Наши Услуги

Наши друзья

Разное

Форма входа

    Логин:
    Пароль:
Главная » Статьи » Методическая страница

Музыкальное оформление уроков классического танца в классе мальчиков


Музыкальное оформление уроков классического танца в классе мальчиков

1. Введение
2. Роль концертмейстера классического танца
3. Музыкальное оформление уроков классического танца в классе мальчиков
3.1. Экзерсис у станка
3.2. Прыжки
4. Заключение
5. Список литературы

Введение

Поскольку я работаю концертмейстером классического танца в классе мальчиков уже несколько лет, я знаю, как трудно подобрать музыкальное оформление к их уроку. Тем более, что специальной литературы на данную тему очень мало. Навыки подбора музыкального сопровождения можно приобрести только с опытом, поэтому хотелось бы поделиться им с коллегами – концертмейстерами хореографии.

Классический танец является основой хореографии. Он представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему движений и позиций рук, корпуса, головы, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. Классический танец начал «кристаллизоваться» в XVII веке в Париже, когда была основана «Королевская Академия танца» (1661). В XVIII веке его называли «академическим», «серьезным», «благородным», поскольку к такому танцу обращались только для изображения «благородных» персонажей – богов, королей или героев. 

Термин «классический танец» появился в конце XIX века в России в результате разделения танцовщиков на «классических» и «характерных». В то же время окончательно закрепилась и французская терминология этого танца, которая используется и в наши дни. Названия многих терминов определяют характер обозначаемых ими движений: например, battement tendu (вытянутый батман) разрабатывает натянутость ног в танце; battement fondu (тающий) придает гибкость мышцам ног и т.д. Другие имеют описательный характер: coupe – режущее, glissade – скользящее, balance – раскачивающееся и т.п. А термин pas de chat (мягкий «кошачий прыжок»), к примеру, связан с подражанием пластике животных. 

Школа мужского исполнительства классического танца родилась в России в результате деятельности, опыта и творческих исканий таких мастеров русского балета, как Н.Легат, М.Фокин, В.Тихомиров, Ф.Лопухов. В дальнейшем она была усовершенствована выдающимся педагогом-хореографом, профессором Н.Тарасовым, а в последствии его учеником Е. Валукиным, который, используя свой творческий опыт, основы школы своего педагога Н.Тарасова и приемы педагогической практики К.Блазиса, А.Бурнонвиля, А.Мессерера, В.Тихомирова, разработал систему воспитания и совершенствования исполнительского мастерства классического танцовщика [5, с.11].

Классический танец развивает гибкость, координацию движений, выносливость, учит владеть своим телом. Все его движения основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца.

На уроках хореографии дети развиваются не только физически, но и музыкально. Учащиеся приобщаются к лучшим образцам классической и современной музыки, что способствует развитию музыкального слуха и образного мышления. Воспринимать музыку и хореографию в единстве им помогает концертмейстер.

Целью моей работы является показать по каким критериям производится подбор музыкального сопровождения на уроках классического танца в классе мальчиков, углубить и систематизировать свои методические и практические знания в данной области, опираясь на личный опыт и наследие крупнейших педагогов – хореографов.

Роль концертмейстера на уроках классического танца

История фортепианного сопровождения урока танца довольно коротка, поскольку в XVIII-XIX веках в России и Европе для аккомпанемента балетным экзерсисам и репетициям использовалась скрипка. Хореографы предпочитали именно этот инструмент, т.к. зачастую сами аккомпанировали классу. Скрипка позволяла им вести урок и показывать движения, не прерывая игры. С начала XX века для сопровождения уроков классического танца все чаще стал использоваться рояль.

Одной из самых распространенных профессий среди пианистов является профессия концертмейстера. Концертмейстер (нем.) – мастер концерта, музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах. 

Концертмейстерская балетная специализация является специфической разновидностью ансамблевого исполнительства, где «сольная» партия воплощается хореографическими средствами.

Когда концертмейстер со специальным образованием впервые приходит работать в класс хореографии он может испытывать растерянность, поскольку не обладает теми навыками и знаниями, которые необходимы концертмейстеру хореографии. Ему приходится учиться этому методом проб и ошибок с помощью педагога–хореографа и более опытных концертмейстеров хореографии.

