Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Музыкальные тембры (I год обучения)


Урок по музыкальной литературе (I год обучения).

Тема: "Музыкальные тембры".
Цель: Понятие тембра как средства выразительности в музыке.
Задача: Развитие музыкального слуха, умение слушать музыку и анализировать ее, понимать язык музыки.

План урока.

1. Каждый ученик предоставляет два рисунка: один нарисованный карандашом, другой цветными красками. Вопрос: какой из рисунков выразительнее, ярче, понятнее? Ученики склоняются к цвету в живописи, рассказывают о том, что при помощи красок они смогли многое выразить, подчеркнуть в своем рисунке. Далее учитель говорит, что в музыке тоже есть свои музыкальные краски, которыми пользуются композиторы при сочинении музыки, и называются эти краски тембром.

2. С.С. Прокофьев в 1936 году написал музыкальную сказку "Петя и волк". Цель этого произведения - познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра, умением слышать тембры героев сказки (лейтмотивы), распознавать тембры инструментов, - в этом педагогический смысл сказки. Слушая струнную группу, исполняющую тему главного героя Пети, дети отмечают, что она звучит в духе веселого марша, благодаря мажору и упругому ритму. Ученики сравнивают звучание с цветом: красным, желтым, оранжевым.

3. Далее по мере появления других персонажей сказки звучат деревянно-духовые инструменты. Музыка Птички и Утки так ярка и  изобразительна, что мы представляем себе их движения, голоса. Легкая тема флейты, украшенная форшлагами, мордентами и исполненная штрихом стаккато, остроумно изображает птичий щебет, а волнообразное движение шестнадцатых - порхание Птички. Ученики, отвечая на вопрос учителя, отмечают прозрачный, холодноватый тембр флейты, сравнивают его с голубым, бледно-розовым цветом. 

4. В тембре гобоя, звучащим гнусаво, слышится утиное "кря-кря". Неровный ритмический рисунок темы "запинки" изображает неуклюжую Утку, переваливающуся с боку на бок. Но вот Утка плюхнулась в лужу. Ее движения стали плавными и быстрыми, тема приобрела подвижность. Но, как и в начале, она осталась комичной. Спор Птички и Утки о том, кто из них настоящая птица, позволил композитору полифонически объединить их темы, а значит и тембры. Сравнивая тембры флейты и гобоя, ученики отмечают, что тембр гобоя более теплый, густой, сравнивают его с зеленым цветом. 

5. Появляется Кошка. Кларнет изображает ее крадущуюся осторожной походкой. Тема звучит стаккато. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. Эти остановки отражены ритмическим рисунком темы. Далее композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон кларнета в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево. Тембр кларнета чистый, прозрачный, отмечается благородством; цвет розовый, голубой, сиреневый. 

6. Появляется Дедушка. Фагот, исполняющий тему Дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Тембр фагота помогает выразить настроение, характер, особенности речи и даже походки. Тембр фагота несколько сдавлен, ворчлив, может быть насмешливым, грустным, печальным. Ученики склоняются к синему цвету. 

7. Появился Волк. Его тема звучит у трех валторн страшно, зловеще. Устрашающий характер теме придают нагромождения диссонансов. Ученики отмечают, что это можно выразить темно-синим, серым цветом. 

8. Появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. "Боевому" маршу охотников аккомпанируют малый барабан и бубен. Так мы знакомим детей с тембрами инструментов ударной группы. Учитель отмечает, что стихия этих интсрументов - ритм. Оттенки цветов могут быть самые разнообразные. 

Вывод: Музыка неотделима от тембра. Поет ли человеческий голос, слышится ли завораживающая тема скрипки или ворчливый голос фагота, - все это входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. 

Ермолаева Галина Алексеевна 




Категория: Методическая страница | Добавил: Moderator (14.12.2014)
Просмотров: 1534