Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Народные лады в творчестве Бориса Чайковского


Народные лады в творчестве Бориса Чайковского

Цель: Познакомить учащихся с ладами народной музыки. Показать на практике их применение, их особенности.
Задачи:
Образовательные:

  • расширить багаж музыкальных впечатлений учащихся;      
  • познакомить с творчеством Бориса Чайковского;
  • создать мотивацию к получению знаний и навыков.

Развивающие:

  • развитие музыкально-образного мышления, творческой активности;
  • развитие двигательно-игровых навыков.                                        

Воспитательные:

  • воспитание интереса к инструменту;
  • воспитание чувства прекрасного;  
  • воспитание эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: тематический.
Оснащение: фортепиано, проектор, компьютер
Вступление:
Участники урока: ученица 2-го класса, ученица 7 класса.

Слайд№1

Как мы помним «ладом» принято называть «систему  взаимоотношения звуков». На уроке мы рассмотрим семь  ладов народной музыки. Два из них получили повсеместное распространение во всем мире - и это хорошо известные вам натуральный мажор и минор. На греческом языке – на языке той культуры, которая когда-то оказалась главным «разработчиком» современных ладов – эти два лада называются: мажор – «ионийский лад», и минор- «эолийский».     Помимо этих двух звукорядов существует еще пять семиступенных ладов. Их можно чаще услышать в народных песнях славянских стран. А поскольку взгляды и вкусы любого серьезного композитора воспитываются именно на народной культуре, то эти же народные лады нередко встречаются и в серьезной музыке самых разных жанров. Общим свойством этих ладов является единство звукоряда. Иными словами, можно получить гаммы всех  этих ладов, используя одни и те же звуки, например, одни и те же белые клавиши фортепиано.

Даем характеристику каждого лада:

«дорийский»- один из древних ладов, широко использовавшихся в Греции и у славян. От привычного натурального минора этот звукоряд отличается высокой шестой ступенью. Из-за этого весь лад приобретает мягкую просветленность, хотя и остается минором.  

«фригийский»- отличается от натурального минора низкой второй ступенью.        

«лидийский»- натуральный мажор преобразуется в лидийский путем повышения четвертой ступени. Это придает музыке еще больше «света», чем в обычном мажоре.            

«миксолидийский»- отличается от натурального мажора низкой седьмой ступенью. Этот лад весьма оригинален по звучанию, очень часто попадается в популярной легкой музыке.        

«локрийский»- весьма необычный лад, с  уменьшенным трезвучием на первой ступени.
Каждый из этих ладов самостоятелен. В них нет случайных знаков – только ключевые.

Вопрос  ученице: «Откуда произошли названия этих ладов?»

Название натуральных ладов указывает на государства, области некогда существовавших на территории Античного Средиземноморья.

  • дорийский – Дориды в Древней Греции;
  • фригийский – Фригия в Малой Азии;
  • лидийский – Лидия в Малой Азии.

Наиболее распространенными являются: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский. Сохраняя греческие названия, каждый из них тесно связан с народным музыкальным творчеством, они лежат в основе народной музыки ряда национальностей, поэтому современная теория музыки справедливо относит их к ладам народной музыки.            

Натуральные лады обладают своеобразной окраской звучания, поэтому в музыке XIX-XX в. многие композиторы часто применяют лады народной музыки в колористических звукописных целях.

Таким примером является цикл фортепианных пьес Бориса Чайков-ского «Натуральные лады».

Слайд №2

Основная часть

Борис Александрович Чайковский родился в Москве в 1925 году. Его родители, хотя и не были профессиональными музыкантами,  очень серьезно относились к занятиям сына музыкой. Его педагогами были: Е.Гнесина, Е.Меснер, В.Шебалин, Д.Шостакович. Свои первые пьесы Б.Чайковский сочинил еще будучи подростком. В этих произведениях юный музыкант отталкивается от классической музыки, в частности от произведений С.С.Прокофьева.  Видно, что музыкант усвоил твердо – в пьесе должна быть тема, ее развитие и завершение, то есть ясная форма. В тоже время в них видна смелость использования необычных гармоний. В детских пьесах , написанных уже взрослым композитором , остается та же яркость настроения, что и в юношеских сочинениях. Композитор создает для начинающих пианистов такие трудности, которые должны раззадорить их, заставить максимально сконцентрировать внимание.    

В конце жизни Б.Чайковский, возможно неожиданно для себя, вновь обратился к детской музыке. Цикл «Натуральные лады» был написан в 1993 году. Композитор назвал пьесы программными заголовками , тем самым «подталкивая» исполнителя к нужному образу и характеру музыки.(Ученицы перечисляют название пьес). И если сравнивать язык ранних и поздних сочинений композитора, то обращает на себя внимание прояснение стиля, еще большая строгость и скупость в отборе средств. Ранние пьесы полезны для развития рук, овладения клавиатурой, развития слуха, внимания, памяти. Поздние сочинения сложнее – не столько для пальцев, сколько для внутреннего слуха, наполнения фактуры смыслом, игрой звуковых образов или передачей состояний. Именно такая музыка, где мало нот и много смысла, выявляет настоящие музыкальные способности учащихся.