Сформулируем основные задачи концертмейстера хореографии на уроках классического танца. Для профессиональной деятельности в детской школе искусств необходимо:
- «понимать специфику хореографического аккомпанемента» [2, с.12];
- «иметь ясное представление обо всех основных движениях классического танца, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запоминать достаточно большие его фрагменты» [2, с.12];
- владеть большим репертуаром и постоянно расширять его, подбирая новые произведения для занятий; использовать не только балетную музыку, но и другие произведения разных композиторов; при исполнении не балетной музыки уметь приспосабливать ее к хореографическому материалу, учитывая особенности хореографических движений;
- понимать хореографическую терминологию;
- владеть навыками импровизации;
- уметь аккомпанировать с листа и разучивать программу в короткие сроки;
- уметь работать в тандеме с педагогом- хореографом и вести урок в его отсутствие.

Объем профессиональных требований, предъявляемых к концертмейстеру при работе в хореографии, велик. Одним из сложных и важных навыков для него является одновременное восприятие музыкального и хореографического материала. Такое умение появляется с опытом, в процессе практики. Неопытный концертмейстер не всегда может запомнить основные движения хореографических комбинаций, поскольку с ними, в отличие от нот, он может ознакомиться только с помощью бокового зрения. Этот навык необходим при репетиционной работе, когда нужно уметь начинать с определенного места.

Музыкальное оформление уроков классического танца в классе мальчиков

«Музыка для танца то же, что слова для музыки…
Удачный выбор мотивов так же существен для танца,
как подбор слов и оборотов для красноречия…»
Жан-Жорж Новерр

Музыкальное сопровождение играет важную роль в процессе обучения классическому танцу. «Эмоционально яркая, содержательная музыка, звучащая на уроке, служит развитию музыкального слуха учащихся, обострению чувства ритма, а также воспитанию художественного вкуса» [5, с.21-22]. Она облегчает выполнение движений, способствует выразительности исполнения, воспитывает умение согласовывать характер движения с характером музыки, повышает работоспособность и дисциплинирует занимающихся.

Обычно на уроках классического танца для музыкального сопровождения используется балетная, симфоническая, танцевальная, оперная и фортепианная музыка. Концертмейстер подбирает ее самостоятельно или с помощью педагога - хореографа. Музыкальное сопровождение должно быть с ясно прослушиваемой фразировкой и квадратным построением (16, 32 такта), а также соответствовать характеру исполняемых движений. В противном случае учащиеся не будут воспринимать музыку и танец, как единое целое. 

В младших классах музыкальное оформление должно быть ритмически простым, ясным и доходчивым, соответствующим элементарным движениям и детскому возрасту учащихся. В последующих классах, оно становится богаче и ритмически разнообразнее, поскольку танцевальные комбинации и движения с каждым годом усложняются.

Музыкальные обозначения динамики (crescendo, diminuendo и др.), манеры исполнения (dolce - нежно, espressivo - выразительно, con brio – с огнем, con anima – воодушевленно, maestoso – торжественно, величаво и др.), темпа (adagio – медленно, alla marcia - маршеобразно, accelerando – ускоряя, rallentando – замедляя и др.) применимы и для танца. Тоже самое можно сказать и о приемах музыкального исполнения: например, legato (связно) соответствует плавным и связным движениям в танце, а staccato (отрывисто) – четким, резким и отрывистым.

Класс мальчиков требует от концертмейстера особого отношения. Здесь, как ни в каком другом классе, пианист должен с большой ответственностью отнестись к подбору музыкального сопровождения и уметь «приспосабливать» его к хореографическим заданиям. А поскольку найти музыку, подходящую именно для мужского исполнения не всегда возможно, зачастую приходится изменять фактуру, штрихи, динамику или переносить мелодию октавой ниже.

Для музыкального оформления в классе мальчиков необходимо подбирать музыкальный материал более плотной фактуры, желательно в среднем или нижнем регистре. По мнению Н.Тарасова, известного солиста балета и педагога, наиболее приемлемой для учебных целей является «музыка эмоционально - образная, танцевально – действенная, оптимистического и волевого начала с ясно выраженной и завершенной мелодикой» [11, с.32]. 

Класс мальчиков требует от концертмейстера более энергичного исполнения. 

Урок классического танца состоит из трех частей: экзерсиса у палки (станка), экзерсиса на середине зала и Allegro (прыжки). Он начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным. 

Экзерсис у станка

Порядок исполнения движений у палки одинаков для всех классов: plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe par terre, battement fondu, battement frappe, battement double frappe, rond de jambe en l’air, petit battement, adagio, grand battement jete.

Исключением является petit battement, который в мужском классе чаще исполняется после Adagio, а не перед ним, как это принято в женском классе. Последовательность упражнений на середине зала та же. 

