 1991.

5.​ Игошин В. Вопросы музыкальной педагогики. – Л., 1985.

6.​ Лысенко Н. Методика обучения игре на народных инструментах. – Л., 1975.

7.​ Старчеус М. С. Слух музыканта. – М., 2003.

8.​ Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., Л., 1977.

9.​ Фейгин Н. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1968.

10.​  Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика.

11.​  Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.

12.​  Щербак В. Методика обучения игре на инструменте – М., 1998.

Петрова А. А., г. Смоленск, 2015 г.




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (13.12.2015)
Просмотров: 1242