Цикл «Натуральные лады» включает семь миниатюр. Он составлен по принципу контраста –темпового, ритмического, ладового. Каждая пьеса написана в определенном диатоническом ладу. Полезно, вслушиваясь в пьесы , найти особенности каждой из них , понять выразительность ладов и отличие пьес друг от друга по характеру и ладовому настроению.

Ранним весенним утром бывает непривычно тихо… Изредка прошумит машина, прогудит самолет- и снова тишина. А в ней отчетливо раздается кап…, кап…, кап…, каждая капля по- своему негромко, почти шепотом падает на землю. Вот несколько их звякнуло подряд в причудливом ритме и даже с намеком на какую-то попевку…Так иногда начинаются  и сочинения Бориса Чайковского. Отдельные звуки то сольются в созвучия, то наметят интонационный мотив, то засверкают сами по себе…

Открывает цикл пьеса «Утро» Слайд №3,4

Принято  рассматривать народные лады в сравнении с натуральным мажором и натуральным минором. Эта пьеса написана в лидийском ладу (мажор с высокой IV ступенью). Мы рисуем картину пробуждения природы. В первых двух тактах звучит восходящий лидийский лад(легкое нон легато передает, игру « солнечных зайчиков»).Картинка меняется и легкие шестнадцатые весело «скатываются» как капельки воды. Крещендо подводит нас к кульминации (пробуждение природы). Арпеджио можно сравнить с  журчанием ручья. В заключении постепенное крещендо и яркие гармонии передают восход солнца. Ученица исполняет произведение.

Слайд №5,6

«Напев» Пьеса написана в дорийском ладу. Минорное наклонение с высокой VI ступенью. Характерные особенности лада – мажорные трезвучия IV и VII ступеней. Это «важный», мужественный лад. Необычный размер 3/2.

Вопрос ученице: «Какой инструмент хотел изобразить композитор в 1 и 3 частях?»(рожок). Звучание рожка мы слышим в правой руке. Вторую часть начинает солирующий мужской голос , затем нежно вступают женские голоса. Мужская и женская тема чередуясь,  подводит нас к кульминации раздела. В заключении опять звучит нежный наигрыш, который постепенно затихает.

Ученица исполняет произведение.

Слайд №7,8

«Токкатина»

Вопрос ученице: «Что такое токкатина?» (Виртуозная пьеса , излагаемая ровными длительностями). Пьеса написана в эолийском ладу. Совпадает с натуральным минором. Стремительный, энергичный, бодрый характер. Перед нами проносится тройка запряженных лошадей. Размеренное движение передает упругая левая рука.  Ученица исполняет произведение.

Слайд № 9,10

«Ненастье» Фригийский лад . Минорное наклонение с низкой II ступенью.   Взволнованный, тревожный характер передает ритмическая пульсация триолями.  Низкий регистр в левой руке создает картину приближения грозы. В средней части происходит развитие сюжета. В конце раздела мелодия неожиданно обрывается(дождь прекратился) и постепенно все успокаивается.

Ученица исполняет произведение.

Слайд № 11,12                    

«Вечером» Ионийский лад. Совпадает с натуральным мажором.  Вопрос ученице что необычного в нотной записи произведения? (отсутствие развмера.)Пьеса написана в характере покоя, умиротворения. Природа погружается в сон. Солнце плавно опускается за горизонт, по земле стелется туман. Красивая аккордовая фактура звучит на протяжении всей пьесы .Мелодия «вытекает» из аккордов. Заканчивается мягко, ласково. Звучит запись.

Слайд  №13,14

«Сказочка» Локрийский лад.. Минорное наклонение , низкая II и низкая V ступени. На I ступени образуется уменьшенное трезвучие , имеющее неустойчивый характер. Этот лад встречается реже других ладов. Ученица сравнивает пьесу со сказкой «Щелкунчик».  

Характер I части тревожный, таинственный, зловещий. (приближается мышиное войско). II часть – стремительная, взволнованная ( Щелкунчик сражается с мышиным королем). В заключении мышиное войско отступает .Уменьшенный аккорд в конце – это последняя попытка противостоять Щелкунчику. Ученица играет отрывки из пьесы, подтверждая образное содержание.

Слайд №15,16

«Приветливый день» Миксолидийский лад. По сравнению с натуральным мажором низкая VII ступень, довольно часто встречается в народных песнях. Характерной особенностью этого лада является минорное трезвучие на V ступени и мажорное трезвучие на VII ступени. Минорное трезвучие в качестве доминанты –это весьма необычно. Пониженная VII ступень ослабляет тяготение ее в I ступень и этим напоминает интонационную особенность VII ступени натурального минора. Используем отрывки из пьесы для анализа особенностей лада. Характер- светлый, ласковый, беззаботный. Ученица придумала образ – «Лето в деревне» .

Заключение:

Слайд № 17

Произведения Бориса Чайковского покоряют своим теплом, искренностью, лирическим чувством. Образное знакомство с натуральными ладами помогает ученикам лучше усвоить особенности этих ладов. Использование народных ладов при сочинении музыкальных произведений не только придает им свежие и непривычные краски, но и изменяет многие привычные элементы гармонии. 

Презентация

Маркобрунова Е.В.




Категория: Методическая страница | Добавил: Moderator (20.11.2014)
Просмотров: 747