Концертмейстеру следует знать, что в старших классах комбинации усложняются и могут состоять из двух частей. Например, могут соединяться такие движения как battement tendu и battement tendu jete, где вторая часть должна сопровождаться музыкой с более четким ритмом. Желательно, чтобы переход от одного движения к другому отражался в музыкальном сопровождении модуляцией.

Каждое упражнение предваряет preparations (препарасьон – приготовление) – подготовительное движение. Вступление можно взять из окончания музыкального сопровождения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. Для завершения упражнения обычно берутся два последних аккорда произведения, либо доминанта и тоника той тональности, в котором оно написано.

Рассмотрим, по каким признакам происходит отбор музыкальных фрагментов для основных упражнений классического экзерсиса у палки.    

В начале каждого урока и по его завершению делается поклон. Он является приветствием педагогу и концертмейстеру, а также настраивает учащихся на занятие (музыкальный пример - Шопен «Мазурка» ор7№1).

Plie – означает сгибание, складывание, а как упражнение в уроке классического танца – приседание. Оно подразделяется на demi plie –полуприседание, и grand plie – большое, полное приседание с отрыванием пяток от пола. Как элемент plie входит практически во все движения классического танца. Характер движения слитный, непрерывный. Темп медленный (moderato или adagio). Музыкальный размер – 2/4, 3/4, 4/4, реже – 6/8. Музыкальное сопровождение должно быть плавным, певучим (например, Э.Хаблер «Plie» из маленького сборника «Концертмейстеру балета»[тараканов]).

Battement tendu – (фр. - натянутые движения) означает отведение работающей ноги в каком – либо направлении и приведение ее к опорной ноге. Темп умеренный. Исполняется в размере 2/4, реже – 4/4. Характер музыкального сопровождения – четкий, бодрый. Можно использовать произведения в жанре марша, гавота, контраданса. Возможны следующие музыкальные примеры: Battement tendu из маленького сборника «Концертмейстеру балета» Неизвестного автора [19] или из сборника Е.Казаковой «Урок классического танца» [16]. 

Battement tendu jete – натянутые движения с броском ноги на 25˚ или 45˚. Бросковому характеру этого движения в музыке соответствует прием исполнения staccato. Музыкальное сопровождение должно быть резким, энергичным и иметь четкий ритмический рисунок (например, Л.Минкус отрывок (allegretto) из №40 «Сон Дон-Кихота» из II д. балета «Жизель»). Музыкальный размер – 2/4. На начальном этапе исполняется в том же темпе, что и battment tendu, затем темп ускоряется.

Rond de jambe par terre – представляет собой круговые движения ногой по полу. Круг ногой может выполняться в направлениях ан деор [франц. en dehors – наружу] по схеме: от опорной ноги вперед – в сторону – назад – к опорной ноге; или ан дедан [франц. en dedans – внутрь] по обратной схеме: от опорной ноги назад – в сторону – вперед – к опорной ноге. При этом обе ноги должны быть выпрямлены. Характер движения плавный и непрерывный. Музыкальное сопровождение должно быть в медленном и спокойном темпе в размере 3/4, реже 2/4, 4/4 (например, А.Адан Вариация Альберта из Приложения II из балета «Жизель» или С.Рахманинов «Вальс» ор10 №2).

Battement fondu – плавный, «тающий» батман. Движение представляет собой сгибание и медленное вытягивание ноги при одновременном demi lié на опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plié. Темп медленный (adagio, andante, largo). Музыкальный размер – 2/4 или 4/4. Характер музыки певучий, плавный (например, «Plie» из «Музыкальной хрестоматии для уроков классического танца» (стр.6) Неизвестный автор [16]).

Battement frappe – ударный батман. Это упражнение отрабатывает быстрое и точное сгибание и разгибание раскрытой ноги в положение sur le cou – de – pied. Характер движения резкий, отрывистый, четкий. Для музыкального сопровождения следует подбирать пьесы в характере польки с ритмическим рисунком из мелких длительностей и желательно с приемом исполнения на staccato, в размере 2/4. Темп allegro или allegretto. Большое значение имеет затакт. Возможны следующие музыкальные примеры: Л.Делиб «Праздничный танец» из балета «Коппелия», «Frappe» из сборника Е.Казаковой «Урок классического танца».

