Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Начальный этап творческого музицирования


Начальный этап творческого музицирования

Каждый ребенок приходит в детское объединение «Фортепиано» с большим желанием научиться играть на инструменте. «Путешествие в тысячи миль начинается с первого шага» (Лао–Цзы). От того какими будут его первые шаги в музыке, какую педагогическую поддержку он получит, зависит дальнейшее становление обучающегося как пианиста-исполнителя и как личности в целом.

М.Горький писал: «Талант – это вера в себя, в свою силу». Чтобы развить способности, воспитать талант педагогу необходимо создать такие условия, при которых обучающиеся смогут в полной мере раскрыть себя, почувствовать  силы для творчества и самореализации. Именно творческое музицирование создает все предпосылки для успешного развития музыкальных способностей, творческой самостоятельности, самовыражения каждого.

Опыт работы в детском объединении «Фортепиано» показывает, что зачастую самые способные обучающиеся при встрече с первыми трудностями теряются, отступают, а менее одаренные достигают более высоких результатов. Развитие волевых качеств наряду с творческим музыкальным развитием – одна из основных задач обучения игре на фортепиано в учреждении дополнительного образования. Не столь важно наличие отличных музыкальных способностей, а важна искорка в глазах при «музыкальном действии» (игре и подборе мелодий на инструменте), в котором обучающийся принимает участие, ибо она помогает проявлению и развитию необходимых специфических для музыканта данных: слуха, памяти, ритма. Интерес и желание в большей степени, чем все остальное служит залогом успеха в обучении, а поддержать их на должном уровне  помогает систематическая работа по творческому музицированию.

Легко и доступно излагая материал, я стараюсь работать над воспитанием воли, усидчивости и трудолюбия. Стимулом к занятиям у обучающегося должно  стать стремление  ощутить результаты своей работы. Это стремление педагог дополнительного образования должен как можно раньше пробудить у обучающегося и поддерживать в ходе занятий музыкой.

Обучение игре на фортепиано в детском объединении «Фортепиано» начинается с донотного периода. Важность и необходимость которого заключается в том, что обучающиеся с первых же занятий играют на инструменте, знакомятся с клавиатурой, видят результат своего труда и получить удовольствие от этого. В детское объединение приходят дети и подростки в возрасте 6-17 лет. Опыт работы показывает, что этот донотный период должен пройти каждый обучающийся, в каком бы возрасте он не  начал заниматься фортепиано. Возрастные особенности проявляются в этот период только в скорости овладения знаниями. Обучающимся дошкольного возраста, в отличие от школьников требуется более длительное время для овладения материалом. Часто обучающиеся старшего возраста, механически заучив название нот, плохо ориентируются на клавиатуре, что становиться тормозом в музицировании и проявлении творчества на занятиях.

Именно в донотный период закладывается желание заниматься творческим музицированием, так как обучающийся не скован никакими теоретическими знаниями и поэтому свободно работает со всей клавиатурой. Знакомство с клавиатурой, с закономерностями её строения (чередование черных клавиш 2-3) на первом же занятии способствует развитию уверенности в собственных силах. Исполнение упражнения «Море и небо» Л. Хереско (левая рука играет две черных, а правая рука - три черных клавиши) позволяет не только свободно охватить все октавы, но и услышать, почувствовать тембральную окраску всех регистров. Использование подтекстовки развивает творческое воображение и фантазию обучающихся.

Обучение в донотный период начинается с подбора простейших мелодий. В этот период особенно интенсивно идет развитие звуковысотного слуха обучающегося, основного вида музыкального слуха. Этот процесс проходит на материале детских и народных песен, которые усваиваются в порядке увеличения сложности. Затем запоминаются обучающимся и подбираются по слуху от разных клавиш. Мелодии для подбора  используем с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения, облегчает ощущение метроритма и строения мелодии. Подбор по слуху приводит к понятию высоты звука. Не обладая ещё большим багажом теоретических знаний, обучающийся свободно играет материал от любой белой клавиши по слуху, не привязываясь к тональности.

С первых занятий обучающийся знакомиться с понятием ритм, как одного из основных элементов музыки. В овладении ритмом используются различные дидактические приемы и методы. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога дополнительного образования. Ритм в музыке – категория не только время измерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. В музыке существуют три главных структурных элемента, образующих чувство ритма: темп, акцент, соотношение длительностей во времени. Все это складывается в музыкально-ритмическую способность.

В овладении ритмом используются различные дидактические и творческие задания. Используя приём сопоставления (например: двух попевок « Андрей — воробей» и «Утро зимнее»), я объясняю значение ритмического рисунка, как характерной особенности мелодии, по которой можно узнать любую мелодию. На этом свойстве ритма основана интересная дидактическая игра - загадка для среднего и старшего школьного возраста «Угадай песню по ритму». Вначале педагог прохлопывает ритм хорошо знакомой песни, а обучающийся  должен угадать её, затем можно поменяться ролями.

Для дошкольников и младших школьников можно использовать такой вариант игры, где из двух знакомых, только что проигранных мелодий необходимо определить: какая звучала первой, а какая - второй.

Интересные дидактические карточки-задания для ознакомления с длительностями «Одна рука спрашивает, другая отвечает» или «Умеешь ли читать ритмический рисунок?». В дальнейшем этот материал можно использовать для импровизации «Сочини мелодию по заданному ритму». Такая форма работы по творческому музицированию вызывает большой интерес особенно, если в сочинённом отрывке  обучающийся узнаёт знакомую мелодию.

Постепенно вводится понятие «характер музыки». Музыкальные произведения бывают грустные или веселые, звучит грозно или ласково, так и ритмический рисунок можно простучать с разной окраской. Так как фортепиано является клавишно-ударным инструментом, то, стараясь изобразить различный характер ритмического рисунка, обучающийся путём апробации и анализа определяет зависимость силы удара от характера и смыслового замысла музыки.

Педагогическая поддержка обучающихся осуществляется с первых же занятий. Исполнение самых простых мелодий под аккомпанемент педагога способствует выработке ряда игровых приёмов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма. Важнейший из этих навыков – воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей.

При игре в ансамбле работа по творческому музицированию идет намного успешней, что способствует всестороннему развитию музыкальных способностей. Параллельно развивается гармонический слух, восприятие музыкальной палитры становится более ярким и эмоциональным, проявляется специфика оркестрового звучания фортепиано. Л. А. Баренбойм отмечал: «В интересах развития гармонического слуха музыканта необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали».

Интересен опыт работы с первых занятий по игре обучающимся второй партии в ансамбле. Песенка Л. Хереско «Ледяная гора» является хорошим материалом для введения начинающего музыканта в мир аккомпанемента. Обучающийся исполняя партию сопровождения, интуитивно держит ритм, ощущает полноту звука низких регистров и учиться слушать первую партию.

Творческое музицирование в ансамбле требует от обучающихся определенных навыков и умений: хорошо знать свою партию, уметь слушать партнера. Благодаря привлекательности ансамблевой игры, на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата. Обучающиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры. Без развития игрового аппарата невозможно успешное творческое музицирование. Даже если обучающийся слышит, понимает, чувствует, знает что надо и как надо сыграть, слабое развитие игровой техники не даст возможности реализовать свой замысел.

С овладением нотной грамотой вводиться чтение с листа – ещё один вид творческого музицирования. Опираясь на методику П.Н.Бережанского, используя «Круг чтения. Сборник фортепианных пьес для ежедневного чтения с листа», мы добиваемся свободного прочтения нотного текста, а со временем освоив основы гармонии, гармонизируем прочитанное. Такая постепенная систематическая работа проводится на протяжения всех лет обучения.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, только работая параллельно над репертуаром, развитием игровых навыков, музыкальных способностей и всеми видами творческого музицирования, можно добиться высоких результатов в обучении игре на фортепиано, что в свою очередь вызовет желание у обучающегося к творчеству и самовыражению.

Список используемой литературы:

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Издание шестое. Из опыта работы педагога – пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Москва «Советский композитор», 1992, 92 с

2. Тахтарова Н.В. Сборник пьес для фортепиано. Подготовительное отделение ДМШ.- Саратов: «Лицей», 1998.- 48с.

3. Круг чтения. Сборник фортепианных пьес для ежедневного чтения с листа, выпуск 1- 3, Курск, Школа импровизационной музыки «ИМПРОМУЗ», 1996.

4. Лидия Хереско Музыкальные картинки. Занимательная книга для первоначального обучения игре на фортепиано, Москва «Советский композитор», 1983, 115 с

5.«Школа игры на фортепиано» под общей ред. Николаева А. А. Составитель Л. Рощина, Москва, Издательство «Музыка», 1994, 188с

6. Баренбойм, Лев Аронович ч.1. Путь к музицированию. Первый год обучения: Школа игры на фортепиано. Ленинград «Советский композитор», 1980

7. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих ч.1. Составители С. Ляховицкая и Л. Баренбойм «Музыка», 1984

Фастова И. Н.

 




Категория: Методическая страница | Добавил: Администратор (02.08.2015)
Просмотров: 511