Rond de jambe en l’air - это упражнение представляет собой круговые движения ногой в воздухе. Как и rond de jambe par terre оно исполняется en dehors и en dedans. Движение состоит в сгибании и разгибании работающей ноги в колене, открытой на II позицию и поднятой на 45˚, во время которого нижняя часть работающей ноги описывает в воздухе круг, а точнее эллипс (название данного упражнения условно, как и название одноименного движения на полу, поскольку нога в воздухе описывает овал, а не целый круг (rond)). В старших классах это упражнение исполняется уже на высоте 90˚. Музыкальное сопровождение следует выбирать плавного и в тоже время четкого характера, с затактом, в умеренном темпе и в размере 2/4 или 4/4 (например, «Rond de jambe en lʼair» из сборника Е.Казаковой «Урок классического танца» [16]).    

Petit battement – маленький батман. Характер движения – четкий, отрывистый. Движение состоит из быстрой и четкой смены положения sur le cou – de – pied спереди в тоже положение сзади и обратно. Музыку предпочтительно подбирать грациозную, легкую с приемом исполнения на staccato, в размере 2/4 (например, М.Глинка «Детская полька»).      

Adagio – Это упражнение представляет собой медленное, плавное поднимание ноги на 90˚. Характер музыки плавный, спокойный. Постепенный подъем работающей ноги должен сопровождаться в музыкальном оформлении усилением динамики (crescendo), а опускание ноги – ослаблением звучности (diminuendo). Исполняется в размере 2/4 или 4/4, в медленном темпе. Для музыкального сопровождения можно использовать «Developpe» из сборника Е.Казаковой «Урок классического танца» [16].

Grand battement jete – большой энергичный бросок свободной ноги на 90˚.  Характер движения – волевой, четкий, отрывистый. Музыкальное сопровождение энергичное, целеустремленное с яркой динамикой и пунктирным ритмом. Музыкальный размер – 2/4 или 4/4. Возможны следующие музыкальные примеры: «Grand battement jete» из сборника Е.Казаковой «Урок классического танца», С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта», Л.Минкус № 10 «Сегидилья» из балета «Дон-Кихот».       

Экзерсис на середине зала состоит в основном из тех же движений, что и экзерсис у станка, но исполнять его гораздо сложнее, так как нужно сохранять равновесие тела и выворотность ног без  помощи палки.

Прыжки (Allegro)          

«Сердцем мужского класса является раздел allegro» [7, с.61].

Allegro  - в переводе с итальянского означает «весело». В XVII – XVIII веках таким обозначением указывали на настроение музыки (например, «Symphonia allegra» - «Веселая симфония»). Со временем этот термин стал обозначать подвижный темп. 

Прыжки являются технически наиболее трудными движениями в классическом танце. Каждый прыжок начинается и заканчивается в demi – plie, с помощью которого осуществляется толчок, взлет и его завершение.

Музыкальное оформление раздела Allegro имеет свои особенности. Характеру прыжков соответствует живой и энергичный характер музыки в размере 2/4, реже - 4/4. Поскольку в большинстве случаев используется размер 2/4, музыкально-жанровая сторона маленьких прыжков весьма ограничена. Наиболее подходящим музыкальным сопровождением для них  являются польки, которые имеют соответствующий размер (2/4), подвижный темп и энергичный характер. Можно использовать сочинения таких композиторов как А.Дворжак , Б.Сметана, поскольку полька – один из популярных танцевальных жанров чешской музыки, а также бальные польки И.Штрауса, Л.Делиба, русских композиторов XIX века: П.Чайковского, М.Глинки, А.Лядова, С.Рахманинова, А.Рубинштейна и др.

Большое значение в музыкальном оформлении прыжков имеет четкий, «удобно» сыгранный затакт, на который приходится demi plie, предшествующее прыжку. 

Разновидностей прыжков очень много: маленькие – petit allegro, средние – demi allegro и большие – grand allegro. 

Все прыжки классического танца подразделяются на пять групп: 
-прыжки с двух ног на две (temps saute, changement de pied, pas echappe),

-прыжки с двух ног на одну (различные виды sissonne: sissonne ouverte, sissonne fermee и др.),
-прыжки с одной ноги на две (pas assemble),
-прыжки с одной ноги на другую (pas glissade, pas jete, pas de chat и др.)
-прыжки на одной ноге (temps leve, rond de jamde en lʼair saute и др.)

Рассмотрим подробнее прыжки, которые чаще всего изучаются в  детской школе искусств.

Temps saute (от фр.saute – скачки) – вертикальный прыжок с места с двух ног на две. С него начинается первое знакомство учащихся с элементарной основой прыжка. Выполняется по I, II, IV и V позициям. В начальных классах разучивается в медленном темпе, а в старших – в быстром. Для музыкального сопровождения можно использовать «Польку» Ю.Слонова (G – dur).

Changement de pied -  прыжок в V позиции с переменой ног в воздухе. Относится к группе прыжков с двух ног на две. Техника прыжка такая же как и в temps saute, если не считать смену ног. Возможный пример музыкального сопровождения: А.Адан «Кода» из «Вариации Жизели» из №7 «Сельский праздник» Iд. из балета «Жизель».

Pas echappe (от фр.echapper - ускользать, избегать) – это движение состоит из двух прыжков: первый исполняется из V позиции во II, второй – из II позиции в V. Может исполняться с переменой или без перемены ног. Выполняется с двух ног на две. Для музыкального сопровождения можно использовать «Польку» К.Фауста (C-dur).

Pas assemble (собирать) – прыжок из V позиции в V с броском ноги вперед, в сторону и назад во время прыжка на 45˚. Основным отличием ассамбле является собирание ног в воздухе в V позицию. Оно исполняется на месте и с продвижением в сторону броска ноги в положениях en face, croise, efface, ecarte. Возможный пример музыкального сопровождения: Л.Ярмолович «Assemble» из сборника «Классический танец».

Темп прыжков, который должен соответствовать требованиям программы данного класса, устанавливает педагог – хореограф. Во время разучивания все новые прыжки исполняются в медленном темпе, затем, по мере усвоения движения темп ускоряется.
В конце урока снова исполняется поклон.

Заключение

Главное и необходимое условие работы концертмейстера в классе хореографии – постоянно повышать свой профессиональный уровень, как пианиста – исполнителя и концертмейстера, учиться у коллег и использовать собственный накопленный опыт, работать в творческом тандеме с педагогом-хореографом, обогащать свои знания, быть в   непрерывном поиске нового музыкального материала. В настоящее время большим подспорьем для пианиста являются интернет – ресурсы, которые компенсируют недостаток необходимой методической литературы и нотного материала.

Труд концертмейстера хореографии практически не видим. Наиболее ярко его исполнительское мастерство проявляется на экзамене или концерте, где он остается один на один с учащимися и несет ответственность за качество их подготовки. Также концертмейстер ответственен за воспитание их музыкального вкуса у учащихся, которое во многом зависит от правильного подбора музыкального сопровождения.

«Музыка высоких образцов, звучащая на уроке классического танца, делает его одновременно уроком изучения классической музыки» [7, с.75].

«Знание музыкальной литературы – и балетной, и инструментальной, и вокальной – расширяет диапазон применяемой на уроке музыки, делает музыкальное сопровождение разнообразным, увлекающим, интересным для учащихся» [7, с. 77].

Как говорил Конфуций: «Приобщение к музыке – это воспитание внутренней гармонии». 

Список литературы

1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. Изд.2 – Л.: Искусство, 1983. – 207 с.
2. Безуглая Г. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Санкт – Петербург, 2005. – 215 с.
3. Блок Л. Классический танец: История и современность. – М.: Искусство, 1987. – 556 с., ил.
4. Ваганова А. Основы классического танца. Изд. 6. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 192 с.
5. Валукин Е. Система мужского классического танца. – М.: Изд–во «ГИТИС», 1999. – 456 с., ил.
6. Валукин Е. Мужской классический танец: Учебное пособие. М.: Изд-во «ГИТИС», 1987. – 103 с., ил.
7. Валукин М. Эволюция движений в мужском классическом танце: Учебное пособие. М.: Изд-во «ГИТИС», 2007. – 248 с.
8. Зихлинская Л., Мей В. Первые шаги. Примеры уроков для молодых педагогов профессиональных хореографических училищ: практическое пособие по методике преподавания классического танца в младших классах (первый год обучения). К.: ЛОГОС, 2003. – 360 с., ил.
9. Катонова С. Музыка в балете. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 50 с.
10.  Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – М.: Искусство, 1976. – 266 с.
11.  Тарасов Н. Классический танец: Школа мужского исполнительства. Изд.2. – М.: Искусство, 1981. – 479 с.
12.  Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления уроков классического танца. Л.: Музыка, 1968. – 143 с.

Электронные ресурсы:
13.  http://dic.academic.ru/
14.  http://as-sol.net/
15.  http://www.art-education.ru/
16.  http://www.balletmusic.narod.ru/
17.  http://www.dissercat.com/
18.  http://nsportal.ru/
19.  http://notes.tarakanov.net/
20.  http://www.pandia.org/
21.  http://tanec-wiki.com/
22.  http://www.twirpx.com/
23.  http://www.zvezda-vostoka.ru/

Михайлова М. В.

Краснокаменск 2015 г




Категория: Методическая страница | Добавил: Moderator (21.02.2015)
Просмотров: 4526